Дело № 2-1625/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 ноября 2011 года г.Новотроицк Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи А.Н. Колесниковой, при секретаре Кужашевой И.Ф., с участием представителя истца заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Гусева Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – Администрации муниципального образования город Новотроицк, Орский межрайонный природоохранный прокурор Оренбургской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Новотроицк об оспаривании бездействия, указывая на то, что Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением ведущего специалиста отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО4 В соответствии с актом осмотра местности от 03.10.2011 года установлено, что на территории муниципального образования город Новотроицк в районе «Двух мостов», на левом берегу реки Урал на расстоянии около 3 км. по направлению на юг – юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в 172 м. по направлению на юго-запад от второго моста через реку Урал по направлению от г.Новотроицка, на расстоянии 15 м. по направлению на юг от уреза воды р.Урал, расположена несанкционированная свалка отходов подобных твердым бытовым. Свалка представляет собой участок размером 15 кв.м. без твердого покрытия. На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс, отходы твердых сложных полиэфиров, стеклянные отходы, отходы бумаги и картона, тара и упаковка из алюминия незагрязненная, потерявшая потребительские свойства. Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Установлено, что данная территория для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования город Новотроицк. Названная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции). Свалка не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Свалка находится в водоохраной зоне реки Урал, чем нарушены требования п.2 ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ. Просит признать незаконным бездействие администрации города Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк». Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до 31.12.2011г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации указанной несанкционированной свалки в водоохраной зоне реки Урал и приведения состояния занимаемого земельного участка в соответствие с требованиями законодательства. В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Гусев Н.Н. на иске настаивал, подтвердив обстоятельства изложенные в исковом заявление. Пояснил, что срок до какого необходимо обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк, устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан определен в иске 31.12.2011 года, поскольку на реке Урал вбили от места свалки осуществляет купание граждан во время празднования Дня крещения. Непринятие мер по ликвидации свалки до дня праздника может повлечь травмирование людей, поскольку в состав мусора входят и стеклянные отходы. Просил удовлетворить исковые требования. Представитель Администрации МО город Новотроицк будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Суд, выслушав заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области Гусева Н.Н., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления. В соответствии с п.п. 11, 24, 25, 26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (в действующей редакции) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции). В силу ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Из письма прокуратуры Оренбургской области от 22.09.2011 г. № следует, что на сентябрь-октябрь 2011 г. запланировано проведение проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в водоохранных зонах водных объектов бассейна реки Урал в районе г.Новотроицка,…. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ министра Природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО3 подтверждается, что для проведения проверок Орской межрайонной природоохранной прокуратурой выделяется ведущий специалист ФИО4 В судебном заседании установлено, Орской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением ведущего специалиста отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и экологии Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО4, проведена проверка соблюдения МО г. Новотроицк законодательства об отходах производства и потребления. Актом осмотра местности от 03.11.2011 года установлено, что на территории муниципального образования <адрес> в районе «Двух мостов», на левом берегу реки Урал на расстоянии около 3 км. по направлению на юг – юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>; в 172 м. по направлению на юго-запад от второго моста через реку Урал по направлению от г.Новотроицка, на расстоянии 15 м. по направлению на юг от уреза воды р.Урал, расположена несанкционированная свалка отходов подобных твердым бытовым (л.д.7). Свалка представляет собой участок размером 15 кв.м. без твердого покрытия. На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс, отходы твердых сложных полиэфиров, стеклянные отходы, отходы бумаги и картона, тара и упаковка из алюминия незагрязненная, потерявшая потребительские свойства. Наличие свалки и место ее расположение подтверждаются фототаблицей к акту осмотра местности и схемой размещения несанкционированной свалки (л.д.8,9). Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 5 ст. 12 Закона, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зонах. Частью 1 статьи 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ст. 13 предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверкой установлено, что территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка, для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования г. Новотроицк. Указанная несанкционированная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Указанная свалка находится в водоохраной зоне. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Устава МО г. Новотроицк, принятого решением городского Совета депутатов от 27 декабря 2005 года № 75, с изменениями и дополнениями, муниципального образование город Новотроицк наделено статусом городского округа. Частью 3 статьи 2 Устава установлено, что в состав муниципального образования город Новотроицк входят город Новотроицк, сельский поселок Аккермановка, сельский поселок Новорудный, село Новоникольск, станция Губерля, разъезд 213-а, село Пригорное, поселок Крык-Пшак, село Хабарное, поселок старая Аккермановка. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Устава муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области, утвержденного решением городского Совета депутатов 22.07.2008 г. № 85, администрация является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального образования город Новотроицк. В соответствии ч.1 главы 3 «Правил санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Новотроицк», являющимися приложением к решению городского Совета депутатов от 28.02.2006 г. № 13, местная администрация муниципального образования город Новотроицк организует содержание территории МО г. Новотроицк и несет ответственность за ее содержание в пределах муниципальных границ. В соответствии с п. 3 ч. 1 главы 2 Правил санитарное содержание территории заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих организацию уборки территории МО г. Новотроицк от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора. В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и Указанные требования законодательства администрацией МО г. Новотроицка не исполняются, что нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация данной несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв за землях соответствующих категорий. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изменениями от 31 декабря 2005 г., граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что проведенная прокуратурой проверка являлась законной, проведена в пределах её компетенции с привлечение специалиста. Администрация МО город Новотроицк обязана была предпринять действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки отходов. Прекращение в полном объеме размещения и эксплуатации этой свалки возможно, поскольку на территории муниципального образования в его северо-восточной части расположена свалка, под которую отведен земельный участок площадью 8,5 га и распоряжением Администрации г. Новотроицка от ДД.ММ.ГГГГ №р предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МУП «<данные изъяты> г. Новотроицка. Определением суда от 24.10.2011 года о подготовке дела к судебному разбирательству ответчик обязывался предоставить доказательства в обоснование возражений по существу иска. Данное определение суда ответчиком не исполнено. Администрация МО г.Новотроицк не представила суду доказательств, свидетельствующих о том, что необходимые меры ею принимались. Таким образом, бездействие Администрации МО город Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк» нашло подтверждение в судебном заседании. Данным бездействием ответчика нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду. Учитывая изложенное, исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ответчика в срок до 31.12.2011г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки в водоохраной зоне реки Урал, и привести состояние земельного участка в соответствие с требованиями законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора Оренбургской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации города Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк». Обязать администрацию муниципального образования город Новотроицк в срок до 31.12.2011г. устранить в полном объеме нарушение прав и свобод граждан путем принятия мер к ликвидации несанкционированной свалки в водоохраной зоне реки Урал, расположенной на территории муниципального образования город Новотроицк в районе «Двух мостов», на левом берегу реки Урал на расстоянии около 3 км. по направлению на юг – юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>; в 172 м. по направлению на юго-запад от второго моста через реку Урал по направлению от г.Новотроицка, на расстоянии 15 м. по направлению на юг от уреза воды реки Урал и привести состояние земельного участка площадью 15 кв.м. под несанкционированной свалкой в соответствие с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения судом. Судья: А.Н. Колесникова. Решение вступило в законную силу 25.11.2011 года
потребления», создание объектов размещения отходов допускается на
основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами в соответствии со своей
компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.