Дело № 2-402/11 по иску о признании бездействия незаконным



Дело № 2-402/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2011г.

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Белоусова Ю.А.

при секретаре Сухаревой О.А.

с участием: помощника прокурора Мелехиной О.В.

представителя ответчика ООО <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Новотроицка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с иском к ООО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии мер по квотированию рабочих мест для граждан их числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки указывая на то, что прокуратурой г.Новотроицка проведена проверка по исполнению законодательства о занятости несовершеннолетних и соблюдению особенностей регулирования их труда на предприятиях города. Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. "О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Пунктом 2 ст. 11 ФЗ РФ №124-ФЗ от 24.07.1998г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено квотирование рабочих мест для лиц моложе 18 лет.

Статьей 21 Закона о занятости предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Под квотой согласно ст.1 Закона Оренбургской области № 1526/257-Е 03 от 02.11.2004г."О квотировании рабочих мест в Оренбургской области "(далее Закон № 1526/25 7-Ш-ОЗ) понимается минимально количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мера социальной поддержки ( в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лив работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (ст.2 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ).

К группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программа реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы. (ст. 3 Закона № 1526/257-11) 03).

В соответствии со ст.5 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ размер квоты составляет для организаций численностью свыше 100 человек четыре процента. В счет установленной квоты работодатели трудоустраивают граждан, указанных в статье 3, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Квота считается выполненной, если на все выделенные, созданные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены граждане, указанные в статье 3 настоящего Закона, с учетом объемов предложения рабочей силы.

Согласно ст.6 Закона № 1526/257-Ш-ОЗ трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно и по направлениям органов службы занятости населения с учетом рекомендаций бюро медико-социальной экспертизы. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Указанные выше положения Закона Оренбургской области «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом. После чего, сообщает органам занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать работодателем квоты, а также направлять граждан, из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, к работодателю в счет установленной квоты и информировать данных граждан о наличии рабочих мест, что создает препятствия в реализации гражданами своего права. С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать в органы службы занятости населения сведения о выполнении квоты для приема на работы граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

Согласно сведений представленных ООО <данные изъяты> среднесписочная численность работников по состоянию на 15.01.2011г. составляет 1793 человек. Размер квоты для ООО <данные изъяты> составляет: 1793*4%= 71.72

Таким образом, минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в ООО <данные изъяты> составляет 72 человека. Из них в счет квоты должно быть занято 36 инвалидов.

Согласно сведений, представленных ООО <данные изъяты> в центр занятости населения количество работающих инвалидов на ДД.ММ.ГГГГ составляло 6 человек.

В штате ООО <данные изъяты> работающих молодых людей до 18 лет не имеется. Учитывая изложенное, ООО «<данные изъяты> нарушает права социально незащищенной категории населения, в том числе инвалидов и несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией РФ, законом РФ № 1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004г. "О квотировании рабочих мест в Оренбургской области".

На основании ст. 45 ГПК РФ просит обязать руководителя общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>, устранить нарушения с Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-О3 от 02.11.2004г. « О квотировании рабочих мест в Оренбургской области" путем установления квоты для инвалидов не менее 2 %, что согласно штатной численности предприятия составляет 36 человек, исходя из среднесписочной численности работников - 1793 человека, а также квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицка Мелехина О.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика действующий на основании доверенности Петров Д.А. исковые требования не признал и пояснил, что по состоянию на 24.03.2011 г. среднесписочная численность работников Ответчика составляет 1811 человек. Из указанных лиц, количество занятых на работах с вредными и опасными условиями труда составляет 1300 человек.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» размер квоты для приема на работу инвалидов в организациях, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 2 и не более 4 процентов.

В силу ст. 3, 5 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать четырех процентов от среднесписочной численности работников. Количество инвалидов принятых на квотируемые места не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Из вышеуказанного, следует, что размер квоты, установленный законодательством для Ответчика по группам населения составляет 72 рабочих места, из них размер квоты инвалидов составляет 36 рабочих мест.

По состоянию на 05.03.2011 г. в ООО <данные изъяты> занятое количество работников, подпадающих под действие ст. 3 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест» в счет выполнения квоты составило 281 человек, против 72 мест, установленных законом.

Действительно, на настоящий момент количество работников-инвалидов 8 человек, что составило 0,44 % от среднесписочной численности работников, при имеющихся 32 вакантных рабочих мест.

Отсюда следует вывод, что размер квоты соблюдается Ответчиком. Касаемо фактически занятых мест, Прокуратурой г. Новотроицка не представлены доказательства отказа в приеме инвалидов, направленных Центром занятости населения г.Новотроицка или обратившихся самостоятельно.

Ежемесячно в Центр занятости населения г. Новотроицка подаются сведении о вакантных рабочих местах, в том числе квотируемых, например, в марте 2011 г. Ответчиком поданы сведения о наличии в Обществе 32 вакантных рабочих мест. На заявленные вакантные рабочие места Ответчик, в случае направления из Центра занятости населения г. Новотроицка, а также при самостоятельном обращении, готов провести трудоустройство лиц-инвалидов, что с учетом количества занятых в Обществе инвалидов составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, однако до настоящего времени данных обращений не поступало.

Считает, что со стороны ООО <данные изъяты> нет виновного бездействия и нет виновных действий, нарушающих требования Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» и Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест».

В судебном заседание инспектор ГУ «Центр занятости населения» г.Новотроицка Аниськова Н.С. пояснила, что ответчик не соблюдает установленный законом размер квоты для всех категорий граждан и в том числе установленные для инвалидов 2%. Информацию об исполнении квоты на трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите ответчик предоставляет регулярно.

