Дело № 2-424/ 2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года г.Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:
судьи Анненковой К.К.,
при секретаре Болотовой С.М.,
с участием истца прокурора Андреевой О.А.,
представителя ответчика директора МОУ «Основная общеобразовательная школа № 20» г.Новотроицка Олениной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению несовершеннолетним инвалидам беспрепятственного доступа в здание общеобразовательного учреждения,
Установил:
Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению несовершеннолетним инвалидам беспрепятственного доступа в здание общеобразовательного учреждения по адресу: г.Новотроицк <адрес>. Просит признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации МО г.Новотроицк и МОУ «СОШ № 10» по ненадлежащему осуществлению мер к установке приспособлений для маломобильных посетителей к центральному входу наравне с другими гражданами; обязать Администрацию МО г.Новотроицк (финансовое управление) при недостаточности средств внести изменения в смету доходов и расходов бюджетного финансирования учреждения и профинансировать мероприятия по оборудованию входа МОУ «СОШ № 20» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней в срок до 30.04.2011г.; обязать МОУ «СОШ № 20» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание школы по <адрес> в г.Новотроицке приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни- в срок до 30.08.2011г.
В обоснование иска в судебном заседании прокурор ссылается на то, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации» установлено, что в данном учреждении не соблюдаются права несовершеннолетних инвалидов на доступ в помещение школы наравне с другими гражданами, а именно не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни на лестничном подъеме центрального входа в здание. Поскольку имущество учреждения, в том числе и здание находится в муниципальной собственности и передано МОУ СОШ № 20 в оперативное управление по постановлению главы города от 19.04.2007 года. Государственные и муниципальные расходы на создание условий несовершеннолетним инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Доступ несовершеннолетних инвалидов, передвигающихся в колясках, наравне с другими гражданами к центральному входу в здание МОУ «СОШ № 20» по <адрес> затруднен из-за отсутствия пандусов с поручнями для подъезда к входу в учреждение. Ни администрацией города (собственником имущества и распорядителем бюджетных средств) ни учреждением (за счет собственных средств или иных бюджетных ассигнований) не было предпринято реальных мер к установке пандусов или иных конструкций для перемещения несовершеннолетних инвалидов. Администрацией города надлежащим образом не финансируются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, изменения в порядок финансирования не вносятся.
Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.)- на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий.
Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные остальным категориям населения (п.1.1.) Требования данного документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны). Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей передвижения ( в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование, получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п.1.4). Проектные решения объектов, доступных для несовершеннолетних инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
В соответствии с приложением А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильными группами населения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием ( п.3.13).
В соответствии со ст.ст. 36, 46 ФЗ « О техническом регулировании», ст.ст. 4,8,56 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 ФЗ № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СниПов являются обязательными к применению.
Прокурором изменены исковые требования в ходе судебного заседания на требование о понуждении Администрации МО г.Новотроицк в срок до 31.12.2011 года предусмотреть финансирование мероприятий по оборудованию центрального входа в здание МОУ «СОШ № 20» приспособлениями для маломобильных посетителей, обязать МОУ «СОШ № 20» оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание школы приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни в срок до 01.09.2012 года.
Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк Борисова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в отзыве по существу иска просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав в возражениях на иск, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов-колясочников, поскольку не представлено доказательств нарушения прав инвалидов на доступ в здание школы, а список учащихся, их родителей, других родственников ограничен определенным количеством лиц, которых можно установить пофамильно. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ суду следовало отказать в принятии такого заявления прокурора в защиту интересов определенных лиц, поскольку прокурору такое право не предоставлено. При разрешении принятого иска данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу. По существу спора представитель ответчик также указал свои возражения, ссылаясь на то, что согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Здание МОУ ООШ № 20 построено задолго до введения в действие ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов», реконструкция в нем не производилась и не производится, следовательно здание школы не относится к объектам, отсутствие в которых пандусов, поручней и иных средств обеспечения доступа инвалидов не допускается в соответствии со ст. 15 ФЗ-181. Принятие мер по удовлетворению минимальных потребностей инвалидов, по мнению ответчика, было бы необходимым при наличии среди работников или учащихся школы маломобильных граждан, но такие отсутствуют. Кроме того Порядком реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (утв. Постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999г. № 74/51) определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1449 местными органами социальной защиты населения на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий. Исполнение вопросов местного значения МО г.Новотроицк с 2009 года осуществляется при дефиците местного бюджета. Бюджет на 2011 год принят с дефицитом в сумме 158274496 рублей. Расходование средств при дефиците бюджета следует осуществлять только на первоочередные нужды и не должно приводить к увеличению дефицита бюджета, в противном случае для муниципалитета наступит ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (ст. 92 БК РФ). Устройство средств обеспечения доступа маломобильных граждан в МОУ «СОШ № 20» не является первоочередным вопросом местного значения еще и потому, что прокурором не представлено доказательств реального нарушения прав и интересов конкретных граждан отсутствием таких устройств. Кроме того согласно ст. 15 ФЗ-181 государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Поэтому требование прокурора по существу иска исполнить в указанный истцом срок до 30.04.2011г. и до 30.08.2011г. невозможно в связи с утверждением бюджета МО г.Новотроицк на текущий финансовый год, им не предусмотрено финансирование расходов школ города на устройство пандусов, подъемников и поручней на входах. При выравнивании расходов местного бюджета обязательства администрации по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам будут исполняться добровольно. Полагает, что администрация города не допускает бездействия в постепенном финансировании мероприятий муниципальных учреждений на обустройство пандусов и поручней для доступа инвалидов в здания.
Представитель ответчика МОУ «Основная общеобразовательная школа № 20» г.Новотроицка директор школы Оленина Т.В. в судебном заседании не возражала против иска прокурора в части выполнения обязанности оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание школы № 20 по <адрес> в г.Новотроицке приспособлениями для маломобильных посетителей и установить поручни в срок до 01 сентября 2012 года за счет выделенных Администрацией Мо г.Новотроицк денежных средств.
Выслушав представителя истца пом.прокурора Андрееву О.А., представителя соответчика МОУ СОШ-20 Оленину Т.В., исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по изложенным в иске основаниям.
Согласно ст. 15 ФЗ-181 «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования- городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
Из материалов дела следует, что здание МОУ «СОШ № 20» по <адрес> в г.Новотроицке не оборудовано пандусами на центральном входе для обеспечения доступа в здание школы инвалидов на колясках.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание на основании постановления главы МО г.Новотроицк № от ДД.ММ.ГГГГ передано МОУ «СОШ № 20» Администрацией г.Новотроицк в оперативное управление.
Следовательно обязанность выполнения мероприятий по обустройству пандусов для въезда на инвалидных колясках и финансирования данных мероприятий прокурор обоснованно требует возложить на МОУ «СОШ № 20» и Администрацию МО г.Новотроицк. Установленные истцом сроки для выполнения этой обязанности являются разумными.
Суд не соглашается с доводами представителя ответчика Администрации МО г.Новотроицк об отсутствии у прокурора права на предъявление рассматриваемого судом иска в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обоснованно указал на то, что число инвалидов постоянно меняется и их круг определить невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 20», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению несовершеннолетним инвалидам беспрепятственного доступа в здание общеобразовательного учреждения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования г.Новотроицк в срок до 31 декабря 2011 года решить вопрос о финансировании мероприятий по оборудованию центрального входа в здание МОУ «СОШ № 20» по <адрес> в г.Новотроицке приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках, установке поручней.
Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» оборудовать лестничный подъем к центральному входе в здание по <адрес> в г.Новотроицк приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках с установкой поручней в срок до 01 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья: К.К.Анненкова
Решение изготовлено в окончательной форме 05 апреля 2011 года
Судья: К.К.Анненкова Решение вступило в законную силу 16.04.2011года