назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское 13 июля 2010 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Балукова А.Н.

при секретаре Вантяховой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгополовой С.И. к Управлению Пенсионного фонда (УПФ) РФ в Новоспасском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный педагогический стаж работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Долгополова С.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (далее - УПФ в Новоспасском районе) о включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, вынесенного 14.11.2009г., ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии со ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи отсутствием требуемого стажа, связанного с педагогической деятельностью, - 25 лет. В решении указывается, что при назначении пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» обязательным условием является наличие наименования должности и учреждения, в которых работал заявитель. В Списках от 29.10.2002г. № 781, от 06.09.1991г. № 463, от 22.09.1999г. № 1067 наименование должности «старшая пионервожатая», «и.о. заведующий отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ», отсутствует, в связи с чем, периоды работы в этих должностях, а именно, с ***г. по ***г. (2 года 0 мес. 11 дней) в должности старшей пионервожатой *** средней школы и с ***г. по ***г. (5 лет 10 мес. 15 дней) выборной должности и.о. заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, не могут быть включены в специальный стаж истицы.

Считает отказ в назначении досрочной пенсии необоснованным, поскольку в вышеуказанные периоды её работы действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии, что стаж работы в качестве пионервожатой не превышает 1/3 от требуемых 25 лет. С учетом того, что её общий специальный стаж составляет более 20 лет, полагает, что вышеприведенное определенное условие ею соблюдено. Изменения в законодательстве существенно ухудшающие положение гражданина не должны применяться. В период работы в выборной должности заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ основной её деятельностью являлась работа с учащимися. Просила суд обязать ответчика включить вышеуказанные периоды её работы в специальный педагогический стаж работы, и с учетом этого, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения к ответчику, то есть с *** года.

В судебном заседании истец Долгополова С.И. исковые требования полностью поддержала, сославшись на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Машина Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что при назначении пенсии по подп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обязательным условием является наличие наименования должности и учреждения, в которых работал заявитель, в Списках от 29.10.2002г. №781, от 06.09.1991г. №463, от 22.09.1999г. №1067. Наименование должностей «старшая пионервожатая» и «и.о. заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ» в данных Списках отсутствует, в связи с чем, данные периоды не могут быть включены в специальный трудовой стаж Долгополовой С.И. Стаж работы последней, связанный с педагогической деятельностью, составляет менее требуемых 25 лет, что явилось основанием для отказа Долгополовой в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации МО «***» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Установлено, что *** года Долгополова С.И. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». *** года ответчиком Долгополовой было отказано в назначении пенсии по старости со ссылкой на отсутствие необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

Из решения ответчика от *** года усматривается, что педагогический стаж Долгополовой С.И. в общей сложности составляет 21 год 03 месяца 27 дней. Ответчиком не были засчитаны в специальный стаж работы истицы периоды её работы с *** года по *** года (2 года 0 мес. 11 дней) в должности старшей пионервожатой *** средней школы ***, а также с *** года по *** года (5 лет 10 мес. 15 дней) в должности и.о. заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, поскольку данные должности отсутствуют в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: от ***г. ***, от ***г. *** и от ***г. ***.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункта 2 этой же нормы Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с указанным выше нормативным актом досрочная пенсия по старости назначается лицам, только в том случае, если должность и наименование учреждения, в котором работало это лицо, предусматривается указанным выше Списком.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до *** года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (утратившим силу с 01.10.1993г.), за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что истец Долгополова С.И. в период с *** года по *** года работала в должности старшей пионервожатой *** средней школы ***.

Данные обстоятельства полностью подтверждаются трудовой книжкой истицы, тарификационными списками педагогических работников за 1980-1982 года, копиями приказов из книги приказов отдела образования и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Согласно трудовой книжке истца, с *** года Долгополова С.И. была утверждена и.о. заведующей отделом учащейся молодежи *** райкома ***. *** года Долгополова была избрана секретарем - заведующей отделом учащейся молодёжи *** райкома ВЛКСМ, уволена *** года в связи с переводом в *** среднюю школу ***.

Из имеющихся архивных документов Областного государственного учреждения «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области» видно, что в данных документах, за оспариваемый период работы истицы, имеются следующие протоколы заседаний бюро *** райкома ВЛКСМ:

-протокол *** заседания бюро *** райкома ВЛКСМ от *** года, из которого видно, что в связи с уходом в декретный отпуск Х.. с *** года временно утвердить на должность заведующей учащейся молодёжи А. (Долгополову) С.И., *** года рождения;

-протокол *** заседания *** райкома ВЛКСМ от *** года, из которого видно, что Долгополова С.И. была утверждена инструктором отдела учащейся молодежи и пионеров;

-протокол *** заседания бюро *** райкома ВЛКСМ от *** года, из которого видно, что Долгополова С.И. была освобождена от обязанностей заведующей отделом учащейся молодёжи и пионеров райкома ВЛКСМ в связи с переходом на работу по специальности с *** года.

