Именем Российской Федерации п.г.т. Новоспасское 25 ноября 2010 года Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Балукова А.Н. при секретаре Вантяховой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воропаевой Ю.А. к отделу образования администрации муниципального образования (МО) «*** район», администрации муниципального образования (МО) «*** район» о признании права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Воропаева Ю.А. обратилась в суд с иском к отделу образования администрации МО «*** район», администрации МО «*** район» о признании права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указав, что её мать И. умерла в июне 2003 года, местонахождение отца неизвестно. В 2003 году она была вывезена из ххх к бабушке М., проживающей по адресу: ххх. 30.01.2004 года распоряжением Главы ххх ххх в отношении неё была установлена опека, как оставшейся без попечения родителей, назначен опекун М., которой была назначена выплата опекунского пособия. С 01.05.2008 года в связи с достижением ею совершеннолетия, выплата ежемесячного опекунского пособия была прекращена. С 01.09.2008 года по 18.06.2010 года она обучалась в ФГО ВПО «Финансовая академия ***», где ей производились все выплаты, предназначенные для лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местонахождение отца истицы с момента подачи в розыск и до настоящего времени неизвестно. В феврале 2007 года попечитель М. зарегистрировала истицу для временного проживания по своему месту проживания по вышеуказанному адресу. Согласно сообщению из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, она не имеет в собственности недвижимое имущество. В отделе образования администрации МО «*** район» в очереди на получение жилья в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она не состояла и не состоит, сведений о закреплении за ней жилого помещения не имеется. В марте 2009 года и в августе 2010 года она обращалась в отдел образования администрации МО «*** район» по вопросу выдачи ей жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на внеочередное получение жилья, но в выдаче жилищного сертификата ей было отказано. В судебном заседании истец Воропаева Ю.А., её представитель Тимаева Р.А. исковые требования поддержали в полном объёме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - отдела образования администрации МО «*** район» Юрченко С.Е. в суде исковые требования не признала, пояснив, что Воропаева Ю.А. в марте 2009 года и в августе 2010 года обращалась в отдел образования администрации МО «*** район» по вопросу выделения ей жилого помещения, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, имеющего право на внеочередное получение жилья, но в выдаче жилищного сертификата для приобретения жилья ей было отказано, поскольку она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представители ответчика - администрации МО «*** район» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ранее, в судебном заседании 18.11.2010 года показала, что её внучка Воропаева Ю.А. проживает с ней в её жилом доме с 2003 года, была зарегистрирована по месту проживания. В январе 2004 года она была назначена опекуном несовершеннолетней внучки, поскольку последняя осталась без попечения родителей. Воропаева Ю.А. своего жилья не имеет, жилое помещение за ней не закреплялось. Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области и Министерства образования Ульяновской области в судебное заседание не явились, о дне заседания извещены надлежащим образом. Возражений по поводу заявленных Воропаевой Ю.А. требований не представлено. Из отзыва, представленного Правительством и Министерством финансов Ульяновской области, следует, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На уровне субъекта РФ - Ульяновской области принят Закон области от 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа на территории Ульяновской области», который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 года. Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения. Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 № 1-П был утвержден «Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий вправе получать финансовое обеспечение государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области, и обязаны использовать выделенные финансовые и материальные средства по целевому назначению. Органы местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка и представляемых в Министерство образования сведений о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Установлено, что Воропаева Ю.А. родилась *** в ххх ххх Мать истицы - И., отец - В. В 2003 году несовершеннолетняя Воропаева Ю.А. была привезена из ххх к своей бабушке М. по адресу: ххх, где и проживает до настоящего времени. Из свидетельства о смерти видно, что мать истицы И. умерла 16.06.2003 года. Из представленных документов видно, что отец истицы В. никакого участия в воспитании дочери не принимал. Материал проверки КУСП № от *** на В. ОВД по МО «*** район» был направлен в ххх ххх по месту утраты родственных связей. До настоящего времени местонахождения В. не установлено, что подтверждается материалами розыскного дела, находящегося в ОВД по МО «*** район» Ульяновской области. Распоряжением Главы ххх ххх от 30.01.2004 года №-р, М. была назначена опекуном над несовершеннолетней Воропаевой Ю.