Дело № 2-1636/2011г. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования.



Дело № 2-1636/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011г.

Новотроицкий городской суд <адрес> в составе:

судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Бондаренко О.Ю.,

с участием: представителя истца – заместителя <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора Гусева Н.Н.,

представителя ответчика администрации МО <адрес> по доверенности

Винокурова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <адрес>, в котором указал, что <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка состояния законности в водоохраной зоне реки <данные изъяты> на территории МО <адрес>.

Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории муниципального образования <адрес> в районе «Двух мостов», на левом берегу реки <данные изъяты> на расстоянии около 3 км. по направлению на юг- юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в 170 м. по направлению на запад от второго моста через реку <данные изъяты> направлению от <адрес>, на расстоянии от 5 до 10м. по направлению на юг от уреза воды реки <данные изъяты>, через каждые 8-10м. вдоль берега реки <данные изъяты> расположены несанкционированная свалка отходов. Свалка представляет собой участки размером примерно по 2 кв.м. без твердого покрытия. На территории участков находятся места несанкционированного сброса мусора, преимущественно размещены отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс -4 класс опасности, отходы твердых сложных полиэфиров -5 класс опасности, стеклянные отходы- 5класс опасности, отходы бумаги и картона, тара и упаковка из алюминия- 5 класс опасности.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязать администрацию МО <адрес> устранить в полном объеме нарушение, а именно ликвидировать несанкционированную свалку в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании заместитель <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора Гусев Н.Н. просил признать незаконным бездействие Администрации МО <адрес> по непринятию мер к прекращению размещения и эксплуатации несанкционированной свалки мусора, пояснив, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Непринятие администрацией города мер по организации ликвидации обнаруженной свалки приводит к нарушению прав жителей города на благоприятную окружающую среду и создает угрозу здоровью граждан. Необходимо свалку ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку позже нападает снег, убрать будет труднее, а весной свалку во время паводка смоет в реку <данные изъяты>

Представитель Администрации МО <адрес> Винокуров В.Н. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что свалки есть, их необходимо убирать, но срок до ДД.ММ.ГГГГ, в который истец просит убрать свалку является нереальным. Нет оснований полагать, что Администрация <адрес> бездействует и не принимает мер к ликвидации несанкционированных свалок, поскольку весной в указанной местности были установлены два мусорных контейнера.

Суд, выслушав стороны, свидетеля –государственного инспектора Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений <адрес> Артемьева В.Г., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления… если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления… относятся коллективные и единоличные решения и действия ( бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что в результате проверки <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой, проведенной заместителем прокурора Гусевым Н.Н. и государственным инспектором <адрес> по охране природы Артемьевым В.Г. было установлено, что на территории муниципального образования <адрес> в районе «Двух мостов», на левом берегу реки <данные изъяты> на расстоянии около 3 км. по направлению на юг- юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в 170 м. по направлению на запад от второго моста через реку <данные изъяты> по направлению от <адрес>, на расстоянии от 5 до 10м. по направлению на юг от уреза воды реки <данные изъяты> через каждые 8-10м. вдоль берега реки <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Свалка представляют собой участки размером примерно по 2 кв.м. без твердого покрытия. На территории участков находятся места несанкционированного сброса мусора, преимущественно размещены отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс -4 класс опасности, отходы твердых сложных полиэфиров -5 класс опасности, стеклянные отходы- 5класс опасности, отходы бумаги и картона, тара и упаковка из алюминия- 5 класс опасности.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.

Согласно п. 5 ст. 12 Закона «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зонах. Частью 1 статьи 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ст. 13 предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ст, несанкционированные свалки отходов- это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Указанная несанкционированная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. Указанная свалка находится в водоохранной зоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Устава МО <адрес>, принятого решением городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями и дополнениями, муниципальное образование <адрес> наделено статусом городского округа.

