РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Новоспасское 13 ноября 2010 года Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Балукова А.Н. при секретаре Вантяховой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Ершовой Н.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования (МО) «Новоспасское городское поселение» в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Ершова Н.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО «Новоспасское городское поселение» в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований Ершова Н.С. указала, что она является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Ершова Е.В., умершего ***. Также она является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, так как страдает цереброваскулярной болезнью в связи с перенесенным ишемическим инсультом, нуждается в постоянном постороннем уходе. Инвалидность установлена бессрочно. В настоящее время она проживает у своей дочери Б.Т., в принадлежащем последней жилом доме общей площадью 51 кв.м., расположенном по адресу: Ульяновская область, п.г.т. Новоспасское, ул. Куйбышева, д.20. Своего жилья не имеет. В повторный брак после смерти мужа она не вступала. В соответствии с п.п.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Согласно п.п.3 п.2 ст.21 данного Федерального закона, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, меры социальной поддержки предоставляются супругам погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак. 11.10.2010 года она обратилась в администрацию МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ей было отказано, о чём она была уведомлена в письменном виде. Отказ мотивирован тем, что из предоставленной ей справки Ф-8 от 07.04.2010 года видно, что в доме, где она проживает, зарегистрировано 3 человека, общая площадь дома составляет 51 кв.м. Таким образом, обеспеченность жильём на одного человека составляет 17 кв.м., что превышает учётную норму площади жилого помещения в размере 12 кв.м. на человека, установленную решением Совета депутатов МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района №25/140 от 15.05.2007 года «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения». В связи с этим, она не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным отказом она не согласна, считает его незаконным и не обоснованным, считает, что администрация МО «Новоспасское городское поселение» формально и поверхностно подошла к рассмотрению данного вопроса. Основной причиной для отказа в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужил тот факт, что она обеспечена жилой площадью более 12 кв.м., однако при вынесении решения администрацией МО не учитывался тот факт, что она является инвалидом 1 группы, страдает тяжелым хроническим заболеванием, в связи с чем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», она имеет право на жилую площадь выше установленных норм. При обследовании жилого помещения комиссией не была дана надлежащая оценка качеству жилого помещения, не учтён тот факт, что отсутствует горячее водоснабжение и водоотведение. Как инвалид 1 группы, она остро нуждается в горячем водоснабжении и канализации, поскольку полностью обездвижена вследствие парализации, у неё имеются тяжелые нарушения функции тазовых органов. Возможности добраться до бани у неё отсутствует, а на газовой плите достаточного количества воды не нагреешь. В связи с этим, она считает, что является нуждающейся в улучшении жилищных условий. По делу в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация МО «Новоспасский район». Заявитель Ершова Н.С. в судебное заседание не явилась. О дне судебного заседания извещена надлежащим образом. Представитель Ершовой Н.С. по доверенности Б.Т. заявленные требования в суде полностью поддержала. В обоснование привела доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснила, что межведомственная комиссия приезжала в составе всего лишь четырех человек, осмотр жилого дома был сделан поверхностно, без тщательного исследования состояния жилого дома, проверки его фактического состояния. Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района в судебное заседание 13.11.2010 года не явился. Ранее, представитель заинтересованного лица Улыбин Д.А. в суде показал, что Ершовой Н.С. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она проживает в жилом доме общей площадью 51 кв.м., что составляет на каждого члена семьи более учетной нормы. Кроме того, по заключению межведомственной комиссии жилой дом, в котором проживает Ершова, пригоден для проживания. Представитель заинтересованного лица - администрации МО «Новоспасский район» Вахтурова М.В. в судебном заседании показала, что жилой дом, в котором проживает Ершова Н.С., был проверен межведомственной комиссией, созданной постановлением Главы МО «Новоспасский район» 25.12.2009 года, и по результатам обследования межведомственной комиссией был составлен акт, в котором имеется заключение о том, что жилой дом пригоден для проживания. Данный акт с заключением межведомственной комиссии был направлен в администрацию МО «Новоспасское городское поселение». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. При этом обеспечение жильём осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2). Ершова Н.С. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. Возможность обеспечения её жильём ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий. Материалами дела установлено, что Ершова Н.С. жилья в собственности не имеет, проживает совместно с дочерью Бочкарёвой Т.Е., которая является собственником жилого помещения, а также с внуком Бочкарёвым С.Н., в жилом доме общей площадью 51 кв.м., расположенным по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, д.ххх. Данные обстоятельства полностью подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Б.С., Х. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Установлено, что 07.04.2010 года и 11.10.2010 года Ершова Н.С. обращалась с письменными заявлениями в администрацию МО «Новоспасское городское поселение» по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 12.10.2010 года Главой администрации МО «Новоспасское городское поселение» М.В. Ершовой Н.С. был направлен письменный ответ, в котором указано на то, что правом на получение единовременной социальной поддержки для ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 806400 руб., на территории МО «Новоспасское городское поселение» могут воспользоваться граждане, имеющие обеспеченность учетной нормой в размере 12 кв.м. на каждого члена семьи. В представленной Ершовой справки Ф-8 от 07.04.2010 года зарегистрировано в жилом доме три человека, соответственно, 51,0 кв.м.:3=17 кв.м., что больше 12 кв.м. Жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, д.