Дело № 2-1513/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июля 2012года г. Новотроицк Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Колесниковой А.Н., при секретаре Кужашевой И.Ф. с участием истца помощника прокурора г. Новотроицка Ухаловой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Новотроицк о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г. Новотроицка обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования город Новотроицк о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой г. Новотроицка проверкой территории МО г. Новотроицк по исполнению обязательных требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления установлено, что на землях муниципального образования г.Новотроицк, на расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей, расположена несанкционированная свалка отходов подобных твердым бытовым. Согласно межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года №607-ст- несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов». Свалка представляет собой участок размером примерно 200 квадратных метров без твердого покрытия. На территории участка находится место несанкционированного сброса мусора. На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены: отходы из жилищ несортированные - 4 класс опасности отхода, отходы древесных строительных материалов, в том числе от сноса и разборки строений - 4 класс опасности отхода, обрезь натуральной чистой древесины - 5 класс опасности отхода, отходы бумаги и картона незагрязнённые - 5 класс опасности отхода, стеклянные отходы - 5 класс опасности отхода, отходы твёрдых сложных полиэфиров - 5 класс опасности отхода, отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс - 4 класс опасности отхода, мусор от бытовых помещений организаций не сортированный (исключая крупногабаритный) – 4 класс опасности отхода. Мониторинг по контролю состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов не осуществляется. Производственный контроль, включающий постоянное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, почвы, подземных вод в зоне возможного влияния несанкционированной свалки не осуществляется. Отвод земельного участка под организацию свалки документально не оформлялся. Лимиты на размещение отходов установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду не установлены. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, а именно: 1.Допущен сброс отходов производства и потребления на почву. 2.Несанкционированная сванка размещена в границах населенного пункта. 3. Требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности не соблюдены. 4.Система мониторинга по контролю состояния окружающей среды на территории несанкционированной свалки отсутствует.5.Лимиты на размещение отходов установленные в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду не установлены. 6.Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан и не утвержден. 7.Свалка образована без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов. Вместе с тем, администрацией МО г. Новотроицк не предпринимаются меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, а именно, не предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки. Просил суд признать бездействие администрации МО г. Новотроицк, выразившееся в неустранении несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей с 05.06.2012г. по день рассмотрения дела судом незаконным; обязать администрацию МО г. Новотроицк устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды - ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом г.Новотроицк <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей. В судебном заседании истец помощник прокурора г. Новотроицка Ухалова М.М. уточнила исковые требования в части срока исполнения требования об обязании администрации МО г. Новотроицка устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей, просила установить срок до 30.12.2012 года, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные доводам иска. Представитель Администрации МО город Новотроицк будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, выслушав истца помощника прокурора г. Новотроицка Ухалову М.М., исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц. В соответствии с п.п. 11, 24, 25, 26 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории округа; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа. Часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (в действующей редакции) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами также относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение содержит ч.3 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действующей редакции). В силу ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Новотроицка с участием инженера-эколога ГБУ «Экологическая ***» М. была проведена проверка территории МО г. Новотроицк по исполнению обязательных требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления. Актом осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории муниципального образования город Новотроицк на расстоянии примерно 100м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей, расположена несанкционированная свалка отходов подобных твердым бытовым. Свалка представляет собой участок размером примерно 200 квадратных метров без твердого покрытия. На территории несанкционированной свалки преимущественно размещены отходы из жилищ несортированные, отходы древесных строительных материалов, в том числе от сноса и разборки строений, обрезь натуральной чистой древесины, отходы бумаги и картона незагрязненные, стеклянные отходы, отходы твердых сложных полиэфиров, отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс, мусор от бытовых помещений организаций не сортированный. Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 5 ст. 12 Закона, запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых зонах. Частью 1 статьи 13 указанного закона установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Часть 2 ст. 13 предусматривает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проверкой установлено, что территория, на которой обнаружена несанкционированная свалка, для складирования отходов не предназначена, относится к землям муниципального образования г. Новотроицк. Указанная несанкционированная свалка функционирует без соответствующего разрешения и согласования уполномоченных органов, что свидетельствует о нарушении п.1 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в действующей редакции), не отвечает требованиям ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в действующей редакции) и СанПиН-42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В нарушение п.1 ст.35, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, допущен сброс отходов производства и потребления на почву. В соответствии с п.11 ч1 ст.6 устава МО г. Новотроицк установлено, что в ведении местного самоуправления муниципального образования город Новотроицк находятся вопросы местного значения, в том числе и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования. Согласно п. 10 ч.1 ст.1 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ (ред. от 21.11.2011г., с изм. от 07.12.2011г.) «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ (ред. от 21.11.2011г.) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в нарушение ст.ст. 11, 12, 18 ФЗ от 24.06.1998г. №89-ФЗ (ред. от 21.11.2011г.) «Об отходах производства и потребления» администрацией МО г. Новотроицк на вышеуказанную свалку проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан, лимиты на размещение отходов не установлены, разрешение на создание объекта размещения отходов не получено. Указанные требования законодательства администрацией МО г. Новотроицка не исполняются, что нарушает предусмотренные ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. Эксплуатация данной несанкционированной свалки создает угрозу нарушения указанных прав. Согласно ст. 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487-1 (с изменениями от 31 декабря 2005 г., граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий быта. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что проведенная прокуратурой проверка являлась законной, проведена в пределах её компетенции с привлечение специалиста. Администрация МО город Новотроицк обязана была предпринять действия по прекращению размещения, эксплуатации несанкционированной свалки отходов. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке дела к судебному разбирательству ответчик обязывался предоставить доказательства в обоснование возражений по существу иска. Данное определение суда ответчиком не исполнено. Администрация МО г.Новотроицк не представила суду доказательств, свидетельствующих о том, что необходимые меры ею принимались. Таким образом, бездействие Администрации МО город Новотроицк по неприятию мер к организации в установленном порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Город Новотроицк» нашло подтверждение в судебном заседании. Данным бездействием ответчика нарушаются права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции РФ на благоприятную окружающую среду. Учитывая изложенное, исковые требования прокурора г. Новотроицка о признании бездействия администрации МО г. Новотроицк незаконным и обязании ответчика в срок до 30.12.2012г. устранить нарушение законодательства об охране окружающей природной среды, путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории муниципального образования город Новотроицк на расстоянии примерно 100м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора города Новотроицка удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации города Новотроицк, выразившееся в неустранении несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей. Обязать администрацию МО г. Новотроицк, в срок до 30.12.2012 года устранить нарушения законодательства об охране окружающей природной среды - ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на расстоянии примерно 100 м. по направлению на восток от бассейна «Волна» с почтовым адресом <адрес> примерно в 5 м. по направлению на юг от гаражей. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения судом. Судья: А.Н. Колесникова Решение вступило в законную силу 17.08.2012г.