Частью 3 статьи 2 Устава установлено, что в состав муниципального образования <адрес> входят <адрес>, сельский <адрес>, сельский <адрес>, станция <данные изъяты> <данные изъяты>, поселок старая <данные изъяты>. Администрация является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального образования <адрес>.

Таким образом, территория на которой расположена свалка находится в непосредственной близости от реки <данные изъяты>, для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования <адрес>, что не оспаривает представитель ответчика.

Данная свалка не имеет проекта, с контролирующими органами не согласована. Контроль за состоянием атмосферного воздуха в районе влияния свалки специализированной лабораторией государственного экологического анализа, а также другими лабораториями, не проводился. Свалка никем не обслуживается.

Суд признает акт осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим и допустимым доказательством в подтверждение факта обнаружения несанкционированной свалки, составленным полномочными лицами в пределах правомочий прокурора Орской межрайонной природоохранной прокуратуры.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с указанными выше законами Городским Советом депутатов МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение , которым утверждены «Правила санитарного содержания, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования <адрес>».

Согласно указанных Правил, местная администрация несет ответственность за содержание территории в пределах муниципальных границ. К санитарному содержанию территорий относится: содержание полигонов твердых и бытовых отходов, организация уборки территории от мусора, отходов, своевременного вывоза мусора, сбор, вывоз в установленные места и хранение бытовых и других отходов. Разделом 5 Правил предусмотрено, что в случае сброса мусора, отходов, снега, грунта на территориях вне установленных для этого мест руководители и должностные лица предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и физические лица, допускающие подобные нарушения, обязаны немедленно принять меры по уборке загрязненных территорий. Если виновников возникновения стихийных свалок установить невозможно, уборку обязаны обеспечить организация, учреждение или предприятие, за которыми закреплены данные территории.

В случае несвоевременной ликвидации стихийных свалок как виновниками их возникновения, так и владельцами территорий, местная администрация муниципального образования <адрес> может привлекать для ликвидации таких свалок специализированные предприятия на договорных условиях, с отнесением, в установленном порядке, расходов по ликвидации свалок на виновников их возникновения или владельцев территорий.

Таким образом Администрация МО <адрес> обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки отходов при её обнаружении, однако доказательств совершения действий, направленных на организацию вывоза отходов с места несанкционированной свалки, ответчик суду не представил и на момент рассмотрения дела. Более того, после предъявления искового заявления представитель администрации на территорию свалки не выезжал и её не осматривал.

Бездействием Администрации МО <адрес> по непринятию мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов с целью ликвидации несанкционированной свалки, нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду.

Администрация МО <адрес> обязана была предпринять указанные выше действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки отходов.

Администрация МО <адрес> не представила суду доказательств, свидетельствующих о том, что такие меры конкретно к этой свалке принимались, что подтверждает доводы прокурора о бездействии Администрации МО <адрес>.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан -неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В то время как эксплуатация данной несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от ДД.ММ.ГГГГ , граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта.

Доводы представителя ответчика о том, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ невозможно убрать свалку, суд считает необоснованными.

Суд приходит к выводу, что именно до ДД.ММ.ГГГГ необходимо ликвидировать свалку, поскольку позже она может быть засыпана снегом, убрать её будет труднее, а впоследствии весной во время паводка все отходы будут смыты в реку <данные изъяты> что недопустимо. Кроме того, из пояснений свидетеля Артемьев В.Г. установлено, что место, где находится свалка, является местом массового купания горожан на крещенские праздники. Суд не усматривает оснований для установления другого срока.

Поэтому иск <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Администрации Муниципального образования <адрес> по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки на территории муниципального образования <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора с несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования <адрес> в районе «Двух мостов», на левом берегу реки <данные изъяты> на расстоянии около 3 км. по направлению на юг- юго-восток от жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в 170 м. по направлению на запад от второго моста через реку <данные изъяты> по направлению от <адрес>, на расстоянии от 5 до 10м. по направлению на юг от уреза воды реки <данные изъяты>, через каждые 8-10м. вдоль берега реки <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Суханова Л.А. 25.11.2011г.