Дело №2-1542/2012 О понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения социальной защиты населения



Дело № 2-1542/ 2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 июля 2012г. г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Колесниковой А.Н.,

при секретаре Кужашевой И.Ф.,

с участием: представителя истца помощника прокурора г.Новотроицка Сычевой Е.А., представителя ответчика Муниципального казенного учреждения социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области Утянской Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному казенному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения социальной защиты населения,

Установил:

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному казенному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения социальной защиты населения. Просил обязать Администрацию МО г.Новотроицк произвести финансирование мероприятий по оборудованию входа в МКУСО «СРЦН «Журавушка» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней в срок до ДД.ММ.ГГГГ); обязать МКУСО «СРЦН «Журавушка» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничные подъемы к центральному входу в здание Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни - в срок до 01.04.2013г. В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации» установлено, что в данном учреждении не соблюдаются права инвалидов на доступ в помещение школы наравне с другими гражданами, а именно не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни на лестничном подъеме центрального входа в оба здания. Имущество учреждения, в том числе и здания находятся в оперативном управлении МКУСО «СРЦН «Журавушка». Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Доступ инвалидов, передвигающихся в колясках, наравне с другими гражданами к центральному входу в здания МКУСО «СРЦН «Журавушка» по <адрес> в г.Новотроицке затруднен из-за отсутствия пандусов с поручнями для подъезда к входу в учреждение. Ни администрацией города (собственником имущества и распорядителем бюджетных средств) ни учреждением (за счет собственных средств или иных бюджетных ассигнований) не было предпринято реальных мер к установке пандусов или иных конструкций для перемещения инвалидов. Администрацией города надлежащим образом не финансируются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, изменения в порядок финансирования не вносятся.

Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.)- на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные остальным категориям населения (п.1.1.) Требования данного документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны). Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей передвижения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование, получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п.1.4). Проектные решения объектов, доступных для несовершеннолетних инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

В соответствии с приложением А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильными группами населения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13).

В соответствии со ст.ст. 36, 46 ФЗ « О техническом регулировании», ст.ст. 4,8,56 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 ФЗ № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СниПов являются обязательными к применению.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Сычева Е.А. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в отзыве по существу иска просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что с требованиями прокурора г.Новотроицка в отношении здания МКУСО «СРЦН «Журавушка» по <адрес> – не согласны.

Представитель ответчика МКУСО «СРЦН «Журавушка» директор Утянская Н.А. в судебном заседании иск признала в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора Сычеву Е.А., представителя ответчика МКУСО «СРЦН «Журавушка» директора Утянскую Н.А., исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ-181 «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость этого обусловлена требованиями норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Из материалов дела следует, что здание МКУСО «СРЦН «Журавушка» по <адрес> не оборудовано пандусом на центральном входе для обеспечения доступа в здание Учреждения инвалидов на колясках.

В соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на право оперативного управления недвижимостью, находящейся в собственности г.Новотроицка, указанное здание передано МКУСО «СРЦН «Журавушка» Администрацией г.Новотроицк в оперативное управление, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п.2.8 Устава МКУСО «СРЦН «Журавушка», учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет администрация муниципального образования город Новотроицк.

Следовательно, обязанность выполнения мероприятий по обустройству пандусов для въезда на инвалидных колясках и перил, и финансирования данных мероприятий прокурор обоснованно требует возложить на МКУСО «СРЦН «Журавушка» и Администрацию МО г.Новотроицк. Установленные прокурором сроки для выполнения этой обязанности являются разумными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Муниципальному казенному учреждению социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения социальной защиты населения - удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования г.Новотроицк в срок до 01.02.2012 года произвести финансирование мероприятий по оборудованию входа в Муниципальное казенное учреждение социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области приспособлениями для маломобильных посетителей - подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней.

Обязать Муниципальное казенное учреждение социального обслуживания Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавушка» г. Новотроицка Оренбургской области устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничные подъемы к центральному входу в здание Учреждения, расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей - подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках с установкой поручней в срок до 01.04.2013г.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья А.Н. Колесникова

Решение изготовлено в окончательной форме 13.07.2012г.

Судья А.Н. Колесникова Решение вступило в законную силу 14.08.2012г.