Дело № 2-1669/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «15» ноября 2011г. г.Новотроицк Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: судьи Вибе И.Н., с участием заявителя Брылевой Л.А., ее адвоката Газиева А.Я., представителей заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Новотроицк Борисовой Е.В. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/, Недорезовой О.И. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/, при секретаре Фроловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Брылевой Л.А о признании постановлений Администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и приостановлении их действия, У С Т А Н О В И Л : Брылева Л.А. обратилась в суд заявлением о признании незаконными Постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Новотроицка Оренбургской области и муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей» г.Новотроицка Оренбургской области», Постановления администрации муниципального образования город Новотроицк № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Новотроицка Оренбургской области и муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей» г.Новотроицка Оренбургской области» и приостановлении действия оспариваемых постановлений. В судебном заседании заявитель свои требования поддержал, указав, что в порядке реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей» г.Новотроицка, в котором она работает заместителем директора по научной работе, были допущены серьезные нарушения, которые нарушают ее права. Считает, что Федеральным законом от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не разрешена реорганизация в форме присоединения автономного учреждения к неавтономному учреждению (учреждению иного типа, в данном случае бюджетному). В нарушение п.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» решение об реорганизации МОУ «Лицей» было принято без предварительной экспертной оценки. В нарушение п.4 ст. 5 Федерального закона №174 от 03.11.2006г. «Об автономных учреждениях» не получено ее согласие, как педагога МОУ «Лицей» на реорганизацию учреждения, поскольку произошло изменение типа МОУ «Лицей» с бюджетного на автономное. Постановление администрации муниципального образования город Новотроицк № от ДД.ММ.ГГГГ не было официально опубликовано, в связи с чем, не может считаться вступившим в силу. Брылева Л.А. считает, что ее права были нарушены тем, что не была проведена предварительная экспертная оценка последствий принятого решения для педагогов МОУ «Лицей», в том числе для нее как педагога этого учреждения. Кроме того, Брылева Л.А. считает, что реорганизацией нарушены права ее учеников, защищать интересы которых она обязана в силу Закона РФ «Об образовании». Представители Муниципального образования город Новотроицк Борисова Е.В. и Недорезова О.И, не согласившись с заявлением указали, что реорганизация обоих образовательных учреждений проведена в соответствии с действующим законодательство и Федерального закона №174 от 03.11.2006г. «Об автономных учреждениях» запрещает лишь слиянение автономного и неавтономного учреждений. Предварительная экспертная оценка при реорганизации МОУ «Лицей» с МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №14» и согласие педагога Брылевой Л.А. не требуется. Однако, начиная с апреля 2011года вопрос об указанной реорганизации неоднократно обсуждался. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ совещания при главе муниципального образования город Новотроицк по своему содержанию представляет собой предварительную экспертную оценку. Постановление № не является нормативно – правовым актом, в связи с этим необходимость его опубликования не имелась. Действующее законодательство не ставит право учредителя муниципального образования учреждения на реорганизацию в зависимость от согласия работников или учащихся учреждения. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1,2 и ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г №4866-1 и ст.ст.254, 255 ГПК РФ, каждый гражданин вправе оспорить в суде решение (действие) должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям (действиям) должностных лиц, которые могут быть оспорены в суде, относятся коллегиальные и единоличные решения (действия), которыми нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. На должностных лиц, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решения); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений) но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Установлено, что учредителем муниципального образовательного учреждения «Лицей» г.Новотроицка и муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Новотроицка» является муниципальное образование город Новотроицк. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается Уставами обоих учреждений. Согласно п.п.3 п.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления городских округов отнесены создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Как следует из ст. 34 указанного Закона, порядок реорганизации муниципальных учреждений устанавливается органом местного самоуправления. Подпунктом 3 п.2 статьи 13 Федерального закона РФ от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» к компетенции местной администрации муниципального образования отнесено принятие решений о порядке создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений. Постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок создания, реорганизация, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений. Из пунктов 1 и 2 указанного Порядка следует, что реорганизация муниципального учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. Решение о реорганизации муниципального учреждения принимается администрацией муниципального образования город Новотроицк в форме постановления. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация муниципального образования город Новотроицк постановила реорганизовать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Новотроицк» и муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г.Новотроицк в форме слияния с переходом к вновь образованному муниципальному общеобразовательному автономному учреждению «Лицей г.Новотроицка» прав и обязанностей обоих учреждений. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 г.Новотроицк Оренбургской области» переименовано в муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1 г.Новотроицка Оренбургской области /далее МОАУ «Лицей №1/. Постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк № от ДД.ММ.ГГГГ в постановление № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в части реорганизации в форме присоединения МОУ «Лицей» и муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад №5 «Морячок» к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению общеобразовательная школа №14 г.