Свидетель С. в суде показал, что с ***. по ***. он работал в *** райкоме ВЛКСМ. В данный период в райкоме *** в должности заведующей учащейся молодежи работала Долгополова С.И., работа которой была непосредственно связана со школьниками, пионерами, то есть с детьми.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт работы Долгополовой С.И. с *** года по *** года в должности заведующей отделом учащейся молодёжи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров *** райкома ВЛКСМ *** области.

Должности старшей пионервожатой, заведующей отделом учащейся молодёжи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров райкома ВЛКСМ, в которых работала Долгополова С.И. в спорные периоды, не включены в вышеуказанный Список от 29.10.2002 № 781 работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Не предусматривалась вышеуказанная должность и действовавшими до *** года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ».

В то же время, в вышеуказанные периоды работы Долгополовой С.И. с *** года по *** года и с ***.1982 года по *** года, действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (действовало до 01.10.1993г.).

В соответствии с п.п. «а» п.1 и п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение), в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются, в том числе выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

Пунктом 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» было разъяснено, что при применении п.п. «а» п.1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.

В период с *** года по *** года Долгополова С.И. занимала штатную должность старшей пионервожатой *** средней школы *** района, что подтверждается представленными и исследованными в судебном заседании документами и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Кроме того, как видно из представленных тарификационных списков за оспариваемый период, Долгополова, будучи старшей пионервожатой в школе, занималась также преподавательской деятельностью, имела педагогическую нагрузку.

В период с *** года по *** года Долгополова С.И. работала заведующей отделом учащейся молодёжи, инструктором отдела учащейся молодёжи и пионеров *** райкома ВЛКСМ.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель, внося изменения в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен при этом обеспечить соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Изменения законодательства, ухудшающие положение гражданина, не должно применяться. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в ст. 55 ч.3 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд считает, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, в том числе и за Долгополовой С.И.

В силу п.4 указанного выше Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с данным Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

По смыслу приведенного положения, для включения Долгополовой С.И. периодов работы в педагогический стаж в должности старшей пионервожатой, выборной и другой ответственной работы в комсомольских органах, необходимо, чтобы к моменту назначения пенсии данный стаж составлял не более 1/3 всего 25-летнего педагогического стажа. При этом не имеет значения, когда и на основании какого законодательства решается вопрос о назначении пенсии.

Данное условие Долгополовой С.И. соблюдено, поскольку на момент обращения к ответчику более 21 года её трудового стажа приходится на работу в должностях учителя, то есть работы, которая дает право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и действующих в настоящее время правовых актов, а именно, работа в должности учителя и организатора внеклассной работы *** средней школы в период с *** года по *** года (0 лет 01 мес. 04 дня); работа в должности учителя математики МОУ «*** средняя школа ***» с *** года по *** года (11 лет 02 мес. 04 дня); работа в должности учителя математики с *** года по *** года (10 лет 00 мес. 16 дней), что не оспаривается и ответчиком.

Таким образом, специальный педагогический стаж Долгополовой С.И., с учетом включения УПФ РФ в Новоспасском районе в специальный стаж работы вышеуказанных периодов работы в должности учителя, что составило 21 год 03 мес. 26 дней, а также с учетом включения судом в данный специальный педагогический стаж вышеуказанных периодов работы Долгополовой в должности старшей пионервожатой *** средней школы *** района с *** года по *** года (2 года 0 мес. 11 дней), в должности заведующей отделом учащейся молодёжи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров *** райкома *** с *** года по *** года (05 лет 10 мес. 14 дней), на момент обращения истицы к ответчику о назначении досрочной пенсии составлял более 25 лет, то есть истица Долгополова имеет необходимый 25-летний стаж педагогической работы, что является основанием для удовлетворения заявленных истицей исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что в период работы Долгополовой С.И. с *** года по *** года в должности заведующей отделом учащейся молодежи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров *** райкома ***, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, периоды которого не возможно определить из-за отсутствия необходимых документов не по вине истицы, по мнению суда, не может служить основанием для отказа во включении данного периода работы в специальный педагогический стаж, поскольку истица Долгополова находилась в отпуске по уходу за ребенком до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, редакция статьи 167 КЗоТ РФ, действовавшая на момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела видно, что с письменным заявлением о назначении пенсии Долгополова С.И. обратилась в УПФ РФ в Новоспасском районе *** года, соответственно, суд находит подлежащим удовлетворению требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с *** года, то есть со дня обращения к ответчику.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Долгополовой С.И. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области включить Долгополовой С.И. в специальный педагогический стаж периоды её работы с *** года по *** года в должности старшей пионервожатой *** средней школы *** района *** области, с *** года по *** года в должности заведующей отделом учащейся молодежи, инструктора отдела учащейся молодёжи и пионеров *** райкома *** *** области, и назначить Долгополовой С.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с *** года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья: А.Н. Балуков