Дело № 2-929/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «08» июля 2011г. Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Белоусова Ю.А. с участием зам. прокурора г.Новотроицка Шидловского А.А. при секретаре Гришкиной С.В., представителя ответчика Администрации муниципального образования город Новотроицк Борисовой Е.В., представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка к Администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконными бездействия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных, У С Т А Н О В И Л : Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации МО <адрес> о понуждении организовать постоянно действующий пункт регистрации собак и приют кратковременно содержания для домашних животных, действуя в интересах неопределенного круга лиц. В обоснование иска прокурор указал на то, что ходе проведенной проверки по обращению гр. Ч. и М. установлено, что система приютов для домашних животных на территории МО г.Новотроицк не организована; отсутствуют постоянно действующие пункта регистрации собак; регистрация и перерегистрация собак на территории МО г.Новотроицк не производиться. На территории Оренбургской области действует Закон Оренбургской области №712-90-III-ОЗ от 04.12.2003г. «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». Этот закон предусматривает компетенцию органов местного самоуправления по регистрации и перерегистрации собак и создание приютов кратковременного содержания домашних животных. Определением суда от 02 марта 2011года в качестве соответчика по иску было привлечено Правительство Оренбургской области. В судебном заседание заместитель прокурора Шидловский А.А. на иске настаивал подтвердил обстоятельства изложенные в исковом заявление и просил признать незаконным бездействия Администрации МО г.Новотроицка по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания для домашних животных и обязать Администрацию МО г.Новотроицк провести мероприятия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания животных указывая на то, что решение данного вопроса отнесено к компетенции администрации МО г. Новотроицка законом Оренбургской области №712-90-III-ОЗ от 04.12.2003г. «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». Представитель Администрации МО г.Новотроицк Борисова Е.В., с иском не согласилась на том основании, что ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит следующее обязательное для применения правило: полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Передача полномочий осуществляется путем принятия соответствующего закона Оренбургской области с одновременной передачей необходимых для осуществления полномочий финансовых ресурсов. На основании вышеизложенного, органы местного самоуправления муниципального образования г.Новотроицк не обязаны и не вправе осуществлять действия, указанные в законе Оренбургской области от 04.12.2003г. №712-90-III-ОЗ «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». В судебном заседание представитель Правительства Оренбургской области действующий на основании доверенности Попов А.Н. пояснил, что иск к Администрации МО г.Новотроицк предъявлен правомерно и указал на то, что Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом правом разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наделены субъекты Российской Федерации (статья 6). Данные функции должны осуществляться за счет федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации (например, в рамках реализации полномочий по предотвращению эпидемий - пункт 5 части II статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). На органы местного самоуправления Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ возлагается обязанность по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть II статьи 2). Кроме того, в случае необходимости, органы местного самоуправления могут быть дополнительно наделены отдельными государственными полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном частью II статьи 132 Конституции Российской Федерации и главой IV Федерального закона. В соответствии с подпунктами 4.8 и 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96 «3.1. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство», утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 31 мая 1996 года, порядок отлова собак, находящихся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорных кошек, их содержания и использования, устанавливает местная администрация. В этой связи, учитывая положения пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, и как следствие придание легитимности названным выше положениям СП 3.1.096-96, осуществляется соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Таким законом является закон Оренбургской области от 04.12.2003 № 712/90-Ш-О3 «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», который и относит (статья 3 Закона) к компетенции органов местного самоуправления, в том числе строительство приютов, отлов бродячих животных, умерщвление, кремация и захоронение домашних животных, регулирование численности домашних животных и т.д., перечень не ограничен. Создание приютов для бездомных животных, согласно вышеназванному Закону - это право, а не обязанность органов местного самоуправления. Кроме того, статья 23 Закона «Порядок организации приютов для домашних животных» предусматривает возможность создания приютов физическими лицами, за счет собственных средств. Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, как орган ветеринарного контроля, осуществляет контроль за деятельностью уже созданных приютов для домашних животных. Выделение денежных средств на строительство приютов для бездомных бродячих домашних животных в городах и крупных населенных пунктах Оренбургской области в областном бюджете на 2011 год не предусмотрено. Суд, выслушав заместителя прокурора Шидловского А.А., представителя Администрации МО г.Новотроицк Борисову Е.В., представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н. исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. 