Новотроицк, переименованному в муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1 г.Новотроицка Оренбургской области». Считая, что Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ приняты с нарушениями действующего законодательства, заявитель просил признать их незаконными, указав одним из оснований, что реорганизация указанного бюджетного учреждения в форме присоединения к автономному не возможна. Вместе с тем, исходя из положений статьи 18 Закона РФ от 03.11.2006г. №174 – ФЗ «Об автономных учреждениях», данный вывод заявителя является несостоятельным. Согласно п.п.2 п.2 статьи 18 вышеназванного Закона реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности. По смыслу указанной нормы следует, что к автономному учреждению возможно присоединение учреждений любых типов (автономных, бюджетных, казенных), но с одной формой собственности. В данном случае, муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1» г.Новотроицка Оренбургской области», муниципальное общеобразовательное неавтономное учреждение «Лицей», муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №5 «Морячок» имеют одну форму собственности - муниципальную. Следовательно, присоединение к автономному учреждению муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1» бюджетного учреждения МОУ «Лицей» и автономного учреждения «Детский сад №5 «Морячок» возможно. Брылева Л.А. также указала, что при вынесении оспариваемых постановлений о реорганизации вышеуказанных учреждений не была проведена предварительная экспертная оценка последствий принятого решения, как это предусмотрено п.2 ст. 13 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ. Однако суд не может согласиться с данным выводом, поскольку, как это следует из п.2 ст. 13 указанного закона, предварительная экспертная оценка последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания, проводится при принятии решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью. Из буквального толкования данной нормы закона следует, что проведение реорганизации не требует предварительной экспертной оценки последствий принятия такого решения. Вместе с тем, как это установлено в судебном заседании, речь идет о проведении реорганизации в результате которой МОУ «Лицей» и детский сад №5 присоединены к МОАУ «Лицей №1». Доводы заявителя о том, что предварительная экспертная оценка последствий принятого решения о реорганизации предусмотрена п.2 ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», поскольку реорганизация может сопровождаться модернизацией и модернизация может являться частью реорганизации, основаны на неправильном толковании материального закона. Модернизация – это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствии с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качестве /«Юридический словарь»/. Заявителем не представлены доказательства того, что в процессе реорганизации произошло усоврешенствование, улучшение, обновление. Ссылка Брылевой Л.А. на ФЗ № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» о возможности изменения типа учреждения только по инициативе или с согласия этого учреждения необоснованны, поскольку в рассматриваемом случае осуществлена реорганизация учреждения МОУ «Лицей», а не изменение его типа Заявитель также указал, что поскольку она, как член педагогического коллектива МОУ «Лицей» согласие на реорганизацию учреждения не давала, Постановления № и № являются незаконными. Суд не может согласиться с указанными доводами Брылевой Л.А., т.к. предварительное согласие работников учреждения на его реорганизацию, действующим законодательством не предусмотрено. Суд не может согласиться также с доводами Брылевой Л.А. о необходимости опубликования оспариваемого Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, как затрагивающего права и свободы гражданина, в том числе несовершеннолетних. В силу ч.2 ст. 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно п.2 ст. 47 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06.010.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акта, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Постановление № об изменении формы реорганизации МОУ «Лицей», в результате которого оно будет присоединено к МОАУ «Лицей №1» и изменится только форма реорганизации, никаким образом не нарушает права, свободы и обязанности учащихся и их родителей, а также работников, в связи с чем их публикация не требовалась. Постановление № не является нормативным правовым актом, поэтому требование об обязательном опубликовании на это решение не распространяется. Указывая на факт нарушения своих прав и свобод, Брылева Л.А. мотивировала тем, что при принятии оспариваемых Постановлений не была проведена предварительная экспертная оценка последствий реорганизации МОУ «Лицей» для педагогов этого учреждения, которым является она. Действующим законодательством не предусмотрены указанная оценка последствий реорганизации учреждения для обеспечения жизнедеятельности работников этого учреждения. Такая предварительная экспертная оценка должна проводится только при реконструкции, модернизации, изменении, ликвидации объекта социальной жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно -профилактической помощи, для социального обслуживания /п.2 ст. 13 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»/. Довод Брылевой Л.А. о том, что были нарушены права ее учеников, защищать которых она имеет право в силу закона РФ «Об образовании» являются необоснованными, поскольку законными представителями детей являются их родители либо лица, действующим по доверенности от родителей (законных представителей). Брылева Л.А. таким лицом не является. Кроме того, права учащихся этого учреждения не нарушены тем, что не была проведена предварительная экспертная оценка, поскольку данная оценка должна производиться только при реконструкции, модернизации, изменении, ликвидации объекта, а имело место реорганизация. Следовательно, права и свободы Брылевой Л.А., оспариваемыми постановлениями не нарушены. Поскольку Постановления администрации муниципального образования город Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и свободы граждан, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требования о признании их незаконными, а также о приостановлении их действий. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Брылевой Л.А о признании постановлений Администрации муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и приостановлении их действий – отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новотроицкий городской суд. Судья: И.Н.Вибе Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской области И.Н.Вибе. Решение обжаловано. Определением кассационной инстанции Оренбургского областного суда от 21.12.2011г. решение Новотроицкого горсуда оставлено без изменения.Решение вступило в законную силу 21.12.2011г.