Дело ххх РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 сентября 2010 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., при секретаре Сайгаковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминой Н.В. к Администрации МО «***» о понуждении к выдаче жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилья, УСТАНОВИЛ: Зимина Н.В. обратилась в суд к Администрации МО «***» с настоящим иском, указывая в обоснование своих требований, что родилась *** года, и в возрасте 10 лет осталась без родительского попечения, поскольку её мать С.Л. была лишена родительских прав решением суда от *** года, а данные об отце в документы были внесены со слов матери. После этого она сначала воспитывалась под опекой бабушки, а после - под опекой родной сестры, с 01 сентября 1999 года по 15 июня 2002 года проходила обучение в ОГОУ НПО ПУ ххх, а в настоящее время проживает на съёмной квартире с мужем и ребёнком, закреплённого жилья не имеет. В августе 2009 года она обратилась к ответчику об оказании содействия в предоставлении жилого помещения и узнала, что согласно действующему законодательству дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилья, имеют право на получение жилого помещения. Поэтому 06 августа 2010 года она обратилась в Отдел образования Администрации с заявлением о выдаче жилищного сертификата, но получила отказ, в котором указано, что она в настоящее время не обладает статусом лица, оставшегося без попечения родителей, с чем она не согласна, а потому и обратилась в суд. Полагает, что не могла ранее реализовать своё право на получение жилищного сертификата, так как Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области был утверждён Правительством Ульяновской области только 15 января 2008 года, то есть после достижения ею 23-летнего возраста. В судебном заседании Зимина Н.В. исковые требования поддержала в полном объёме, просила обязать ответчика выдать ей жилищный сертификат на получение субсидии для приобретения жилья и дополнительно пояснила, что после лишения матери родительских прав в детском доме фактически не пребывала, а проживала сначала у бабушки, а потом у старшей сестры. Во время обучения в МОУ Новоспасская средняя общеобразовательная школа ххх, ОГОУ НПО ПУ ххх проживала вместе с сестрой в доме, принадлежащем супругу сестры, была зарегистрирована в этом жилом помещении. После вступления в брак была зарегистрирована в доме, принадлежащем отцу супруга, вселена им в качестве члена семьи, как сноха. Её ребёнок, *** года рождения, также зарегистрирован в жилом доме отца супруга, регистрация ребёнка произведена после июля 2010 года. В настоящее время с семьёй проживает в жилом доме, принадлежащем бабушке супруга, но там не зарегистрированы, хотя вносят плату за используемые коммунальные услуги. На очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении она не вставала. О том, что она имела право на получение сертификата на приобретение жилья как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, она узнала только в 2009 году. До этого времени в органы местного самоуправления по вопросу выделения жилья не обращалась, хотя препятствий к этому не было. Представитель истца Гвоздецкий Д.В., действующий в процессе в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ на основании заявления Зиминой Н.В., требования поддержал в полном объёме, дополнив, что до достижения Зиминой Н.В. возраста 23 лет она не могла обратиться за получением жилищного сертификата, так как Закон Ульяновской области №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» был принят уже после достижения ею 23-летнего возраста. О нарушении своих прав истец узнала только тогда, когда ей было отказано в выдаче жилищного сертификата, то есть в августе 2010 года. Представитель ответчика Администрации МО «***» Нагаткин М.Ю., действующий на основании доверенности, считал требования истца необоснованными, просил в иске отказать, указывая, что гарантируемая государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площади должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста, однако на момент обращения с иском в суд Зимина Н.В. достигла возраста 27 лет, при этом ранее по данному вопросу в органы местного самоуправления не обращалась. Полагает также, что истцом пропущен срок исковой давности. Представитель третьего лица Министерства образования Ульяновской области в судебном заседании участия не принимал, согласно направленного в адрес суда отзыва, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представители третьих лиц Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав пояснения истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Зиминой Н.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Зимина (добрачная фамилия С.Л.) Н.В. родилась *** года, её матерью являлась С.Л., отцом С.В., сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от *** года С.Л. лишена родительских прав в отношении четырёх детей, в том числе и в отношении С.Н.В.., *** года рождения. Постановлением Главы администрации *** района №ххх от 23 апреля 1992 года С.Н.В. передана под опеку бабушке С.А.С., а постановлением №ххх Главы администрации *** района от *** года С.А.С. была отстранена от исполнения обязанностей опекуна и несовершеннолетняя С.Н.В. передана под опеку К.С.Н. В период с 01 сентября 1999 года по 15 июня 2002 года С.Н.В. проходила обучение на дневном очном отделении ОГОУ НПО ПУ №ххх 02 ноября 2002 года С.