РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п.г.т. Новоспасское *** Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Балукова А.Н. при секретаре Вантяховой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиркиной Н.М. к администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение ххх, администрации муниципального образования (МО) «*** район» ххх о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Спиркина Н.М. обратилась в суд с иском к администрации МО *** сельское поселение ххх о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований Спиркина Н.М. указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. В мае 2010 года она обратилась в администрацию *** сельского поселения с просьбой поставить её на очередь для улучшения жилищных условий, на предоставление ей благоустроенной квартиры, предоставив соответствующие документы. Администрацией сельского поселения было организовано комиссионное обследование дома. Межведомственная комиссия по результатам обследования пришла к заключению, что дом пригоден для постоянного проживания, что необходимо выполнить работы по ремонту завалинки и веранды. В июне 2010 года от ответчика она получила письменный отказ, её администрация в список очередников на предоставление благоустроенного жилого помещения не включила, сославшись на то, что по мере подготовки материала работы по ремонту завалинки и веранды будут выполнены. Данный отказ администрации сельского поселения нельзя признать обоснованным. В данном отказе отсутствует основание, по которому ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в силу возраста и состояния здоровья в благоустроенном жилом помещении. *** она обратилась к Главе МО «*** район» Ульяновской области с просьбой оказать содействие в постановке на учет для получения благоустроенной квартиры. На данное обращение она получила от Главы администрации *** сельское поселение ответ от ***, в котором ей предложено обратиться в суд в случае несогласия с отказом в постановке на очередь на улучшение жилищных условий. С отказом администрации МО *** сельское поселение в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не согласна, считает его необоснованным, не соответствующим действующему законодательству. Администрация МО *** сельского поселения при отказе не учла того, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет ряд хронических заболеваний: церебральный атеросклероз, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность 1 ст., что она находится на «Д» наблюдении в связи с имеющимися у неё заболеваниями, ей 78 лет, проживание в жилом доме для неё стало крайне обременительным, поскольку в доме нет водоснабжения, воду она вынуждена брать из полностью разрушенного колодца, который не огорожен, не имеет сверху навеса, колодезная вода не соответствует питьевой по санитарным нормам, поднять ведро из колодца является опасным для жизни занятием, имеется реальная опасность упасть в колодец. 20.09.2010 года было проведено лабораторное исследование колодезной воды на соответствие её СанПиН. По результатам исследования вода имеет повышенную мутность, превышение нормативов по запаху, привкусу, цветности. В воде содержится повышенное количество микробов, общее микробное число превышает допустимые нормативы, в воде содержатся общие колиформные бактерии, содержание которых недопустимо в соответствии с СанПиН. Употреблять данную воду опасно для здоровья. Магазин и медпункт находятся в 2-х км, куда она вынуждена добираться через реку по мосту пешком, так как транспортное сообщение отсутствует, а когда весной паводком сносит мост, то добираться ей приходится за 7-8 км., что для неё непосильно. Из-за того, что завалинка жилого дома развалилась, местами пришла в негодность, через щели в холодное время года и зимой в жилое помещение проникает воздух, отопление при такой ситуации не обеспечивает тепловой режим внутри помещения, зимой в доме очень холодно, проживание в таком доме становится порой невыносимым, так как сопряжено с опасностью для здоровья и жизни. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.», как вдова участника Великой Отечественной войны она имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением. По делу в качестве соответчика была привлечена администрация МО «*** район». Истец Спиркина Н.М. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала, сославшись на вышеизложенные обстоятельства. Представитель ответчика - администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района Шишина Г.А. в суде исковые требования Спиркиной Н.М. признала, указав, что действительно Спиркина Н.М. нуждается в обеспечении жилым помещением. Представитель соответчика - администрации МО «*** район» Вахтурова М.В. в судебном заседании исковые требования фактически признала частично, указав, что межведомственной комиссией было вынесено заключение о том, что жилой дом, в котором проживает Спиркина Н.М., пригоден для проживания. В то же время, с учетом условий, в которых проживает Спиркина, последняя нуждается в обеспечении жилым помещением. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём. При этом обеспечение жильём осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учёт после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2). Спиркина Н.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны. Возможность обеспечения её жильём ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий. Материалами дела установлено, что Спиркина Н.М. проживает в жилом доме, оставшемся после смерти её мужа, участника Великой Отечественной войны С.Н., расположенным по адресу: ххх. Жилого помещения, зарегистрированного на праве собственности за Спиркиной Н.М., не имеется. Данные обстоятельства полностью подтверждены в судебном заседании представленными доказательствами, в том числе показаниями свидетеля Б.Л., и не оспаривается лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Установлено, что 04.05.2010 года Спиркина Н.М. обращалась с письменным заявлением в администрацию МО *** сельское поселение ххх по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 10.06.2010 года Спиркиной Н.М. главой администрации МО *** сельское поселение ххх Шишиной Г.А. был направлен письменный ответ, в котором указано на то, что межведомственная комиссия администрации района провела обследование жилищно-бытовых условий Спиркиной и сделала заключение, что дом Спиркиной пригоден для постоянного проживания. Межведомственная комиссия в акте обследования также указала на выполнение ремонтных работ по завалинке и веранде, данные работы по мере подготовки материала будут выполнены. Из постановления Главы МО «*** район» от *** № видно, что для обследования жилищно-бытовых условий ветеранов Великой Отечественной войны, для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, была создана рабочая группа (межведомственная комиссия). Из акта обследования жилого помещения, составленного в мае 2010 года, видно, что заключением межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу: ххх, в котором проживает вдова инвалида Великой Отечественной войны Спиркина Н.М., был признан пригодным для постоянного проживания. В акте указано на то, что внутри жилого помещения отопление печное; водопровод и канализация отсутствуют; газ баллонный; стены, потолки, полы в удовлетворительном состоянии. Даны рекомендации по выполнению работ по ремонту завалинки и веранды. Данный акт межведомственной комиссии был направлен в администрацию МО *** сельское поселение ххх. В соответствии со ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В силу п.7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8 Положения). В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; -о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; -о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Суд считает, что вышеуказанное заключение межведомственной комиссии о пригодности дома, в котором проживает Спиркина Н.М., для постоянного проживания, нельзя признать законным и обоснованным по следующим основаниям. Как было выше указано, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах - также газоснабжение), а инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и другое), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений и многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Установлено, что в жилом доме, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны Спиркина Н.М., отсутствуют хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отсутствует канализация, отопление и вентиляция, а также отсутствует газоснабжение, при этом это имеет место быть в ххх, который является газифицированным. При этом суд учитывает преклонный возраст, состояние здоровья Спиркиной Н.М., которая находится на «Д» наблюдении в *** участковой больнице ххх с диагнозом «церебральный атеросклероз, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность 1 ст., риск 2», то, что она проживает в отдаленности от населенных пунктов. Из протокола № лабораторных испытаний проб на питьевую воду от 20.09.2010 года, составленного филиалом федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в *** районе», видно, что отобранная проба воды из колодца Спиркиной Н.М., по исследованным санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и ГН 2.1.5.1315-03. Общее микробное число в данной воде превышает нормативы, в воде обнаружены колиформные бактерии, нахождение которых в воде недопустимо. С учетом данных обстоятельств, суд признает Спиркину Н.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий, признает незаконным отказ администрации МО *** сельское поселение ххх в постановки Спиркиной на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, возлагает на администрацию МО *** сельское поселение ххх обязанность поставить Спиркину Н.М. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Спиркиной Н.М. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение ххх в постановки Спиркиной Н.М. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать Спиркину Н.М. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию МО *** сельское поселение ххх поставить Спиркину Н.М. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда. Судья: А.Н. Балуков