Дело № 2-1246/12 о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры.



Дело № 2-1246/ 2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2012г. г.Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе:

судьи Сухановой Л.А.,

при секретаре Бондаренко О.Ю.,

с участием: помощника прокурора г.Новотроицка Сычевой Е.А.,

представителя ответчика администрации МО г.Новотроицк Стефановой А.А.,

представителей третьего лица МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» Мажириной Е. В., Стариковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры,

Установил:

Прокурор г.Новотроицка обратился в суд с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк», Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание библиотеки села <адрес> в г.Новотроицке. Просит признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации МО г.Новотроицк и МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» по ненадлежащему осуществлению мер к установке приспособлений для маломобильных посетителей к центральному входу наравне с другими гражданами; обязать Администрацию МО г.Новотроицк внести изменения в смету доходов и расходов бюджетного финансирования учреждения и профинансировать мероприятия по оборудованию входа МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках и установке поручней в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» устранить допущенные нарушения и оборудовать лестничные подъемы к центральному входу в здание филиала № библиотеки села <адрес> расположенное по адресу: <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни- в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О защите социальных прав инвалидов в Российской Федерации» установлено, что в данном учреждении не соблюдаются права инвалидов на доступ в помещение школы наравне с другими гражданами, а именно не оборудованы пандусы (подъемники) и поручни на лестничном подъеме центрального входа в оба здания. Поскольку имущество учреждения, в том числе и здания находятся в муниципальной собственности и переданы МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» в оперативное управление по договору о праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ. Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав граждан вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Доступ инвалидов, передвигающихся в колясках, наравне с другими гражданами к центральному входу в здание филиала № МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» в с.<адрес> затруднен из-за отсутствия пандусов с поручнями для подъезда к входу в учреждение. Ни администрацией города (собственником имущества и распорядителем бюджетных средств) ни учреждением (за счет собственных средств или иных бюджетных ассигнований) не было предпринято реальных мер к установке пандусов или иных конструкций для перемещения инвалидов. Администрацией города надлежащим образом не финансируются мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, изменения в порядок финансирования не вносятся.

Согласно п.6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 года № 74/51, разработанного в целях выполнения требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и Градостроительного кодекса РФ, последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 года № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.)- на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий.

Согласно требованиям Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, следует, как правило предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные остальным категориям населения (п.1.1.) Требования данного документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны). Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей передвижения ( в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование, получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (п.1.4). Проектные решения объектов, доступных для несовершеннолетних инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

В соответствии с приложением А, универсальный элемент – это элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе маломобильными группами населения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием ( п.3.13).

В соответствии со ст.ст. 36, 46 ФЗ « О техническом регулировании», ст.ст. 4,8,56 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 6-8 ФЗ № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» нормы ГОСТов и СниПов являются обязательными к применению.

В судебном заседании помощник прокурора Сычева Е.А. от исковых требований к МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» отказалась, поскольку здание бибилиотеки в селе <адрес> не передано в оперативное управление данного ответчика.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в этой части производство по делу прекращено.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» привлечено в качестве третьего лица.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена администрация села Хабарное администрации МО г.Новотрпоицк.

Помощником прокурора изменены исковые требования в ходе судебного заседания, просит обязать Администрацию МО г.Новотроицк в срок до ДД.ММ.ГГГГ предусмотреть финансирование мероприятий по оборудованию центрального входа в здание библиотеки в селе <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей и обязать Администрацию МО г.Новотроицк оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание администрации села <адрес> по <адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей (подъемник или пандус для въезда на инвалидных колясках) и установить поручни в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что библиотека в с.<адрес> находится в здании администрации села <адрес>, данное здание относится к МО г.Новотроицк, администрация села <адрес> юридическим лицом не является.

Представитель ответчика Администрации МО г.Новотроицк в судебном заседании Стефанова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что библиотека в

в с.<адрес> находится в здании администрации села <адрес>, данное здание относится к МО г.Новотроицк, администрация села <адрес> юридическим лицом не является, относится к администрации МО <адрес>

Представитель третьего лица МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» Мажирина Е.В. согласилась с иском, пояснила, что библиотека в селе <адрес> находится на первом этаже администрации села, крыльцо пандусов и поручней не имеет.

Выслушав помощника прокурора Сычеву Е.А., представителя ответчика администрации МО г.Новотроицк, представителя третьего лица МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк», исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по изложенным в иске основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ-181 «О защите прав инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования- городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, указанные объекты являются объектами муниципальной собственности, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Одним из средств конкретизации оспариваемого положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Из материалов дела следует, что здание библиотеки в селе <адрес> г.Новотроицка находится на первом этаже здания администрации села <адрес> по адресу: г.Новотроицк <адрес> Вход в здание не оборудован пандусом для обеспечения доступа в здание инвалидов на колясках.

Здание администрации села <адрес> находится в собственности МО г.Новотроицк, в собственность, оперативное управление, аренду МБУ «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк» не передавалось.

Администрация села <адрес> является структурным подразделением администрации МО г.Новотроицк, юридическим лицом не является. Следовательно, администрация села <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу. Таковым в связи с вышеизложенным является администрация МО г.Новотроицк

Следовательно, обязанность выполнения мероприятий по обустройству пандусов для въезда на инвалидных колясках и перил и финансирования данных мероприятий прокурор обоснованно требует возложить на Администрацию МО г.Новотроицк. Установленные прокурором сроки для выполнения этой обязанности являются разумными.

Доводы представителя ответчика администрации МО г.Новотроицк о том, что установка пандуса не нужна, поскольку в селе <адрес> один инвалид, суд считает необоснованными и не имеющими значение для дела. Отсутствие инвалидов в селе не является основанием для того, чтобы не устанавливать пандус и не соблюдать права и интересы инвалидов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Новотроицка в интересах неопределенного круга лиц и в защиту социальных прав инвалидов к Администрации муниципального образования г.Новотроицка о понуждении к обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в здание учреждения культуры удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования г.Новотроицк в срок до ДД.ММ.ГГГГ решить вопрос о финансировании мероприятий по оборудованию входа в здание администрации села <адрес> по адресу: г.Новотроицк с<адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках, установке поручней.

Обязать Администрацию муниципального образования г.Новотроицк оборудовать лестничный подъем к центральному входу в здание администрации села <адрес> расположенное по адресу: г.Новотроицк с.<адрес> приспособлениями для маломобильных посетителей – подъемником или пандусом для въезда на инвалидных колясках с установкой поручней в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья Суханова Л.А. Решение вступило в законную силу 03.08.2012г.