Дело № 2-133/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011г.
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Сухановой Л.А.,
при секретаре Бондаренко О.Ю.,
с участием: помощника прокурора Быстровой С.И.,
представителя ответчика Администрации МО г.Новотроицк по доверенности Подорожниковой Т.В.,
представителя ответчика МУП <данные изъяты> Макаренко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты> Администрации МО г.Новотроицк о признании незаконными действий МУП <данные изъяты>» по эксплуатации объектов водоснабжения (скважины и водоразборных колонок в <адрес> и на <адрес>) с нарушениями санитарного законодательства и об обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в котором указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года была проведена проверка в ходе, которой выявлены нарушения соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в МУП <данные изъяты>», осуществляющим подачу питьевой воды в жилые дома <адрес>. Проверка проведена с привлечением главного специалиста-эксперта <данные изъяты> Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО2 Постановлением главы Администрации МО г.Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ объекты водоснабжения <адрес> закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП <данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГ года объекты водоснабжения эксплуатировал ФИО1 Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-а ПК на должность директора МУП «<данные изъяты>» назначен Макаренко С.С. В соответствии со ст.39 ФЗ № № от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно ст.ст. 3, 7 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжение населения. Согласно требованиями ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Согласно п. 1 ст.18 названного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Пунктом 2 вышеназванной статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг осуществляется в соответствии с законодательством РФ органами местного самоуправления и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.
Пунктом 4 ч.1 ст. № от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п.1.3-1.6 «Санитарных правил и норм «Зоны охраны источников водоснабжения питьевого назначения СанПин №, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Пунктами 3.2.1.1-3.2.1.5 вышеуказанных санитарных правил установлено, что территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки, переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
При осмотре скважины питьевого водозабора в <адрес> установлено: водоснабжение поселка осуществляется скважиной, расположенной на северной окраине поселка, расстояние до границ участков ориентировочно 70-80 м и более метров. Крышка подземной камеры скважины закрыта на замок. Вокруг скважины имеется ограждение, представляющее собой врытые в землю металлические столбы с двумя-тремя рядами колючей проволоки, что не соответствует требованиям п. 14.4 СНиП № «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.». В ограждении имеются ворота, закрытые на замок. На водопроводной сети имеются 3 водоразборные колонки. Имеется паспорт на скважину, имеется схема водопровода. Огражденная зона санитарной охраны первого пояса водозаборной скважины недостаточного размера. Условия для организации зоны санитарной охраны первого пояса нужного размера имеются. Территория зоны санитарной охраны первого пояса не озеленена, не обеспечена охраной, нет дорожки к скважинам с твердым покрытием, после проводимых работ не восстановлена герметичность оголовка скважины, отсутствует аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита скважины проектной производительности и уровня воды. Габариты подземной камеры скважины не достаточны, не позволяют разместить энергооборудование и контрольно-измерительные приборы, которые в настоящее время размещены рядом со скважиной в электрошкафу. Крышка подземной камеры не плотная, не защищающая от проникновения в камеру атмосферных осадков. Участками разрушена обваловка подземной камеры скважины, имеются сквозные отверстия в подземную камеру. Территория вокруг водонапорной башни захламлена. Условия для организации зоны санитарной охраны первого пояса нужного размера водонапорной башни имеются. Водоразборные колонки не имеют отмостки с уклоном от колонки, лотка для отвода воды при наборе. Колонки не имеют крышек на колодцах, в колодцах колонок находится вода и посторонние предметы, вода при наборе поступает в колодцы. В МУП <адрес> отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на использование скважины в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение на него, имеется программа производственного контроля качества питьевой воды в <адрес>, но лабораторный контроль качества питьевой воды в ДД.ММ.ГГГГ году не осуществляется. В ДД.ММ.ГГГГ годах ведомственный контроль качества питьевой воды в <адрес> осуществлялся ИП ФИО1 по договору с ООО <данные изъяты> представлены протоколы ведомственного лабораторного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ по микробиологическим, органолептическим показателям, ряду неорганических показателей, при этом качество питьевой воды не соответствует требованиям СанПИн № по показателю общей жесткости, № от ДД.ММ.ГГГГ по микробиологическим, органолептическим показателям (качество питьевой воды соответствует требованиям), № от ДД.ММ.ГГГГ по микробиологическим, санитарно-химическим показателям(качество воды не соответствует требованиям СанПин № по показателю общей жесткости), в ДД.ММ.