Дело № 2-1071/2011 Об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по непринтию мер к организации в установленном порядке сбора,вывоза бытовых отходов и мусора



Дело № 2-1071|11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июля 2011 года.

Новотроицкий городской суд Оренбургской области

в составе: судьи Вибе И.Н.

с участием представителя истца - пом. прокурора г.Новотроицка Ухаловой М.М.

при секретаре Фроловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицк (в интересах неопределенного круга лиц) об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования город Новотроицк по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с исковым заявлением в котором указал, что прокуратурой с привлечением Государственной инспекции по охране окружающей среды, специалиста оперативного отдела администрации МО г.Новотроицк Артемьевым В.Г. проведена плановая проверка соблюдения органами местного самоуправления г. Новотроицка законодательства в водоохраной зон водоемов МО г.Новотроицк, впадающих в р.Урал.

В соответствии с актом осмотра местности /объекта/ от 20.06.2011г. на территории муниципального образования г. Новотроицк, расположенной примерно в 350 м. по направлению на восток от пляжа на озере «Теплое», расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой участок без твердого покрытия, площадью около 7 кв.м., расположенный на расстоянии 3м. по направлению на юг от уреза воды. На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы (стеклянная, пластиковая тара, бумага, полиэтилен).

Просит признать незаконным бездействие администрации г. Новотроицка по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать администрацию МО г.Новотроицк устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем сбора и вывоза указанных выше отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Ухалова М.М. на иске настаивала. Просила признать незаконным бездействие Администрации МО город Новотроицк по непринятию мер к прекращению размещения и эксплуатации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Представитель ответчика - Администрации МО город Новотроицк в судебное заседание не явился. Представили письменное возращение по иску. С иском не согласны, поскольку в указанном истцом месте свалка бытовых отходов не создавалась, земельный участок под свалку не отводился, а к несанкционированной свалке невозможно применить нормативные правовые акты, на которые ссылается прокурор. Деятельность по сбору, размещению отходов должна производить специализированная организация, имеющая лицензию на указанный вид деятельности в области обращения с отходами, администрация города к таким органам не относится. Решением городского Совета депутатов от 28.02.2006г. приняты Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования г.Новотроицк, обязательные для исполнения предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами города. Кроме того, считают, что поскольку органы местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, согласно ст. 8 ФЗ «Об отходах», осуществляют организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, т.е. деятельность по обращению с отходами в компетенцию органов местного самоуправления не входит.

Суд, выслушав помощника прокурора Ухалову М.М., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

Пунктом 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлен запрет на захоронение отходов на территории городских и других поселений.

В соответствии со ст. 13 указанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования г. Новотроицк на расстоянии 3м. по направлению на юг от уреза воды, примерно в 350 м. по направлению на восток от пляжа на озере «Теплое» расположена несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой участок без твердого покрытия, площадью около 7 кв.м., расположенный на расстоянии 3м. по направлению на юг от уреза воды. На территории несанкционированной свалки размещены бытовые отходы (стеклянная, пластиковая тара, бумага, полиэтилен).

Данная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования г.Новотроицк, что ответчиком не оспаривается.

Данная свалка не имеет проекта, с контролирующими органами не согласована. Контроль за состоянием атмосферного воздуха в районе влияния свалки специализированной лабораторией государственного экологического анализа, а также другими лабораториями, не проводился. Свалка никем не обслуживается.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального Закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

В соответствии с указанными выше законами Городским Советом депутатов МО город Новотроицк 28 февраля 2006 года принято решение № 13, которым утверждены «Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Новотроицк».

Согласно указанных Правил, местная администрация несет ответственность за содержание территории в пределах муниципальных границ. К санитарному содержанию территорий относится: содержание полигонов твердых и бытовых отходов, организация уборки территории от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора, сбор, вывоз в установленные места и хранение бытовых и других отходов. Разделом 5 Правил предусмотрено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территориях вне установленных для этого мест руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и физические лица, допускающие подобные нарушения, обязаны немедленно принять меры по уборке загрязненных территорий. Если виновников возникновения стихийных свалок установить невозможно, уборку обязаны обеспечить организация, учреждение или предприятие, за которыми закреплены данные территории.

В случае несвоевременной ликвидации стихийных свалок как виновниками их возникновения, так и владельцами территорий, местная администрация муниципального образования город Новотроицк может привлекать для ликвидации таких свалок специализированные предприятия на договорных условиях, с отнесением, в установленном порядке, расходов по ликвидации свалок на виновников их возникновения или владельцев территорий.

Таким образом, Администрация МО город Новотроицк обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов при обнаружении свалки, однако доказательств совершения действий, направленных на организацию вывоза отходов с места несанкционированной свалки, ответчик суду не представил и на момент рассмотрения дела.

Бездействием Администрации МО город Новотроицк по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с целью ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.

Заявление прокурора г.Новотроицка подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования город Новотроицк по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки расположенной на расстоянии 3м. по направлению на юг от уреза воды, примерно в 350м. по направлению на восток от пляжа на озере «Теплое».

Обязать Администрацию муниципального образования город Новотроицк принять меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с несанкционированной свалки расположенной на расстоянии 3м. по направлению на юг от уреза воды, примерно в 350м. по направлению на восток от пляжа на озере «Теплое».

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней.

Судья Новотроицкого городского суда

Оренбургской области И.Н.Вибе. Решение вступило в законную силу 09.08.2011г