Дело № 2-800/2011г. РЕШЕНИ Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Белоусова Ю.А. с участием прокурора Андреевой О.А. при секретаре Гришкиной С.В. с участием истца Гусева К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новотроицка в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Гусева К.В. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с иском в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Гусева К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения указывая на то, что прокуратурой г.Новотроицка проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность, создавать условия для реализации этого права. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение. Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. 1 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Порядок обеспечения жильем детей указанной категории определен статьей 8 названного закона, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из вышеназванного закона лица указанной категории обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.п. 2 п.2, п.3, п.5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Так, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований указанного Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 г. 1347/285-IУ-ОЗ “О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области” жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам: одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья. В соответствии с п. 4 ст. З названного закона по договору социального найма жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет). Согласно ст. 6 указанного закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди. Жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение органа местного самоуправления муниципального образования о предоставлении жилого помещения является - основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, который в свою очередь является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение и заключения договора с соответствующей организацией на оказание жилищно-коммунальных услуг в срок, установленный данным договором социального найма. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления. В ходе проведенной проверки установлено, что работа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Жилищным отделом Администрации МО г. Новотроицка, которым ведется учет таких граждан, нуждающихся обеспечении жильем. Согласно сведениям, предоставленным Администрацией МО г. Новотроицка Гусев К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете в Жилищном отделе Администрации МО г. Новотроицк с ДД.ММ.ГГГГ в льготной очереди для получения жилья во внеочередном порядке. Мать и отец Гусева К.В., <данные изъяты> умерли ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с дипломом ГОУ НПО «Профессиональное училище №» г. Новотроицка, выданного ДД.ММ.ГГГГ Гусев К.В. окончил указанное учебное заведение по специальности «машинист подъемно-транспортных и строительных машин», где относился к категории учащихся из числа детей-сирот и состоял на полном государственном обеспечении. В настоящее время Гусев К.В. своего жилья не имеет, зарегистрирован и проживает в квартире бабушки <данные изъяты> по адресу: <адрес> После окончания обучения в учреждении профессионального образования – ГОУ НПО «Профессиональное училище №» Гусев К.В. не был обеспечен жильем. Гусев К.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти- по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако вышеприведенные положения федерального законодательства органам и исполнительной власти не исполняются надлежащим образом. В результате бездействия администрации МО г.Новотроицка Гусев К.В. оказался лишенным возможности получения жилья до настоящего времени. По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Таким образом, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Гусев К.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц - внеочередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учет и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права, с какими- либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий. В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Гусев К.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не может самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту своих интересов, поскольку не обладает юридическими познаниями, настоящее время находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной помощи. У последнего в настоящее время, отсутствуют какие - либо условия, в том числе и бытовые, дающие ему реальную возможность подготовить исковое заявление в суд, и в связи с указанным, обратился в органы прокуратуры с заявлением о защите его нарушенных жилищных прав. Таким образом, Гусев К.В. самостоятельно обратиться в суд с заявлением в защиту своих интересов не может. Кроме того, в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ № 159-Ф3 “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родитёлей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ст. 10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители. опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Таким образом, законом прямо указано правомочие прокурора на обращение в суд за защитой прав указанной категории лиц. Просит обязать администрацию муниципального образования г. Новотроицка предоставить Гусеву К.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации. В судебном заседании прокурор Андреева О.А. исковые требования поддержала в полном объеме. В судебном заседание истец Гусев К.В. просил иск удовлетворить, подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрация Муниципального образования город Новотроицк в судебное заседание не явился, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, не возражал против удовлетворения иска. Представитель Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени судебного заседания, просит рассмотреть дело без его участия. Представитель органа опеки и попечительства Управления образования Администрации МО г. Новотроицк в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, от него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия с указанием на то, что исковые требования являются обоснованными. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что родителями истца Гусева К.В. являются <данные изъяты> Согласно свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (мать истца) умерла ДД.ММ.ГГГГ Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (отец истца) умер ДД.ММ.ГГГГ Согласно решению Исполнительного комитета Грачевского районного Совета народных депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Гусевым К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, установлена опека. Истцом суду представлено заявление Гусева К.В. от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Администрации МО г. Новотроицк о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории г. Новотроицка, поскольку он относится к категории сирот, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. на очередность лиц равной категории. Тот факт, что органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. При этом согласно положениям частей 3, 4, 5 данной статьи ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, такое решение является основанием заключения соответствующего договора социального найма, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на 1 человека не менее нормы предоставления. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилойплощадью не ниже установленных социальных норм. Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечениюжилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что истец Гусев К.В. проживает у бабушки по адресу: <адрес> и своего жилья не имеет. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и считает, что Гусев К.В. должен быть обеспечен жилой площадью за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в пределах черты города Новотроицка. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Новотроицка в защиту социальных прав, свобод и законных интересов Гусева К.В. к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Администрацию Муниципального образования г.Новотроицк обеспечить Гусева К.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенным жилым помещением по договору социального найма вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, общей площадью не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение десяти дней со дня его вынесения Председательствующий: Ю.А. Белоусов Решение вступило в законную силу 28.06.2011г.