ГГГГ году журнала учета аварийных ситуаций на скважине водопроводе не ведутся, информация об аварийных ситуациях не направляется в Юго-<данные изъяты> Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, на момент проверки на питьевом водопроводе не ликвидированы дев аварийные ситуации, отсутствует лицензия на добычу подземных вод для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения. Устройств для постоянного обеззараживания питьевой воды нет. Обеззараживание сетей водопровода, скважины, колонок – аварийное, сезонное гипохлоритом натрия марки А, сопроводительные документы имеются. По данным лабораторного контроля, проводимого отделением Орского ФГУЗ <данные изъяты>» в г. Новотроицке качество питьевой воды: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по данным лабораторного контроля отделением Орского филиала ФГУЗ <данные изъяты>» в г. Новотоицке исследовано проб питьевой воды на санитарно-химические показатели-6 (соответствуют требованиям), микробиологические показателди-8 (соответствуют требованиям); в ДД.ММ.ГГГГ на санитарно-химические показатели-13 (1 проба не соответствует требованиям по показателю общая жесткость), микробиологические показатели-26 (5 проб (разводящая сеть)не соответствуют требованиям). Кроме того, согласно протоколу исследования питьевой воды от17.06.2010 года № качество воды исследованной пробы в скважине <адрес> не соответствует требованиям СанПин № «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения» по показателю жесткость общая. Со слов главы администрации <адрес>, станции Губерля ФИО3 и начальника участка МУП <данные изъяты> ФИО1. в <адрес> и <адрес> высокая степень износа водопроводных сетей. Практически 50% протяженности питьевых водопроводов требует замены. Таким образом, проверкой установлено, что МУП «ЖКХ» <адрес> при осуществлении водоснабжения <адрес> нарушены требования ст.ст.11, 19, 36 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП № «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», СанПин № «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПин № «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к системам горячего водоснабжения». Употребление некачественной воды может причинить вред здоровью человека и нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывает вредного воздействия на человека, закреплено ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № №Об охране окружающей среды», ст. 8 ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» названное благополучие, в том числе право на обеспечение безопасной, безвредной, благоприятной питьевой водой, обеспечивается соблюдением юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Несоблюдение санитарных правил направленных на обеспечение безопасности питьевой воды создает опасность причинения вреда здоровью граждан в будущем.
В результате незаконных действий МУП <данные изъяты>» по эксплуатации систем водоснабжения в <адрес> с нарушением требований законодательства, нарушены личные неимущественные права неопределенного круга лиц. При этом органом местного самоуправления – администрацией МО г. Новотроицк не исполнены должным образом предоставленные полномочия по организации в границах городского округа водоснабжения и контролю за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, осуществляемых МУП <данные изъяты> по водоснабжению.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО г.Новотроицк по надлежащей организации питьевого водоснабжения населения, проживающего в <адрес>, выразившееся в неисполнении полномочий, предоставленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по организации в пределах городского округа водоснабжения населения надлежащего качества, безопасного для его жизни и здоровья, и неосуществлении контроля за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Признать незаконными действия МУП <данные изъяты> по эксплуатации объектов водоснабжения расположенных в <адрес> МО г. Новотроицк с нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Обязать МУП <данные изъяты> устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на объектах водоснабжения, расположенных в <адрес> МО г. Новотроицк, а именно: а) обеспечить качество подаваемой питьевой воды населению из названной скважины в соответствии с требованиями СанПин № «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» путем: разработки проектной документации, где будут учтены и обоснованы все необходимые условия (в том числе качество исходной воды, степень фактического превышения по конкретным загрязняющим веществам, дебит скважины, уровни максимального водопотребления, мощность оборудования и способ водоочистки, наличие санитарно-эпидемиологического заключения органов Роспротребнадзора на реагенты и оборудование; установки оборудования для очистки и смягчения воды на основании разработанного проекта; б) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и получить на него положительное санитарно-0эпидемиологическео заключение; в) осуществлять лабораторный контроль качества питьевой воды по санитарно-химическим, микробиологическим и радиологическим показателям в соответствии с программой производственного контроля и в установленном объеме; г) оборудовать зону санитарной охраны первого пояса водозаборной скважины в соответствии с требованиями СанПин № «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения» (установленного размера, огороженную глухим забором); д) оборудовать водозабор аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации скважины проектной производительности и уровня воды; е) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование скважины в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; ж) получить в установленном порядке лицензию на добычу подземных вод для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения; з) оснастить водоразборные колонки отмостками с уклоном от колонки, лотком для отвода воды при наборе, крышками на колодцах; и) подземную камеру скважины обустроить исходя из условий размещения в ней электродвигателя, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов; обеспечить в ней плотно закрывающуюся крышку, защищающую от проникновения в камеру атмосферных осадков; произвести обваловку подземной камеры скважины и устранить сквозные отверстия в подземную камеру.
