Дело № 2-339/2011 года по иску о признании незаконным бездействия



Дело № 2-339/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2011г.

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Бондаренко О.Ю.,

с участием: помощника прокурора Мелехиной О.В.,

представителя ответчика МУЗ <данные изъяты> г.Новотроицка по доверенности Липинской Л.В.,

представителя третьего лица ГУ <данные изъяты> г.Новотроицка

Финютина В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новотроицка в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты>» г.Новотроицка о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения <данные изъяты> г.Новотроицка о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, указав, что прокуратурой г.Новотроицка проведена проверка по исполнению законодательства о занятости несовершеннолетних и соблюдению особенностей регулирования их труда на предприятиях города. Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Пунктом 2 ст. 11 ФЗ РФ №№ от ДД.ММ.ГГГГ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц моложе 18 лет. Под квотой согласно ст.1 Закона Оренбургской области "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки ( в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

К группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области, в том числе и молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу (ст.3 Закона №).

Согласно ст.6 Закона трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно и по направлениям органов службы занятости населения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест. В соответствии со ст.5 Закона размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек 4%.

Согласно сведений представленных Муниципальным учреждением здравоохранения «<данные изъяты> (далее МУЗ <данные изъяты>) среднесписочная численность работников по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> человек. Размер квоты для МУЗ <данные изъяты> составляет: <данные изъяты> *4%= 24,36. Минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной защиты и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в МУЗ <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> человека. Ответчик нарушает права социально незащищенной категории населения – несовершеннолетних.

Просил признать незаконным бездействие администрации МУЗ <данные изъяты> г. Новотроицка, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки- несовершеннолетних. Обязать администрацию больницы устранить нарушения ст.6 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты в размере <данные изъяты> человек, исходя из среднесписочной численности работников- <данные изъяты> человек, для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе молодежи в возрасте до 18 лет впервые ищущей работу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Мелехина О.В. уточнила исковые требования и просила обязать администрацию больницы устранить нарушения ст.6 Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, а именно молодежи в возрасте до 18 лет впервые ищущей работу.

Представитель ответчика Липинская Л.В. исковые требования не признала и пояснила, что согласно ст.5 Закона о занятости государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К гражданам, испытывающим трудности в поиске работы относятся инвалиды, лица предпенсионного возраста, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и профессионального образования, ищущие работу впервые.

Для таких категорий граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости: разработку и реализацию целевых программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест, установление квоты для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, организацию обучения по специальным программам и осуществление других мер.

Статьей 3 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» определены группы населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест. К ним относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области:

- инвалиды, имеющие в соответствие с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду;

- молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу;

- выпускники профессиональных учебных заведений;

- женщины, имеющие малолетних детей;

- лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Этой же статьей установлено, что суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать четырех процентов от среднесписочной численности работников. При этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

При среднесписочной численности работников МУЗ <данные изъяты> составляющей <данные изъяты> человек, количество работающих инвалидов - <данные изъяты> человек, что составляет <данные изъяты>, количество работающих женщин, имеющих малолетних детей - <данные изъяты> человека, что составляет <данные изъяты> (общий процент <данные изъяты>

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона о квотировании рабочих мест квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в статье 3 названного закона, с учетом объемов предложения рабочей силы. В Законе прямо не указано, что работодатель должен принять на работу в счет установленной квоты граждан из каждой группы населения, перечисленных в статье 3 Закона о квотировании рабочих мест. При трудоустройстве граждан в возрасте от 14 до 18 лет необходимо учитывать положения статьи 4 Закона о занятости. Работа для указанной категории граждан должна быть подходящей, а именно, учитывая возрастные особенности, она должна соответствовать профессиональной пригодности работника, состоянию здоровья, отвечать требованиям трудового законодательства, условия труда должны соответствовать правилам и нормам по охране труда. Основными принципами определения безопасных для подростков видов деятельности являются: соответствие возрастным и функциональным возможностям, отсутствие неблагоприятного развития на рост, развитие и состояние здоровья, исключение повышенной опасности травматизма для себя и окружающих.

В штатном расписании МУЗ <данные изъяты> имеются должности, не требующие специальной профессиональной подготовки: санитарка, грузчик, дворник.Предложить должность грузчика гражданам в возрасте от 14 до 18 лет не представляется возможным на основании Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет. Работникам в возрасте до 18 лет запрещены переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № предельные нормы. Так, например, если подъем и перемещение груза вручную осуществляются постоянно в течение рабочей смены, то предельно допустимая норма груза составляет:

- для юношей 14, 15 лет - 3 кг; 16, 17лет - 4 кг;

- для девушек 14, 15 лет - 2 кг; 16, 17 лет - 3 кг.

