№ 2-1304/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 октября 2011 года. Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Громоздиной Г.Ф. при секретаре Аминовой З.М., с участием зам.прокурора г.Новотроицка Шидловского А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» о признании противоправными действий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным выше иском в интересах неопределенного круга лиц на том основании, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Ф. по вопросу правомерности действий ООО «УКХ» по взиманию платы за оказание услуг по опломбировки индивидуальных приборов учета водоснабжения. В ходе проведения проверки установлено, что оказываемая услуга ООО «УКХ» по опломбировке счетчиков х/г воды для населения, проживающего в многоквартирных домах является платной. Стоимость указанных услуг за 2 счетчика в соответствии с представленной ООО «УКХ» калькуляцией составляет <данные изъяты>. В случае отсутствия пломбы на приборах учета ООО «УКХ» его показания не принимаются, плата за услуги водоснабжения взимается по нормативам. Порядок проведения работ по опломбированию не определен пи одним нормативно-правовым актом. Действия ООО «УКХ» по навязыванию оплаты услуг по опломбировке приборов учета, которые обуславливают регистрацию приборов учета воды потребителей, являются незаконными. Предъявлено требование о признании противоправными действия ООО «УКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, об обязании ООО «УКХ» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием, об обязании ООО «УКХ» довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу через газету «<данные изъяты>». В судебном заседании зам. прокурора Шидловский А.А. уточнил требование, просил признать противоправными действия ООО «УКХ» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды, обязать ООО «УКХ» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. Представитель ООО «УКХ» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя. Суд, выслушав зам.прокурора <адрес> Шидловского А.А. , исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему: Из отзыва ООО «УКХ» на исковое заявление видно, что оно является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению, обязано предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества. Также из отзыва видно, что ООО «УКХ» предоставляет услуги по установке и пломбировке приборов учета воды, в связи с чем взимает плату с потребителей за пломбировку приборов учета. Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрен перечень предоставляемых потребителю коммунальных услуг. В соответствии с п.31 п.п. у) исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Однако в соответствии с п. 4 г) Правительство постановило Министерству регионального развития Российской Федерации в 6-ти месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения. До настоящего времени критерии технической возможности установки индивидуального прибора учета, а также форма акта обследования не утверждена, в связи с чем требование об оплате за пломбировку счетчика является незаконным. Кроме того, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07 апреля 2010 года №149 утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, который определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии) (далее - договор) на объектах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы. В соответствии с п.п. 7-12 Порядка к заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником. На основании документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета. О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра. В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета. При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора. Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю. Таким образом, установка приборов учета должна осуществляться на основании договора между потребителем и исполнителем. Указанный выше Порядок не предусматривает включение в договор услуги по опломбированию прибора учета. Кроме того, выше перечисленные документы не предусматривают предоставление услуги исполнителем по опломбированию приборов учета. Согласно п.8 ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года (в ред. от 18 июля 2011 года) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий. Наряду с прочим данная норма означает необходимость учета положения п. 1 ст. 49 части первой ГК РФ о том, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Из отзыва ответчика видно, что ООО «УКХ» не имеет специального разрешения на опломбирование прибора учета, следовательно не правомочно взимает плату за это. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «УКХ», выразившиеся в навязывании потребителем дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды являются неправомерными, в связи с чем исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Управлению коммунального хозяйства» о признании противоправными действий, удовлетворить. Признать противоправными действия Общества с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды. Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управление коммунального хозяйства» не допускать обуславливания регистрации (ввод в эксплуатацию) приборов учета воды потребителей их обязательным платным опломбированием. Решение может быть обжаловано и на него принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Громоздина Г.Ф. 14.12.2011 года.