дело № 2-1226/2012 о признании бездействия работадателя незаконнымир и обязании провести аттестацию рабочих мест



Дело № 2-1226/ 2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2012 года г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Громоздиной Г.Ф.,

при секретаре Аминовой З.М.,

с участием прокурора Неретина Н.Н.,

представителей ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» - Мажирину Е.В., Стариковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры,

Установил:

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с указанным выше иском на том основании, что прокуратурой г.Новотроицка Оренбургской области в Муниципальном бюджетном учреждении «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 01.02.2012 года). Учреждение имеет филиал №4 «Библиотека семейного чтения», расположенный по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что в филиале учреждения не соблюдаются права инвалидов на доступ в помещение библиотеки наравне с другими гражданами, а именно не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни для доступного входа в указанное помещение. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Библиотекой организуется максимальное и качественное удовлетворение информационных, культурных и образовательных потребностей и интересов граждан по месту жительства, в числе которых немало инвалидов. Государственные и муниципальные расходы на создание условий несовершеннолетним инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Предъявлено требование о признании незаконным бездействие должностных лиц Администрации МО г.Новотроицк и Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» по ненадлежащему осуществлению мер к установке приспособлений для маломобильных посетителей к центральному входу наравне с другими гражданами; об обязании Администрации МО г.Новотроицк внести изменения в смету доходов и расходов бюджетного финансирования учреждения и профинансировать мероприятия по оборудованию входа в здание филиала №4 «Библиотека семейного чтения», расположенной по адресу: <адрес> Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней в срок до 01.02.2013г.; об обязании Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание филиала №4 Библиотеки «Библиотека семейного чтения», расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни- в срок до 01.03.2013г.

В судебном заседании прокурор требование в части уточнил, просил обязать Администрацию МО г.Новотроицк предусмотреть финансирование мероприятий по оборудованию центрального входа в здание филиала №4 «Библиотека семейного чтения», расположенной по адресу: <адрес> Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником для въезда на инвалидных колясках и установке поручней – в срок до 01.02.2013 года.

Представители ответчика Мажирина Е.В., Старикова Н.Е. с иском не согласились, мотивируя тем, что обязанность по обеспечению оборудования здания библиотеки пандусом и поручнями должна возлагаться на собственника здания, в данном случае – Администрацию Муниципального образования г.Новотроицк. В своем исковом заявлении прокурор ссылается на п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденный Постановлением Госстроя РФ №74 и Минтруда РФ №51 от 22 декабря 1999 года. Вместе с тем, из введения к указанному Постановлению следует, что данный документ определяет порядок реализации требований доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры при разработке, согласовании и утверждении проектной документации на их строительство и реконструкцию, а также регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Установка пандусов и поручней фактически не обеспечит беспрепятственный доступ в здание культуры инвалидов –колясочников.

Представитель Администрации МО г.Новотроицк в судебное заседание не явился, представлен отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя и об отказе в удовлетворении иска.

Суд, выслушав пом. прокурора Неретина Н.Н., представителей ответчика Мажирину Е.В., Старикову Н.Е., исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему:

Гражданам Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст. 39), общепризнанными принципами и международными нормами, при этом, в частности, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 года №4812 –VIII и вступил в силу для России с 3 января 1976 года).

В силу положений ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом 22 июля 1993 года №5487-1 предусмотрено, что основными принципами охраны здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4)социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5)ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Между тем, из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой г.Новотроицка проверки исполнения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» имеет филиал №4 «Библиотека семейного чтения», расположенный по адресу: <адрес> в котором не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни для доступного входа в указанные помещения.

Доступ инвалидов, передвигающихся в колясках, наравне с другими гражданами к центральному входу в здание филиала №4 Библиотеки, расположенного по адресу <адрес> затруднен из-за отсутствия пандусов с поручнями для подъезда к входу в учреждение. Ни администрацией города (собственником имущества и распорядителем бюджетных средств) ни учреждением (за счет собственных средств или иных бюджетных ассигнований) не было предпринято реальных мер к установке пандусов или иных конструкций для перемещения инвалидов. Администрацией города надлежащим образом не финансируются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, изменения в порядок финансирования не вносятся.

Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.)- на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные остальным категориям населения (п.1.1.).

В силу действующего положения абз.4 ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом 22 июля 1993 года №5487-1, финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Также суд руководствуется регламентированными ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиями относительно обязанностей, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно – правовых форм, которые создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфрастуктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям), а также положениями системы нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения» СП 31—102-99 и СНиП 35-01-2001, конкретизирующих положения Федерального закона в части защиты прав и интересов инвалидов.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, помимо прочего, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

Поэтому не может быть признан правомерным довод ответчика об отсутствии денежных средств, так как это не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения для соблюдения обязанностей, возложенных федеральным законодателем.

Не состоятелен довод ответчиков и в той части, что отсутствует техническая возможность оборудования входа в филиале, поскольку ответчиками не представлено доказательств того, что нарушение требований федерального законодательства вызвано технической невозможностью оборудовать специальные приспособления для обеспечения доступа граждан-инвалидов и маломобильных групп населения в социально-значимое учреждение.

При этом представленные копии технических паспортов не являются самостоятельными доказательствами отсутствия технической невозможности оборудования специальными приспособлениями входа, поскольку указанные документы не содержат сведений, содержащих прямые указания на запрет или техническую невозможность такого оборудования.

Тогда как в силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования г.Новотроицк в срок до 01 февраля 2013 года решить вопрос о финансировании мероприятий по оборудованию центрального входа в здании филиала №4 «Библиотека семейного чтения» Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках, установке поручней.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание филиала №4 «Библиотека семейного чтения» по <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках с установкой поручней в срок до 01 марта 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья: Г.Ф.Громоздина. Решение вступило в законную силу 05.07.2012 года