Дело №2-1536/2012 о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждений культуры



Дело № 2-1536/12г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области

в составе: судьи Вибе И.Н.,

при секретаре Фроловой Н.В.,

с участием помощника прокурора г.Новотроицка Сычевой Е.А.,

представителя ответчика муниципального автономного учреждения культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» Шуваловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к муниципальному автономному учреждению культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры,

Установил:

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к муниципальному автономному учреждению культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры, а именно в здание клуба «Юность» МАУК «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка», расположенного по адресу: <адрес>.

Просит обязать Администрацию МО г.Новотроицк произвести финансирование мероприятий по оборудованию входа клуба «Юность» муниципального автономного учреждения культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней – в срок до - 01.02.2013 года, а также обязать муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание клуба «Юность» МАУК «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка», расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни – в срок до 01.03.2013 года.

В обоснование иска в судебном заседании прокурор ссылается на то, что в муниципальном автономном учреждении культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» ( далее Дворец) проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» ( с изм. и доп. от 01.02.2012г).

Постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление МАУК «Дворец культуры металлургов г. Новотроицка» передано двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> для клуба «Юность».

В ходе проверки установлено, что в данном учреждении не соблюдаются права инвалидов на доступ в помещение Учреждения наравне с другими гражданами, а именно, не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни для доступного входа в указанные помещения.

Согласно п. 2.2 Устава Дворца предметом деятельности Учреждения является «предоставление услуг культурно-досугового, социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения г.Новотроицка».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Учреждением организуются различные праздничные мероприятия, культурно-досуговые мероприятия, демонстрация кинофильмов, вечеров отдыха, шоу-программ, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, ярмарок, народных гуляний, спектаклей и т.д., которые могли бы посещать инвалиды.

Имущество учреждения, в том числе здание находится в муниципальной собственности и передано Дворцу по договору о праве оперативного управления.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, гарантируется равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Доступ инвалидов передвигающихся в колясках, наравне с другими гражданами к центральному входу в здание клуба «Юность» МАУК «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка», расположенного по адресу: <адрес> затруднен т.к. он не имеет приспособлений для маломобильных посетителей, в частности - нет пандусов с поручнями для подъезда к входу. Ни администрацией города (собственником имущества) и распорядителем бюджетных средств, ни учреждением (за счет собственных средств или иных бюджетных ассигнований) не было предпринято реальных мер к установке пандусов или иных конструкций для перемещения несовершеннолетних инвалидов. Администрацией города надлежащим образом не финансируются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа, изменения в порядок финансирования не вносятся.

Согласно п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) - на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73.. следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (п. 1.1).

Требования настоящего документа распространяются только на функционально - планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны)

Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

- досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

- своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

- удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п. 1.4).

Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (п. 1.5).

Согласно приложения А, универсальный элемент - это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН.

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13).

Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (п.3.17).

В соответствии со ст. ст. 36, 46 Федерального закона «О техническом регулировании», ст. ст. 4, 8, 46 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 6-8 Федерального закона № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», нормы ГОСТов и СНиПов являются обязательными к применению.

В судебном заседании помощник прокурора г.Новотроицк на исковых требования настаивала.

Представитель ответчика муниципального автономного учреждения культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» Шувалова Е.В. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/ в судебном заседании исковые требования прокурора г.Новотроицк не признала.

Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. Представлен письменный отзыв на иск.

Выслушав пом.прокурора Сычеву Е.А., представителя ответчика Шувалову Е.В., исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по изложенным в иске основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ-181 «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Из материалов дела следует, что здание клуба «Юность» МАУК «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка», расположенного по адресу: <адрес> не оборудовано пандусами на центральном входе для обеспечения доступа в здание школы инвалидов на колясках.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Новотроицк от ДД.ММ.ГГГГ в оперативное управление МАУК «Дворец культуры металлургов г. Новотроицка» передано двухэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>.

Следовательно обязанность выполнения мероприятий по обустройству пандусов для въезда на инвалидных колясках и финансирования данных мероприятий прокурор обоснованно требует возложить на МАУК «Дворец культуры металлургов г. Новотроицка» и Администрацию МО г.Новотроицк.

Установленные истцом сроки для выполнения этой обязанности являются разумными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к муниципальному автономному учреждению культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры - удовлетворить.

Обязать Администрацию МО г.Новотроицк произвести финансирование мероприятий по оборудованию входа клуба «Юность» муниципального автономного учреждения культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней – в срок до - 01.02.2013 года.

Обязать муниципальное автономное учреждение культуры «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание клуба «Юность» МАУК «Дворец культуры металлургов г.Новотроицка», расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни – в срок до 01.03.2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: И.Н. Вибе

Мотивированное решение составлено 13 июля 2012года.

Судья Новотроицкого городского суда

Оренбургской области И.Н.Вибе Решение вступило в законную силу 14.08.2012 года