о признании акта межведомст.комиссии о признании жил.дома пригодным для проживания незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское                                                                         10 ноября 2010 года

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи                 Балукова А.Н.

с участием помощника прокурора

Новоспасского района                               Еремеева А.П.

при секретаре                                              Вантяховой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Даценко А.Л. к администрации муниципального образования (МО) «*** район» о признании акта и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области Виляев В.П. обратился в суд с иском в интересах Даценко А.Л. к администрации МО «*** район», администрации МО *** сельское поселение о признании незаконными акта и заключения межведомственной комиссии, утвержденной постановлением Главы администрации МО «*** район» №*** от *** года, о признании частного жилого дома, расположенного по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, д. *** принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны Даценко А.Л., пригодным для проживания, а также решения жилищной комиссии администрации МО *** сельское поселение *** района о необходимости улучшения жилищных условий Даценко А.Л.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Новоспасского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регламентирующего государственную помощь и социальную защиту ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в ходе которой выявлены нарушения требований закона.

В соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп.2 п.3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъекта РФ.

В силу ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

В настоящее время на территории Ульяновской области вышеуказанные правоотношения регулируются Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» (далее - Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее - Порядок).

В соответствии со ст.2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Пунктом 6 ст. 3 Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через 30 календарных дней со дня представления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата принятия соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

В ходе проведенной проверки установлено, что *** года межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы администрации МО «*** район» № *** от ***, был произведен осмотр частного жилого дома, расположенного по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, д.*** принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны Даценко А.Л. По результатам осмотра жилого дома было принято решение о пригодности жилого помещения для проживания, о чем составлен соответствующий акт, который был направлен в администрацию МО *** сельское поселение. Вместе с тем, в составе межведомственной комиссии отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

В последующем, комиссией администрации МО *** сельское поселение было проведено еще одно обследование жилого помещения Даценко А.Л., по результатам которого было принято решение о необходимости улучшения жилищных условий (без даты), о чем был составлен акт. При этом специалисты, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, органов архитектуры, градостроительства в состав комиссии не включались, к проведению обследования жилищно-бытовых условий Даценко не привлекались, что свидетельствует о незаконности принятого комиссией решения.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Даценко А.Л. находится в преклонном возрасте, что лишает её возможности самостоятельно обратиться в суд в защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Новоспасского района Еремеев А.П. отказался от исковых требований в части признания незаконным решения жилищной комиссии при МО *** сельское поселение *** района (без даты) о необходимости улучшения жилищных условий Даценко А.Л..

Определением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 10.11.2010 года производство по делу по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Даценко А.Л. к администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** района о признании незаконным решения жилищной комиссии при МО *** сельское поселение *** района (без даты) о необходимости улучшения жилищных условий Даценко А.Л., было прекращено в связи с отказом истца от иска в данной части.

В остальной части, представитель истца - помощник прокурора Новоспасского района Еремеев А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на вышеизложенные обстоятельства.

Истец Даценко А.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика - администрации МО «*** район» Вахтурова М.В. в суде исковые требования прокурора Новоспасского района фактически признала, указав, что действительно, акт и заключение межведомственной комиссии от *** года о признании жилого дома Даценко А.Л. пригодным для проживания, были составлены с нарушением требований законодательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Даценко А.Л., в чьих интересах прокурором Новоспасского района предъявлены исковые требования, является вдовой участника Великой Отечественной войны.

В силу ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 27.02.2010) «О ветеранах», РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 318 (ред. от 06.05.2010) утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения в срок до 15 апреля текущего года.

Таким образом, единственным критерием, которому должен отвечать истец Даценко А.Л., как вдова участника Великой Отечественной войны, - это нуждаемость в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В силу п.8 Положения, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

-о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от *** года, созданной на основании постановления Главы МО «*** район» от ******, жилой дом, расположенный по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, д.***, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны Даценко А.Л., был признан пригодным для проживания. Данный акт был направлен в администрацию МО *** сельское поселение Новоспасского района.

Суд считает, что вышеуказанное заключение межведомственной комиссии нельзя признать законным и обоснованным, поскольку вынесено с нарушением требований законодательства, при этом были нарушены порядок и процедура признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

Из акта обследования жилого помещения Даценко А.Л. видно, что в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Не привлекались к работе в комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, а также в акте обследования помещения отсутствует подпись самой Даценко А.Л., что ставит под сомнение участие в работе комиссии собственника жилого помещения.

Представитель администрации МО *** сельское поселение *** района Антонов Н.Я. в суде показал, что при обследовании жилого дома Даценко А.Л. *** года не все члены межведомственной комиссии администрации МО «*** район» участвовали в осмотре жилого дома Даценко, участвовали 5 членов межведомственной комиссии, остальные участники комиссии позже поставили свои подписи в акте обследования жилого помещения.

С учетом изложенного, суд признает акт и заключение межведомственной комиссии от *** года о признании жилого дома, расположенного по адресу: *** область, *** район, ул. ***, д.***, принадлежащего Даценко А.Л., пригодным для проживания, незаконными.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Таким образом, обращение прокурора Новоспасского района в интересах Даценко А.Л. суд считает законным и обоснованным.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

    Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Даценко А.Л. удовлетворить.

Признать акт и заключение межведомственной комиссии от *** года о признании жилого дома, расположенного по адресу: *** область, *** район, с. ***, ул. ***, д.***, принадлежащего Даценко А.Л., пригодным для проживания, незаконными.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья:                                                               А.Н. Балуков