А.. Последней было назначено опекунское пособие с 01.01.2004 года. Установлено, что после окончания школы, с 01.09.2008 года по 30.06.2010 года Воропаева Ю.А. обучалась за счет средств федерального бюджета в Ульяновском финансово-экономическом колледже - филиале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия ***» на очном отделении. В период обучения В. выплачивалась государственная социальная и академическая стипендии. Из представленного письменного заявления видно, что 18.10.2010 года Воропаева Ю.А. обратилась в отдел образования администрации МО «*** район» с просьбой выдать ей жилищный сертификат на выделение субсидии на приобретение жилья, так как она является лицом, оставшимся без попечения родителей. Однако в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что истец не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С данным отказом Воропаева Ю.А. не согласилась, полагая, что имеет право на получение жилищного сертификата, поскольку какого-либо жилья ей не предоставлялось. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящими в лечебных учреждениях, объявлением их умершим, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно этому же Закону, опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их прав и интересов. В соответствии со ст.8 Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае отсутствия закрепленного за ними жилого помещения предусмотрено также статьей 2 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 №60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области». Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определяется Правительством Ульяновской области (ст.3). В соответствии с п.4 Закона Ульяновской области, Ульяновская область наделила органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан на неограниченный срок. Согласно Постановления Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 №1-П от утверждении «Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области», право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья; право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом; для получения сертификата дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления по месту жительства заявление с документами по установленному перечню. Решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче принимает орган местного самоуправления. Таким образом, право на получение жилья реализуется путем выдачи жилищного сертификата. Бесспорно, установлено, что за истицей Воропаевой Ю.А. какое-либо жилое помещение не закреплялось, какого-либо жилья на праве собственности она не имеет, нуждается в предоставлении ей жилого помещения по избранному месту жительства. При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Воропаева Ю.А. не обеспечена жильём и имеет право на получение сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Воропаевой Ю.А. о возложении обязанности на администрацию МО «*** район» выдать В. жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы органа опеки и попечительства администрации МО «*** район» о том, что Воропаева Ю.А. не относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает необоснованными. Как уже было указано выше, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица, в возрасте от 18 до 23 лет. Истица родилась *** года, то есть ей в настоящее время 20 лет. Законодатель, определяя понятие детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, исходит из того, что к ним относятся дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, от воспитания либо от защиты прав и законных интересов которых родители уклонялись, устанавливает формы устройства таких детей в виде опеки и попечительства в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Эти положения согласуются и со ст.121 СК РФ, предусматривающей защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Установление факта отсутствия попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством, не требует обязательного судебного решения. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 №13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 ГК РФ в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой», к числу оставшихся без родительского попечения ст.121 СК РФ относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует. Из представленных документов, бесспорно, установлено, что мать истицы И. умерла 16.06.2003 года, а отец истицы В. длительно отсутствует, уклоняется от воспитания дочери, от защиты её прав и интересов. Над истицей в несовершеннолетнем возрасте было учреждено опекунство, поскольку она осталась без попечения родителей, проживала и проживает в доме опекуна, закрепленного жилого помещения не имеет, соответственно, Воропаева Ю.А. подпадает под правовой статус лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью. Отсутствие судебного решения о лишении отца истицы В. родительских прав, признании его безвестно отсутствующим (объявления умершим), само по себе не может лишать истицу гарантированных законом прав по социальной поддержке лиц, к категории которых она относится. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление Воропаевой Ю.А. удовлетворить. Признать за Воропаевой Ю.А. право на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать администрацию муниципального образования «*** район» Ульяновской области выдать Воропаевой Ю.А. жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда. Судья: А.Н. Балуков