Например за январь 2011 г. в ней указано количество инвалидов на предприятии -7. т.е 0.39% от среднесписочной численности работников. вместо необходимых по квотированию -2%, представители молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу не на предприятии отсутствуют. т.е не трудоустраивались.

В указанной информации ответчика отсутствуют вакансии в счет установленной квоты, как на инвалидов так и на молодежь в возрасте 18 лет.

Таким образом центр занятости при наличии желающих устроится на работу инвалидов и молодых людей в возрасте 18 лет, лишен возможности направить из в ООО <данные изъяты> из-за отсутствия сведений о квотируемых вакансиях.

Сведения о потребности в работниках, наличия свободных рабочих мест (вакантных должностей) предоставляемых ответчиком в центр занятости населения, например на 03.03.2011 г., нельзя расценивать как вакансии в счет установленной квоты на инвалидов и других категорий лиц. Это сведения о наличии вакантных мест на предприятии касающихся иных граждан, не включенных в квоты.

Сведения о квотировании рабочих мест для незащищенных слоев населения и сведения о потребности в работниках, наличия свободных рабочих мест (вакантных должностей) предоставляются предприятиями отдельно друг от друга и поступают в различные отделы центра занятости. Если бы в сведениях о потребности в работниках, наличия свободных рабочих мест (вакантных должностей) было бы указано на возможность трудоустройства инвалидов и молодежи, т.е была бы отметка об этом, то на эту вакансию можно был бы направить инвалида и молодого человека, и в этом случае можно было бы расценивать как вакансию в счет установленной квоты. Однако указанные сведения в перечне вакантных мест, отсутствуют.

Суд, выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из важнейших условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. Данные права закреплены в ст.37 Конституции РФ.

Однако в условиях свободного развития рыночных отношений некоторые граждане, в силу причин различного характера, лишаются возможности получить доступ к труду. С целью защиты прав данных граждан и выполнения целей социального государства, законодатель в Законах определяет для них специальные правовые механизмы, позволяющие таким гражданам реализовать свое право на труд. Одним из механизмов, предусмотренных законодателем, является квотирование рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан.

Согласно ст.1 Закона Оренбургской области от 02.11.2004г. № 1526/253-Ш-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» (далее Закон), квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки (в процентах от среднесписочной численности работников организаций численностью свыше 100 человек без учета лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

В соответствии со ст.2 Закона, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Оренбургской области (кроме органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления), численность работников в которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки.

К числу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области относятся в том числе инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу.

В силу ст. 3, 5 Закона Оренбургской области № 1526/257-Ш-ОЗ от 02.11.2004 г. «О квотировании рабочих мест» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в Оренбургской области: инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; выпускники профессиональных учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей; лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Суммарный размер квоты для всех категорий граждан не может превышать четырех процентов от среднесписочной численности работников. Количество инвалидов принятых на квотируемые места не может составлять менее 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Согласно ст.6 Закона, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости населения информацию (сведения) о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выполнении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Указанные выше положения Закона предполагают императивное установление размера квоты для работодателей, однако точное количество квотируемых рабочих мест должен определить сам работодатель исходя из среднесписочной численности работников. Определение точного количества квотируемых рабочих мест работодатель производит внутренним распорядительным актом и после этого сообщает органам службы занятости о количестве мест, которые он квотирует для лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки. Без точного определения количества квотируемых рабочих мест и не предоставления данных сведений в органы службы занятости, последние не могут контролировать соблюдение работодателем квоты, а также направлять граждан из числа лиц особо нуждающихся в мерах социальной поддержки и информировать данных граждан о наличии рабочих мест. Это создает препятствия в реализации гражданами своего права.

С учетом этого, работодатель обязан внутренним распорядительным актом устанавливать точное количество квотируемых рабочих мест у себя на предприятии и ежемесячно сообщать органам службы занятости сведения о выполнении квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, и о движении квотируемых рабочих мест не позднее 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых мест.

Судом установлено, что среднесписочная численность работников на 24.03.2011 г. в ООО «<данные изъяты> составляет 1811 человек. Размер квотируемых рабочих мест должен составлять 4% от 1811 человек, что составляет 72 человека, из них размер квоты инвалидов составляет 36 рабочих мест, т.е 2%. Фактическое количество работников инвалидов на предприятии 8 человек, что составляет 0, 44 % от среднесписочной численности работников.

Из информации для постановки на учет по вопросу реализации квоты, информации об исполнении квоты от 04.02.2011г., 05.03.2011г., а также из пояснения инспектора ГУ «Центр занятости населения» г.Новотроицка, установлено, что ООО <данные изъяты> квотированием рабочих мест для молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу, не занималось, информацию в соответствии со ст.6 Закона не предоставляло. Ответчик так же не предоставлял информацию о наличии вакансия в счет установленной квоты на инвалидов. Сведения о потребности в работниках, наличия свободных рабочих мест (вакантных должностей) предоставляемых ответчиком в центр занятости населения таковыми не являются.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, органы службы занятости населения лишены возможности направлять граждан, из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки а именно инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу для трудоустройства в счет установленных квот, а указанные граждане самостоятельно устраиваться на рабочие места в счет установленных квот.

На основании изложенного, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г.Новотроицка в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать ООО <данные изъяты> устранить нарушения ст.6 Закона Оренбургской области от 02.11.2004г. № 1526/253-Ш-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» путем установления квоты для инвалидов не менее 2 %, от штатной численности предприятия исходя из среднесписочной численности работников, а также квоты для приема на работу граждан из числа лиц, особо нуждающихся в мерах социальной поддержки, в том числе молодежи в возрасте до 18 лет, впервые ищущей работу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Ю.А. Белоусов Решение вступило в законную силу 05.04.2011г.