Дело № 2-794/2011 об обязании предоставить жилое помещение вне очереди



Дело № 2-794/ 2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2011 года

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Белоусова Ю.А.

с участием прокурора Мелехиной О.В.

при секретаре Гришкиной С.В.

с участием представителя опеки Шляпкина Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новотроицка в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Галямовой М.А. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с иском в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Галямовой М.А. ДД.ММ.ГГГГ к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения указывая на то, что прокуратурой г.Новотроицка проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность, создавать условия для реализации этого права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 1 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из вышеназванного закона лица указанной категории обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.п. 2 п.2, п.3, п.5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г.

1347/285-IУ-ОЗ “О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области” жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья.

В соответствии с п. 4 ст. З названного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

Согласно ст. 6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.

Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является - основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления.

В ходе проведенной проверки установлено, что работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Жилищным отделом Администрации МО г. Новотроицка, которым ведется учет таких граждан, нуждающихся обеспечении жильем.

Галямова М.А., ДД.ММ.ГГГГг.р. состоит на учете в Жилищном отделе Администрации МО г. Новотроицк с ДД.ММ.ГГГГ в льготной очереди для получения жилья во внеочередном порядке.

Мать Галямовой М.А., <данные изъяты> решением Новотроицкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец <данные изъяты> решением Кувандыкского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим.

В соответствии с дипломом ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Галямова М.А. окончила указанное учебное заведение по профессии « повар третьего разряда», где относилась к категории учащихся из числа детей-сирот и состоял на полном государственном обеспечении.

После окончания обучения в учреждении профессионального образования – ГОУ НПО «Профессиональное училище », Галямова М.А. не была обеспечена жильем.

состоял на полном государственном обеспечении.

В настоящее время Галямова М.А. своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в квартире знакомых по адресу: <адрес>.

Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что с 1марта 2005года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

П.п.3 п.1 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 20 ГК РФ предусматривает, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, установлено, что Галямова М.А. проживала в городе Новотроицке до обучения в Зиянчуринской специальной (коррекционной) школе-интернате и профессиональном училище <адрес> и по возвращении из них. Справкой администрации муниципального образования Зиянчуринский сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Галямова М.А. зарегистрирована в <адрес> вместе с несовершеннолетним сыном <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГг.р.

Проживание Галямовой М.А. в п. Зиянчурино в жилом помещении по <адрес>, предоставленном ее знакомыми, носит временный характер, так как данное жилое помещение не пригодно для жилья, где проживают еще 5 человек.

Таким образом, жилье, где проживает Галямова М.А. со своим ребенком, не подпадает под определение места жительства, указанное в статьей 20 ГК РФ и статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Галямова М.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти- по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Однако, вышеприведенные положения федерального законодательства органам и исполнительной власти не исполняются надлежащим образом.

В результате бездействия администрации МО г.Новотроицка Галямова М.А. оказалась лишенной возможности получения жилья до настоящего времени.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Галямова М.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права, с какими- либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Просит обязать администрацию муниципального образования г. Новотроицка предоставить Галямовой М.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации.

В судебном заседание прокурор Мелехина О.В. от исковых требований отказалась указывая на то, что после подачи настоящего иска, согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком, Галямовой М.А. и её ребенку предоставлена отдельная благоустроенная двухкомнатная квартира по ад. <адрес>, общей площадью 43, 7 кв.м.

В судебное заседание истица Галямова М.А. не явилась, извещена надлежащим образом о времени судебного заседания.

Представитель ответчика Администрация Муниципального образования город Новотроицк в судебное заседание не явился, представив отзыв в котором возражал против удовлетворения исковых требования указывая на то, что истице по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отдельная благоустроенная квартира двухкомнатная квартира по ад. <адрес> общей площадью 43,7 кв.м.

Представитель Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени судебного заседания.

Представитель органа опеки нашел исковые требования обоснованными.

Исследовав материалы дела суд принимает отказ прокурора г. Новотроицка от иска в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Галямовой М.А. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения т.к. это не противоречит закону и не нарушает чьих – либо прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Руководствуясь ст. 221 ГПК РФ суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ от иска прокурора г.Новотроицка в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Галямовой М.А. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения.

Производство по гражданскому делу по иску прокурора г.Новотроицка в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Галямовой М.А. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения, прекратить

Определение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г. Новотроицка в течение 10 дней.

Председательствующий: Ю.А. Белоусов Определение вступило в законную силу 21.06.2011г.