Дело № 2-1595/2011 О признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозного имущества



Дело № 1595/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Анненковой К.К.,

при секретаре Болотовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества,

Установил:

Истец Гайский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО г.Новотроицк Оренбургской области, выразившегося в отсутствии обращения в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества расположенного на территории муниципального образования г.Новотроицк участка автомобильной дороги «Подъезд к с. Белошапка», прилегающей к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м., протяженностью 6,5 км. и путепровода (моста через железнодорожные пути) длиной 58,5 п.м., 1975 года постройки. Просит обязать ответчика в срок до 01.11.2011 года обратиться в регистрационную службу с заявлением о постановке на учет вышеуказанного объекта бесхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование иска указано, что отсутствие собственника указанного недвижимого имущества установлено в период проведения Гайской межрайонной прокуратурой Оренбургской области проверки исполнения действующего законодательства о постановке на учет бесхозяйных объектов. Расположена автомобильная дорога «Подъезд к с. Белошапка», прилегающая к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м., протяженностью 6,5 км. и путепровод (мост через железнодорожные пути) длиной 58,5 п.м., 1975 года постройки на территории, находящейся в ведении МО г.Новотроицк, право собственности на эти объекты недвижимости в установленном законом порядке не зарегистрировано, дорога и путепровод не стоят на учете в органе местного самоуправления в качестве бесхозяйного объекта. В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 16.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Автомобильная дорога и путепровод являются объектом транспортной инфраструктуры г.Новотроицка и Гайского района, требуют периодического капитального и текущего ремонта. Неопределенность балансовой принадлежности автомобильной дороги и путепроводного моста представляет реальную угрозу для возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций в отношении неопределенного круга лиц. Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а следовательно, обязан это действие выполнить. Непринятие таких мер может привести к созданию чрезвычайной ситуации и необеспечению безопасности имеющегося на территории города Новотроицка участка автомобильной дороги и путепровода.

В судебное заседание Гайский межрайонный прокурор не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в заявлении факсимильной связью просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, изменил исковые требования в письменном виде (л.д.30), просил обязать Администрацию МО г.Новотроицк обратиться в Новотроицкий отдел Управления Росреестра Оренбургской области с заявлением о принятии и постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильную дорогу «Подъезд к с. Белошапка» протяженностью 6,5 км., прилегающую к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м., находящуюся на территории МО г.Новотроицк Оренбургской области, требования в части признания незаконным бездействия и обязании обратиться в регистрационную службу для постановки на учет путепровода длиной 58,5 п.м., 1975 года постройки не поддерживает.

Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, отзыв по существу иска в суд не представлен.

Представитель третьего лица Администрации Гайского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, в заявлении глава Гайского района Лушников Н.В. просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по существу иска прокурора не заявлено.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г.Новотроицка с учетом уточнений к иску от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30а) обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в границах муниципального образования г.Новотроицк находится автомобильная дорога «Подъезд к с. Белошапка», прилегающая к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м. протяженностью 6,5 км.

Согласно уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) Новотроицкого и Гайского отделов (л.д.5-7) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах на указанную выше автомобильную дорогу.

Ответчиком Администрацией МО г.Новотроицк в судебное заседание не представлено возражений относительно расположения спорного объекта на территории МО г.Новотроицк.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 2 статьи 12 указанного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.1 пп.5 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1,2,9, 11 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Уставом МО г.Новотроицк в ст.6 к ведению местного самоуправления муниципального образования г.Новотроицк отнесены вопросы местного значения, в том числе содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Указанные законом меры по обеспечению безопасности дорожного движения, контроль за состоянием автомобильных дорог, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и содержание дорог не могут быть реализованы в связи с неопределенной балансовой принадлежностью автомобильной дороги «Подъезд к с. Белошапка», что создает реальную угрозу возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций при эксплуатации дороги.

В силу ч.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого такие вещи находятся.

При таких обстоятельствах отсутствие факта обращения Администрации МО г.Новотроицк Оренбургской области в Новотроицкий отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о принятии автомобильной дороги «Подъезд к с. Белошапка», прилегающей к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м. протяженностью 6,5 км. на учет в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления и обоснованности требования прокурора о возложении на Администрацию МО г.Новотроицк обязанности обратиться в соответствующий орган с таким заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Гайского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области о признании незаконным бездействия по постановке на учет бесхозяйного имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования г.Новотроицк Оренбургской области по постановке на учет бесхозяйного имущества автомобильной дороги «Подъезд к с. Белошапка», прилегающей к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м. протяженностью 6,5 км. на территории муниципального образования г.Новотроицк.

Возложить на администрацию муниципального образования г.Новотроицк обязанность обратиться в Новотроицкий отдел Управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -автомобильной дороги «Подъезд к с. Белошапка», прилегающей к автомобильной дороге «Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области» на 254 км. + 717 м. протяженностью 6,5 км. на территории муниципального образования г.Новотроицк.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд г.Новотроицка в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: К.К.Анненкова

Решение изготовлено в окончательной форме 07.12.2011 года

Судья: К.К.Анненкова Решение вступило в законную силу 20.12.2011г.