Дело № 2-1061/2011 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



Дело № 2-1061/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2011г.

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Бондаренко О.Ю.,

с участием представителя истца прокурора Ухаловой М.М.,

представителя ответчика Администрации МО <адрес> по доверенности Подорожниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования <адрес>, в котором указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка состояния законности в водоохраной зоне водоемов, впадающих в реку <данные изъяты>

Согласно акта осмотра от 20.06.2011г. установлено, что на территории муниципального образования <адрес> на расстоянии 25м. по направлению на юг от уреза вода, 100м. по направлению на юго-восток от пляжа на озере «<данные изъяты> в непосредственной близости от грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой земельный участок без твердого покрытия площадью около 10 кв.м. На свалке преимущественно размещены бытовые отходы - стекла, полиэтилена, бумаги, пластиковой тары.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать администрацию МО <адрес> устранить в полном объеме нарушение, а именно ликвидировать несанкционированную свалку.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Ухалова М.М. просила признать незаконным бездействие Администрации МО <адрес> по непринятию мер к прекращению размещения и эксплуатации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, пояснив суду, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Непринятие Администрацией города мер по организации ликвидации обнаруженной свалки приводит к нарушению прав жителей города на благоприятную окружающую среду и создает угрозу здоровью граждан.

Представитель Администрации МО <адрес> Подорожникова Т.В. в судебном заседании возражала против иска, пояснив, что в указанном истцом месте свалка бытовых отходов не создавалась, земельный участок под свалку не отводился, а к несанкционированной свалке невозможно применить нормативные правовые акты, на которые ссылается прокурор. Деятельность по сбору, размещению отходов должна производить специализированная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в области обращения с отходами, администрация города к таким органам не относится. Администрация ежегодно заключает муниципальные контракты на сбор мусора, регулярно проводятся проверки данной территории. Следовательно нет оснований полагать, что Администрация <адрес> бездействует и не принимает мер к ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того в Администрацию города не поступали жалобы жителей <адрес> на указанную свалку, в связи с чем ответчик не располагал информацией о том, что свалка существует и у ответчика отсутствовала возможность для проведения соответствующих мероприятий по прекращению размещения свалки. Администрация организует и проводит месячники по уборке территорий. Просила в удовлетворении иска по изложенным обстоятельствам отказать.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в результате проверки прокуратурой <адрес>, проведенной помощником прокурора <адрес> Ухаловой М.М. главным специалистом ГУ «Государственная инспекция по охране окружающей среды <адрес>» Артемьевым В.Г. было установлено, что на территории муниципального образования <адрес> на расстоянии 25м. по направлению на юг от уреза вода, 100м. по направлению на юго-восток от пляжа на озере «<данные изъяты> в непосредственной близости от грунтовой дороги расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой земельный участок без твердого покрытия площадью около 10 кв.м. На свалке преимущественно размещены бытовые отходы.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зонах. Частью 1 статьи 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ст. 13 предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная несанкционированная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Указанная свалка находится в водоохранной зоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Устава МО <адрес>, принятого решением городского Совета депутатов от 27 декабря 2005 года № 75, с изменениями и дополнениями, муниципальное образование <адрес> наделено статусом городского округа.

Частью 3 статьи 2 Устава установлено, что в состав муниципального образования <адрес> входят <адрес>, сельский <адрес>, сельский <адрес>, станция <адрес>, <адрес>, поселок старая Аккермановка. Администрация является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального образования <адрес>.

Таким образом, территория на которой расположена свалка находится в водоохраной зоне озера «<данные изъяты> для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования <адрес>, что не оспаривает представитель ответчика.

Данная свалка не имеет проекта, с контролирующими органами не согласована. Контроль за состоянием атмосферного воздуха в районе влияния свалки специализированной лабораторией государственного экологического анализа, а также другими лабораториями, не проводился. Свалка никем не обслуживается.

Суд признает акт осмотра местности от 20.06.2011г. надлежащим и допустимым доказательством в подтверждение факта обнаружения несанкционированной свалки, составленным полномочными лицами в пределах правомочий прокурора прокуратуры <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального Закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

В соответствии с указанными выше законами Городским Советом депутатов МО <адрес> 28 февраля 2006 года принято решение № 13, которым утверждены «Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования <адрес>».

Согласно указанных Правил, местная администрация несет ответственность за содержание территории в пределах муниципальных границ. К санитарному содержанию территорий относится: содержание полигонов твердых и бытовых отходов, организация уборки территории от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора, сбор, вывоз в установленные места и хранение бытовых и других отходов. Разделом 5 Правил предусмотрено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территориях вне установленных для этого мест руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и физические лица, допускающие подобные нарушения, обязаны немедленно принять меры по уборке загрязненных территорий. Если виновников возникновения стихийных свалок установить невозможно, уборку обязаны обеспечить организация, учреждение или предприятие, за которыми закреплены данные территории.

В случае несвоевременной ликвидации стихийных свалок как виновниками их возникновения, так и владельцами территорий, местная администрация муниципального образования <адрес> может привлекать для ликвидации таких свалок специализированные предприятия на договорных условиях, с отнесением, в установленном порядке, расходов по ликвидации свалок на виновников их возникновения или владельцев территорий.

Таким образом Администрация МО <адрес> обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов при обнаружении свалки, однако доказательств совершения действий, направленных на организацию вывоза отходов с места несанкционированной свалки, ответчик суду не представил и на момент рассмотрения дела.

Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании органа местного самоуправления принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на территории МО <адрес>.

Бездействием Администрации МО <адрес> по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с целью ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.

Администрация МО <адрес> обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов.

Администрация МО <адрес> не представила суду доказательств, свидетельствующих о том, что такие меры конкретно к этой свалке принимались, что подтверждает доводы прокурора о бездействии Администрации МО <адрес>.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан -неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В то время как эксплуатация данной несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ , граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация не знала о существовании данной свалки, суд считает необоснованными. После проверки прошел месяц, но каких-либо действий администрацией МО <адрес> по ликвидации несанкционированной свалки не принято. Свалка имеется на сегодняшний день.

Поэтому иск прокурора <адрес> подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования <адрес> по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки на территории муниципального образования <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> принять меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 25м. по направлению на юг от уреза вода, 100м. по направлению на юго-восток от пляжа на озере «<данные изъяты>» в непосредственной близости от грунтовой дороги на территории муниципального образования <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Суханова Л.А. 09.08.2011г.ь