К должности «Санитарка» применяются следующие квалификационные требования: среднее: (полное) образование без предъявления к стажу работы. Одной из должностных обязанностей является уборка всех помещений в медицинской организации, а также мытье окон. Согласно «Перечню тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» уборка общественных туалетов (в т.ч. туалетов в медицинских организациях) при уборке производственных и служебных помещений лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста, запрещена.

На основании вышеназванного Перечня лицам моложе восемнадцати лет запрещены работы, выполняемые на высоте. К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии не менее 2 метров от не огражденных перепадов по высоте 1.3 метра и более (ГОСТ 12.4:059-89).Следовательно, работы по мытью окон и уборке помещений в медицинском учреждении, которые являются должностными обязанностями санитарки, лицо моложе восемнадцати лет выполнять не может.

ДД.ММ.ГГГГ МУЗ <данные изъяты> была установлена квота для молодежи в возрасте до 18 лет, и в счет установленной квоты ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ <данные изъяты> на должность дворника был принят ФИО1,ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Кроме того, исполняя требования Закона о занятости и Закона о квотировании рабочих мест, МУЗ <данные изъяты> ежемесячно предоставляет в Государственное учреждение <данные изъяты> города Новотроицка» информацию о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

Представитель ответчика пояснила, что по несовершеннолетним на момент рассмотрения дела в суде информацию о квоте в Центр занятости населения они не подавали, до 10 марта информация будет предоставлена. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ГУ <данные изъяты> г.Новотроицка Финютин В.П. пояснил, что ответчик соблюдает установленный законом размер квоты для всех категорий граждан и в том числе установленные для инвалидов <данные изъяты> Информацию о выполнении квоты ответчик предоставлял до проверки прокуратуры не регулярно. По молодежи в возрасте до 18 лет ответчиком квота не была установлена и не установлена на сегодняшний день, информация по квоте в отношении несовершеннолетних не предоставлялась.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что она работает начальником отдела кадров в <данные изъяты> 2. Они ежемесячно предоставляют в <данные изъяты> информацию об исполнении квоты. В больнице 607работающих, <данные изъяты> инвалидов, то есть <данные изъяты> предусмотренные законом, для инвалидов соблюдаются, всего количество граждан, принятых по квоте составляет <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ у них работает дворником ФИО1

Суд, выслушав стороны, третье лицо, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Данные права закреплены в ст.37 Конституции РФ.

Однако в условиях свободного развития рыночных отношений некоторые граждане, в силу причин различного характера, лишаются возможности получить доступ к труду. С целью защиты прав данных граждан и выполнения целей социального государства, законодатель в Законах определяет для них специальные правовые механизмы, позволяющие таким гражданам реализовать свое право на труд. Одним из механизмов, предусмотренных законодателем, является квотирование рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан.

Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» (далее Закон), квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

В соответствии со ст.2 Закона, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

К числу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, относятся граждане РФ…, молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу.

Статья 5 Закона предусматривает, что суммарный размер квоты для всех категорий граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, не может превышать 4% от среднесписочной численности работников.

Согласно ст.6 Закона, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Указанные выше положения Закона предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом и после этого сообщает органам службы занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать соблюдение работодателем квоты, а также направлять граждан из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки и информировать данных граждан о наличии рабочих мест. Это создает препятствия в реализации гражданами своего права.

С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать органам службы занятости сведения о выполнении квоты для

приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых мест.

Судом установлено, что среднесписочная численность работников на ДД.ММ.ГГГГ в МУЗ № составляет <данные изъяты> человек. Размер квотируемых рабочих мест должен составлять 4% от <данные изъяты> человек, что составляет <данные изъяты> человека.

Из информации для постановки на учет по вопросу реализации квоты, информации об исполнении квоты от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также из пояснения представителя ответчика, представителя ГУ <данные изъяты>.Новотроицка, установлено, что МУЗ № квотированием рабочих мест для молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, не занималось, информацию в соответствии со ст.6 Закона не предоставляло.

Фактически до момента рассмотрения дела в суде ответчик не принимал меры к установлению квоты для молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу. Факт приема на работу с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнего ФИО1 не свидетельствует об установлении квоты для данной категории лиц.

Доказательств установления квоты для молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу со стороны ответчика суду не представлено.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, органы службы занятости населения лишены возможности направлять граждан, из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, а именно молодежь до 18 лет для трудоустройства в счет установленных квот, а указанные граждане самостоятельно устраиваться на рабочие места в счет установленных квот.

На основании изложенного, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Новотроицка в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения № г.Новотроицка удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> г.Новотроицка устранить нарушения ст.6 Закона Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, а именно молодежи в возрасте до 18 лет впервые ищущей работу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Л.А.Суханова. Решение вступило в законную силу 25.03.2011 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>