Дело № 2-1511/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«03» декабря 2010 года
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Вибе И.Н.
при секретаре Фроловой Н.В.,
с участием истца Суряевой Э.В.,
представителя истца Вавиловой С.Ю.,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в г.Новотроицке Лукьяновой Е.Г.,
при секретаре Фроловой Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Суряевой Э.В. к Государственному учреждению- Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
Установил:
Истец Суряева Э.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (далее ГУ-УПФ РФ в г. Новотроицке) о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указав в его обоснование следующие обстоятельства.
10.08.2010г. она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Новотроицке с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением Начальника ГУ-УПФ РФ в г.Новотроицке № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии, т.к. в педагогический стаж, дающий право на досрочное получение трудовой пенсии по старости на основании Постановления № 781 не засчитаны периоды работы:
- с 11.04.1987г. по 13.04.1987г. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет;
- с 01.05.1987г. по 31.07.1987года и с 01.12.1987г. по 31.12.1987г. периоды работы в качестве музыкального руководителя ясли-сада №, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы в указанные периоды;
- с 09.02.1998г. по 21.06.2001г. период работы в качестве музыкального руководителя ДОУ №, в связи с отсутствием наименования ДОУ в Списках должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В связи с отсутствием необходимого стажа 25 лет педагогической деятельности ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
Просит суд признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости, признать отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в ее специальный стаж вышеуказанные спорные периоды работы и назначить ей пенсию с момента обращения с заявлением в пенсионный орган 10 августа 2010 года.
В судебном заседании истица Суряева Э.В. и ее представитель Вавилова С.Ю. на иске настаивали.
Представитель ответчика Лукьянова Е.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано обоснованно. Просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Из трудовой книжки Суряевой Э.В. следует, что с 27.08.1982г. по 19.02.1989г. истица работала в должности музыкального руководителя ясли-сада №.
В соответствии со ст. 58 Закона от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» Советом Министров Союза ССР постановлено назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей, в том числе учителям и другим работникам просвещения – при стажа работы по специальности не менее 25 лет.
В перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397) в разделе «Наименование учреждений и организаций» указаны детские сады и объединенные ясли-сады, а в разделе «наименование должностей» - заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели.
В соответствии с разъяснениями государственного комитета Совета Министров ССССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19 о порядке применения вышеназванного Перечня в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах пенсии педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Ранее действовавший Закон РФ от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях» предусматривал выплату пенсий за выслугу лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2002 года, сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от из возраста.
Пунктом 2 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельность) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года, которая производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2011 года, для лиц, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно постановлению Правительства РФ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 21 января 2002 года № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Феде6ральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», применяются в части, не противоречащей указанным Законом.
Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по зачету в льготный стаж педагогической работы по определенной должности, до введения нового правового регулирования, недопустимо.
Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, утверждающему положение гражданина, и означало бы, по существу, отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены "Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости этим лицам.
Согласно пункту 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Указанными Правилами (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 ) ранее действующий порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в отношении музыкальных руководителей сохранен.
В период работы истицы в должности музыкального руководителя детских садов действовало названное выше Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г., которое было признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 только с 1 октября 1993 г., а в соответствии с разъяснениями государственного комитета Совета Министров ССССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19 о порядке применения вышеназванного Перечня в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах пенсии педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) следует назначать как руководителям-воспитателям и воспитателям.
Таким образом, согласно действовавшему ранее пенсионному законодательству истица приобрела право на включение периода ее работы в стаж, дающий ей право на пенсию, и в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации она не может быть лишена этого права, если позднее принятый нормативный правовой акт не содержит такого положения. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
При таких обстоятельствах пенсионным фондом незаконно отказано Суряевой Э.В. во включении в специальный стаж педагогической деятельности с 01.05.1987г. по 31.07.1987года и с 01.12.1987г. по 31.12.1987г. в качестве музыкального руководителя ясли-сада №.
Суд считает незаконным отказ во включении в специальный стаж Суряевой Э.В. периода работы в качестве музыкального руководителя ДОУ № с 09.02.1998г. по 21.06.2001г., в связи с отсутствием наименования детского учреждения в Списках и отсутствием регистрации Устава детского сада до 2001 года по следующим основаниям.
Из трудовой книжки истицы следует, что истицы с 20.02.1989г. по настоящее время работает в должности музыкального руководителя ясли-сада №, переименованное в дальнейшем в МДОУ №
В постановлении Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (в ред. от 22.09.1993 года), предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В указанных нормативных актах нет ссылок на то, что образовательные учреждения и организации должны иметь статус юридического лица, регистрировать устав.
Таким образом, Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения.
В соответствие с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).
Направлением деятельности ДОУ № являются воспитание и образование детей дошкольного возраста и воспитатель данного учреждения выполняет функции с учетом направления деятельности детского учреждения. Не оспаривается и представителем ответчика педагогический характер деятельности истицы в качестве воспитателя ДОУ №.
Следовательно, период работы истицы в должности музыкального руководителя ДОУ № с 09.02.1998г. по 21.06.2001г., подлежит зачету в ее специальный стаж независимо от даты регистрации Устава указанного детского учреждения.
Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с 11.04.1987г. по 13.04.1987г. не подлежит включению в ее специальный стаж по следующим основаниям.
Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет.
Следовательно, до 01.12.1989г. женщины имели право на отпуск по уходу за ребенком только до исполнения ему полутора лет.
С учетом периодов работы, ранее зачтенных ответчиком и зачтенных в судебном порядке, на 10.08.2010 года специальный стаж истицы составляет 25 лет 00 мес. 17 дней.
Таким образом, требуемый специальный стаж - 25 лет педагогической деятельности у истицы на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсии имелся, в связи с чем, ГУ - УПФ РФ в г. Новотроицке необоснованно отказало ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Суряевой Э.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение начальника Управления пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Суряевой Э.В..
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в г.Новотроицке зачесть в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии Суряевой Э.В., периоды работы с 01.05.1987г. по 31.07.1987года и с 01.12.1987г. по 31.12.1987г. в качестве музыкального руководителя ясли-сада №,; период работы с 09.02.1998г. по 21.06.2001г. в качестве музыкального руководителя ДОУ №, назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию с 10 августа 2010 года.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г.Новотроицке в пользу Суряевой Э.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей и оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <адрес> в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено «19» января 2011года.
Судья Новотроицкого городского суда
Оренбургской области И.Н.Вибе. Решение вступило в законную силу 02.03.2011г.е