Решение суда о признании незаконным бездействия



                                                                                                           Дело ***г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское                                                                        16 декабря 2010 года

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи               Балукова А.Н.

при секретаре                                            Вантяховой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** района Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО *** сельское поселение *** района о признании незаконным бездействия и возложении обязанности организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной ***, указав, что согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения МО *** сельское поселение относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Статьёй 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 град) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

В нарушение данных требований администрацией МО *** сельское поселение *** района надлежащий сбор и вывоз отходов на территории МО не организован. Вследствие этого на территории поселения на расстоянии около *** метров восточнее от *** стихийно образовалась несанкционированная свалка отходов ТБО и строительных отходов. Данные нарушения подтверждаются актами Госэкоконтроля, объяснением Главы администрации МО *** сельское поселение А.. Не может быть принято во внимание, что населением отходы сжигаются в печах личных домовладений либо складируются в огороде, в связи с чем, сбор и вывоз отходов в населенных пунктах не требуется, поскольку это является нарушением экологических норм. Так, ч.1 ст.18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается. В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Неисполнение данных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации, способствует возникновению несанкционированных свалок на территории МО.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды». Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей МО *** сельское поселение на благоприятную окружающую среду, а также лиц, временно находящихся на данной территории.

Помощник прокурора *** района Еремеев А.П. в суде полностью поддержал исковые требования ульяновского межрайонного природоохранного прокурора к администрации МО *** сельское поселение *** района, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации МО «*** сельское поселение *** района *** области Мельников А.Ю. в суде исковые требования признал полностью, указав, что в настоящее время ими предпринимаются необходимые меры для надлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной ***.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что полностью поддерживают исковые требования прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 2.2.2).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 ч.1 п.18 Устава МО *** сельское поселение *** района к вопросам местного значения муниципального образования *** сельское поселение относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что в нарушение указанных требований закона администрацией МО *** сельское поселение *** района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования не организован.

В результате указанных нарушений на территории муниципального образования *** сельское поселение, на расстоянии около *** метров восточнее от пос*** образовалась несанкционированная свалки, что подтверждается представленными письменными материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Ненадлежащее исполнение администрацией МО *** сельское поселение *** района требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

Таким образом, администрация МО *** сельское поселение обязана организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии около *** метров восточнее от ***.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** района Ульяновской области, выразившееся в ненадлежащей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Обязать администрацию муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** района Ульяновской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной ***.

Решение может быть обжаловано сторонами в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения суда.

Судья:      А.Н. Балуков