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с аналогичным исковым заявлением в отношении разъезда №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ оба дела были соединены в одно производство.
В судебном заседании помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Быстрова С.И. исковые требования поддержала в полном объеме и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
Представитель ответчика администрации МО г.Новотроицк Подорожникова Т.В. исковые требования не признала и заявила о пропуске трехмесячного срока для обращения в суд с заявлением, предусмотренного ст.256 ГПК РФ. Указала, что в качестве основания для обращения в суд с заявлением об обжаловании действия от ДД.ММ.ГГГГ указан акт осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, который проводился с участием старшего помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Ни закон о прокуратуре, ни ГПК РФ не устанавливают исключений для прокуратуры в части соблюдения установленных сроков для обращения в суд, срок обращения в суд по данному делу истек ДД.ММ.ГГГГ Факт пропуска срока является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления прокурора полностью.
Представитель ответчика – директор МУП <данные изъяты>» Макаренко С.С. исковые требования признал частично, пояснил, что часть мероприятий, который просит выполнить прокурор проведена. Поддержал ходатайство представителя администрации МО г.Новотроицк, считает, что истцом пропущен срок обращения с иском в суд. На основании этого просил истцу в иске отказать.
Помощник прокурора Быстрова С.И. пояснила, что трехмесячный срок обращения с иском действительно пропущен, уважительных причин нет, заявление о восстановлении пропущенного срока истец подавать не будет.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, считает следующее.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями о признании незаконными действий МУП <данные изъяты>» по эксплуатации объектов водоснабжения (скважины и водоразборных колонок в <адрес> и на <адрес> с нарушениями санитарного законодательства и об обязании устранить выявленные нарушения в соответствии со ст.254 ГПК РФ.
Согласно ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении заявления. В данном случае сроку придается значение, аналогичное сроку исковой давности.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО г.Новотроицк заявила о пропуске истцом трехмесячного срока для обращения с заявлением в суд.
Судом установлено, что в качестве основания для обращения в суд с исковым заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании действия указан акт осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ Осмотр проводился с участием старшего помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Ни закон о прокуратуре, ни ГПК РФ не устанавливают исключений для прокуратуры в части соблюдения установленных сроков для обращения в суд. Срок обращения в суд по данному делу истек ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, установлено, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением. Помощник прокурора Быстрова С.И. пояснила, что истец не желает подавать заявление о восстановлении пропущенного срока, поскольку уважительных причин не имеется.
Факт пропуска срока является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления прокурора полностью.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Поэтому в иске Орскому межрайонному природоохранному прокурору необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Орскому межрайонному природоохранному прокурору к Муниципальному унитарному предприятию <данные изъяты>, Администрации МО г.Новотроицк о признании незаконными действий МУП <данные изъяты>» по эксплуатации объектов водоснабжения (скважины и водоразборных колонок в <адрес> и на <адрес> с нарушениями санитарного законодательства и об обязании устранить выявленные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.А.Суханова. Решение вступило в законную силу 4.03.2011 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>