ххх, является пригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения, выданный межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО «Новоспасский район» от 25.12.2009 года. Кроме того, согласно справки Новоспасского филиала УОГУП БТИ процент износа дома составляет 43,74%. Нуждающейся в улучшении жилищных условий Ершова Н.С. не была признана. Установлено, что решением Совета депутатов МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района от 15.05.2007 № 25/140 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории муниципального образования установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. Установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: не менее 18 кв.м. для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв.м. на одного человека для семьи из 2-х и более человек. Из постановления Главы МО «Новоспасский район» от 25.12.2009 года №1440 видно, что для обследования жилищно-бытовых условий ветеранов Великой Отечественной войны, для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, была создана рабочая группа (межведомственная комиссия). В соответствии со ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8 Положения). В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; -о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; -о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Из акта обследования жилого помещения (без даты) видно, что заключением межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, д.ххх, в котором проживает вдова умершего инвалида Великой Отечественной войны Ершова Н.С., был признан пригодным для проживания, даны рекомендации по производству ремонта дома. Данный акт межведомственной комиссии был направлен в администрацию МО «Новоспасское городское поселение». Суд считает, что вышеуказанное заключение межведомственной комиссии нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением требований законодательства, при этом были нарушены порядок и процедура признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. В акте обследования жилого помещения, в котором проживает заявитель Ершова Н.С., отсутствует дата проведения обследования жилого помещения, в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Не привлекались к работе в комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, а также в акте обследования помещения отсутствует подпись Ершовой Н.С., собственника Б.Т., что ставит под сомнение их участие в работе комиссии. Кроме того, бесспорно, установлено, что из членов межведомственной комиссии, только двое - К.А. и Г.Л., непосредственно участвовали в осмотре жилого помещения, остальные члены межведомственной комиссии участия в обследовании жилого дома не принимали, но, тем не менее, свои подписи в акте обследования, подтверждающего пригодность жилого помещения для проживания поставили. Данные обстоятельства в суде полностью подтверждены показаниями свидетелей Ф.Н., Р.Р., А.Р. Таким образом, указанные выше нарушения федерального законодательства свидетельствуют о не надлежащем проведении межведомственной комиссией оценки соответствия жилого помещения по вышеуказанному адресу установленным требованиям, поэтому заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома №ххх по ул. ххх ххх пригодным для проживания и акт обследования помещения (без даты) нельзя признать законным. Как было выше сказано, в соответствии с п.7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. С учетом изложенного, суд признает незаконными акт обследования жилого помещения (без даты) и заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, д.ххх, и возлагает обязанность на заинтересованное по делу лицо - администрацию МО «Новоспасский район» устранить данное нарушение, произвести межведомственной комиссией обследование вышеуказанного жилого дома в соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007), на предмет пригодности (непригодности) данного жилого помещения для проживания. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод, с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. При рассмотрении дел данной категории, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту, при этом суд не вправе предрешать существа решения, которое в установленном законом порядке должно быть принято соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим исходя из имеющихся у них полномочий. Принимая во внимание то, что при отказе Ершовой Н.С. в постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, 12.10.2010 года администрацией МО «Новоспасское городское поселение», в том числе, была сделана ссылка на вышеуказанный акт обследования жилого помещения по вышеуказанному адресу, который суд признал незаконным, соответственно, суд признает отказ администрации МО «Новоспасское городское поселение» в постановке Ершовой Н.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, также незаконным и возлагает обязанность устранить нарушения законодательства. С учетом изложенного, требования заявителя Ершовой Н.С. о возложении судом обязанности на администрацию МО «Новоспасское городское поселение» поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению в настоящем судебном заседании, поскольку данный вопрос может быть разрешен в установленном законом порядке. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Ершовой Н.С. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации муниципального образования (МО) «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в постановки Ершовой Н.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию МО «Новоспасское городское поселение» пересмотреть вопрос о постановке Ершовой Н.С. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение 10 суток со дня вынесения заключения межведомственной комиссией о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, дом № ххх, для проживания, о результатах сообщить заявителю Ершовой Н.С. Признать незаконными акт обследования помещения (без даты) и заключение межведомственной комиссии, созданной постановлением Главы МО «Новоспасский район» от 25.12.2009 года №1440, о признании жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, дом № ххх, пригодным для проживания. Обязать межведомственную комиссию, созданную постановлением Главы МО «Новоспасский район» от 25.12.2009 года №1440, в течение 10 суток провести в соответствии с требованиями закона произвести обследование жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, ххх, ул. ххх, дом № ххх, на предмет пригодности (непригодности) для проживания. Акт обследования и заключение межведомственной комиссии направить в администрацию МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области. В остальной части требований Ершовой Н.С. отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда. Судья: А.Н. Балуков