Н.В. вступила в брак, вследствие чего ей присвоена фамилия Зимина. Согласно паспорту истца и справке формы №8 Администрации МО «***» Зимина Н.В. с 23 февраля 2003 года зарегистрирована по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ..., ул. ..., д..... До этого времени, со слов Зиминой Н.В., была зарегистрирована и фактически проживала в доме, принадлежащем супругу старшей сестры, являвшейся её опекуном. 28 августа 2009 года Зиминой Н.В. Главой *** района дан письменный ответ на её заявление по вопросу оказания содействия в выделении комнаты общежития ОГОУ НПО ПУ №ххх, которым разъяснено, что данное помещение не является муниципальной собственностью, а также право обратиться в Отдел образования района для уточнения права на получение сертификата на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 10 августа 2010 года начальником Отдела образования Администрации МО «***» Зиминой Н.А. дан ответ об отсутствии оснований для выдачи сертификата на приобретение жилья, так как она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сообщению Главы *** района от 02 сентября 2010 года сведений о закреплении за Зиминой (С.) Н.В. жилья не имеется. По сообщению Администрации МО «***», Администрации МО «***» Зимина (С.) Н.В. в очереди на получение жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит. В настоящее время согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УОГУП Бюро технической инвентаризации Зимина Н.В. в собственности жилых помещений не имеет. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Абзацем четвертым статьи 1 данного Федерального закона определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите. На уровне субъекта РФ принят Закон Ульяновской области от 06 мая 2006 года №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» при этом согласно ст. 2 Закона области право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В целях реализации Закона Ульяновской области Правительством Ульяновской области утвержден 15 января 2008 года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области. Настоящий Порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов. Таким образом, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23 лет. Истец Зимина Н.В. на момент обращения в суд, равно как и на момент обращения в Отдел образования района по вопросу выдачи сертификата, достигла возраста 27 лет, а потому не может быть отнесена к категории лиц, пользующихся правом на получение субсидии на приобретение жилья. Восемнадцатилетнего возраста истец достигла *** года, и с ноября 2005 года уже не может быть признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Статьёй 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. При этом суд полагает обоснованным мнение ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Каких-либо доказательств того, что Зимина Н.В. не имела возможности ранее обратиться в компетентные органы для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата, не имеется. Её первое обращение по вопросу выдачи сертификата в органы местного самоуправления имело место только в августе 2010 года, а в августе 2009 года Зимина Н.В., как это следует из текста ответа, обращалась к Главе района по вопросу выделения ей конкретной комнаты в общежитии, а не по вопросу выдачи жилищного сертификата. Данных о том, что опекун несовершеннолетней принимала меры к защите жилищных прав Зиминой Н.В., судом не установлено. Учитывается судом и то, что согласно сообщению Администрации МО «***» Зимина Н.В. и её семья до настоящего времени не состоят очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении. Сама Зимина Н.В. не оспаривала, что в органы местного самоуправления по настоящее время для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращалась. Согласно материалам дела с 2003 года истец зарегистрирована по ..., ... р.п. Новоспасское, Зимина Н.В. не отрицает, что была зарегистрирована в нём с согласия собственника жилого помещения, как член семьи собственника жилого помещения. Согласно ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником. Таким образом, истец до настоящего времени имеет право пользования указанным жилым помещением. Законодательством установлены критерии отнесения граждан к числу нуждающихся в жилом помещении (статья 51 ЖК РФ, ст. 29 ЖК РСФСР), в частности предусмотрено требование об обеспеченности жилым помещением менее учётной нормы. В соответствии со справкой формы №8 площадь жилого дома, где зарегистрирована истец, составляет 61 кв. метр. Согласно ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади была установлена в размере двенадцати квадратных метров на одного человека. Решением Совета депутатов МО «***» №25/140 от 15 мая 2007 года учётная норма площади жилого помещения установлена также в размере 12 квадратных метра на одного человека. Следовательно, на момент регистрации истца в указанном жилом помещении обеспеченность жильём была выше учётной нормы площади жилого помещения. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований Зиминой Н.В. не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Зиминой Н.В. к Администрации муниципального образования «***» о понуждении к выдаче жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилья отказать. Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме - 07 сентября 2010 года. Судья Л.Г. Коненкова