Дело ххх РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 августа 2010 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., при секретаре Сайгаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Индивидуальному предпринимателю Федотову С.Ю. о признании бездействия незаконным и понуждении принять меры по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. ..., д.ххх, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в данной сфере со стороны ответчика - индивидуального предпринимателя Федотова С.Ю. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры {жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Вопреки указанной норме, ответчиком не приняты меры к оборудованию здания магазина «***», принадлежащего на праве собственности ответчику, и расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. ..., д.ххх приспособлениями и устройствами в целях создания условий беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов граждан-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой социальных прав. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина и обязать ответчика принять меры по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина. В судебном заседании помощником прокурора Новоспасского района Еремеевым А.П. было представлено заявление об уточнении требований о понуждении ответчика к принятию мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина в срок до 01 марта 2011 года, в остальной части помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объёме Ответчик Федотов С.Ю. в судебном заседании подтвердил, что здание магазина действительно не оборудовано пандусами для инвалидов, пользующихся колясками, но будут приняты меры к устранению данного нарушения. Полагает, что в срок до 01 марта 2011 года работы по оборудованию здания магазина приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов будут завершены. Заслушав пояснения помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., ответчика Федотова С.Ю., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается понятие инвалида: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). По смыслу закона под объектами социальной инфраструктуры следует понимать объекты, предназначенные для оказания социальных услуг населения в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха, а также удовлетворения иных общественных потребностей. Здание магазина является объектом социальной инфраструктуры, поскольку целевым назначением деятельности магазина является обеспечение потребностей населения в товарах, в том числе приобретение продуктов питания, предметов одежды. Вместе с тем, ответчиком не оспаривается, что вход в здание магазина не оборудован приспособлениями и устройствами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Таким образом, отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию магазина, принадлежащего ответчику, противоречит требованиям федерального законодательства, а потому бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации, является незаконным, и на ответчика должна быть возложена обязанность по принятию мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Учитывая приведённые нормы, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц, а также в защиту интересов лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права. Каждому должно был гарантировано право беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры для удовлетворения своих потребностей, это могут быть как граждане-инвалиды, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, так и иные лица, проживающие вне его, а потому круг лиц, в интересах которых прокурором предъявлено настоящее заявление, является неопределённым. К тому же, инвалиды, как лица, имеющие нарушения здоровья, приводящими к ограничению жизнеспособности, в полной мере не могут защищать свои права и интересы в суде. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленные в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С учетом изложенного, с индивидуального предпринимателя Федотову С.Ю. в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Федотова С.Ю., выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина «***», расположенному по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское, ул. ..., д. ххх. Обязать индивидуального предпринимателя Федотова С.Ю,. в срок до 01 марта 2011 года принять меры по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию магазина. Взыскать с индивидуального предпринимателя Федотова С.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновской областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня его оглашения. Судья Л.Г. Коненкова