26 ноября 2003года постановлением законодательства собрания Оренбургской области был принят Закон Оренбургской области «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области». Согласно ст. 3 этого Закона, к компетенции органов местного самоуправления относится регистрация и перерегистрация домашних животных, строительство приютов. В соответствии со ст. 18 Закона, регистрация и перерегистрация собак, принадлежащих гражданам, проживающим на территории городов и других населенных пунктов Оренбургской области, проводится органами местного самоуправления. Согласно ст. 23 Закона, приюты для домашних животных могут создаваться физическими и юридическими лицами. Финансирование деятельности приютов кратковременного содержания производится за счет организации, осуществляющую регистрацию домашних животных. В судебном заседании установлено, что в муниципальном образовании город Новотроицк отсутствует пункт регистрации собак и приюты кратковременного содержания домашних животных, что не оспаривалось представителем ответчика Администрации МО г. Новотроицк. В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области № 712/90-III -03 от 04.12.2003 года «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», к компетенции государственных органов Оренбургской области относятся: контроль за соблюдением санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований при содержании и использовании домашних животных; разработка и выполнение на территории Оренбургской области санитарно-противоэпизоотических (профилактических) мероприятий; организация проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, в том числе установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных. В соответствии со ст. 3 Закона Оренбургской области № 712/90-III -03 от 04.12.2003 года «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области», к компетенции органов местного самоуправления относятся: регистрация и перерегистрация домашних животных; создание баз данных, строительство приютов, устройство площадок для выгула домашних животных; организация кинологического всеобуча; вакцинация домашних животных в муниципальных ветеринарных учреждениях; введение карантина и других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидации очагов болезней домашних животных; изъятие домашних животных в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом; контроль за содержанием и использованием домашних животных; регулирование численности домашних животных; осуществление других услуг по содержанию домашних животных. Согласно ст. 18 Закона Оренбургской области «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области» регистрация и перерегистрация собак, принадлежащих гражданам, проживающим на территории городов и других населенных пунктов Оренбургской области, и юридическим лицам, проводится в целях: статистического учета поголовья собак для создания объективной картины их количества, размещения на территории городов и других населенных пунктов, выявления зон с повышенной концентрацией собак для планирования и осуществления комплекса мероприятий, направленных на решение вопросов их содержания с учетом прав и интересов всех жителей; создания базы данных по домашним животным, входящей в областной и региональный информационный банк, для организации инфраструктуры содержания животных, строительства приютов для бездомных животных, выгульных площадок, организации кинологического всеобуча и т.д.; получения объективной картины демографии, количества и качества поголовья собак на территории городов и других населенных пунктов для более качественного планирования и проведения как кинологических мероприятий, так и мероприятий по профилактике заболеваний животных; обеспечения на единой методологической основе соблюдения принципов и правил научной, нормативной и практической организации собаководства в Оренбургской области. Из смысла данной нормы следует, что мероприятия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области благополучия населения. Статьёй ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), к вопросам местного значения городского округа, организация пунктов регистрации собак и приютов кратковременного содержания домашних животных, не отнесены. В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. Согласно статьи 3. Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статей 5, 6 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 26.2, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Таким образом из приведенных выше законодательных норм следует, что сфера охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поскольку мероприятия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области санитарно- эпидемиологоческого благополучия населения, указанные полномочия отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст.ст. 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление таких мер является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5 ст. 19 ФЗ N 131). Кроме того, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ч. 6 ст. 19 ФЗ N 131). Закона Оренбургской области «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области» не содержит указания о финансировании переданных органам местного самоуправления муниципальных образований полномочий Оренбургской области регистрация и перерегистрация домашних животных; создание баз данных, строительство приютов, за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Оренбургской области. Кроме того, указанный Закон не содержит обязательных положений, предусмотренных выше указанной ч. 6 ст. 19 ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, Закон Оренбургской области «О содержании домашних животных в городах и других населенных пунктах Оренбургской области» не может расцениваться как закон о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, в сфере содержания безнадзорных домашних животных, т.к не содержит обязательных вышеперечисленных положений, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Суд приходит к выводу о том, что органами государственной власти Оренбургской области Муниципальному Образованию г. Новотроицк не переданы полномочия по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в области санитарно- эпидемиологоческого благополучия населения, по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных. В соответствии с ч.5 ст.86 Бюджетного Кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Анализируя изложенное суд находит исковые требования прокурора к Администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконными бездействия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора города Новотроицка Оренбургской области к Администрации муниципального образования город Новотроицк о признании незаконными бездействия по организации пункта регистрации собак и приюта кратковременного содержания домашних животных, отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новотроицкий городской суд. Председательствующий: Белоусов Ю.А. Мотивированное решение составлено и подписано в окончательной форме 11 июля 2011 года Председательствующий: Ю.А.Белоусов Решение вступило в законную силу 22.07.2011г.