Решение суда о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.



                                                                                                      Дело *** год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское                                                                        21 декабря 2010 года

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

Председательствующего судьи                Максимова С.Ю.

При секретаре                                             Шаронове А.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Латиева Ф.А. о признании незаконным отказа Администрации Муниципального Образования «*** городское поселение» *** в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

УСТАНОВИЛ:

Латиев Ф.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО «*** городское поселение» *** в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований Латиев Ф.А. указывал, что он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, бессрочно, по общему заболеванию, в связи с болезнью, престарелым возрастом, как он, так и его супруга Л., они оба нуждаются в постоянном постороннем уходе, который за ними в настоящий период времени осуществляет их дочь Тювакина З.Ф. В настоящее время он и его супруга Л. проживают в жилом доме общей площадью 67,1 кв. м., расположенном по адресу: ***, который зарегистрирован на его супругу Л.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

*** Латиев Ф.А. обратился в Администрацию МО «*** городское поселение» *** с заявлением о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении ему благоустроенной квартиры, приложив к своему заявлению соответствующие справки. Однако в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему было отказано, о чём он был уведомлен Администрацией МО «*** городское поселение» *** в письменном виде. Отказ мотивирован тем, что из предоставленной им справки Ф-8 *** от *** видно, что в доме, где он проживает, зарегистрировано 3 человека, общая площадь дома составляет *** кв. м. Таким образом, обеспеченность жильём на одного человека составляет *** кв. м., что превышает учётную норму площади жилого помещения в размере *** кв. м. на человека, установленную решением Совета депутатов МО «*** городское поселение» *** *** от *** «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», причем соответствующей комиссией жилой дом, в котором он проживает, признан пригодным для проживания. В связи с этим, он не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

С данным отказом он не согласен, считает его незаконным и не обоснованным, поскольку Администрация МО «*** городское поселение» *** формально и поверхностно подошла к рассмотрению данного вопроса. Основной причиной для отказа в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, послужил тот факт, что он обеспечен жилой площадью более 12 кв. м., жилой дом в котором он проживает, признан комиссией пригодным для проживания. Однако при вынесении решения Администрацией МО «*** городское поселение» *** оставлено без внимания, что он является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, в связи с болезнью, престарелым возрастом, как он, так и его супруга Л., нуждающихся в постоянном постороннем уходе, при этом, проживать в данном жилом доме для них крайне обременительно, поскольку в данном доме удобств не имеется, горячее водоснабжение, канализация, баня отсутствуют, в зимний период времени в доме холодно. При обследовании их жилого дома комиссией не была дана надлежащая оценка качеству жилого помещения, в котором он проживает, не учтён процент его износа, поскольку данный дом был построен в 50-х годах, капитальный ремонт дома с вышеуказанного периода времени и по настоящее время не производился, в некоторых местах у стен дома имеются сквозные отверстия. С учетом вышеизложенных обстоятельств, по его мнению, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

По делу в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация МО «*** район» ***.

Заявитель Латиев Ф.А., его представитель Тювакина З.Ф., заявленные требования в суде полностью поддержали, в дополнение, указав, что межведомственная комиссия приезжала по месту жительства Латиева Ф.А. несколько раз, в составе около пяти человек, осмотр жилого дома ими был сделан поверхностно, без тщательного исследования состояния жилого дома, проверки его фактического состояния и пригодности для проживания.

Представитель заинтересованного лица - Администрации МО «*** городское поселение» *** в судебное заседание не явился и в своем письменном заявлении в адрес суда просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителя.

Представитель заинтересованного лица - Администрации МО «*** район» *** Вахтурова М.В. в судебном заседании заявленные требования Латиева Ф.А. не признала и показала, что жилой дом, в котором проживает Латиев Ф.А. был проверен межведомственной комиссией, созданной постановлением Главы МО «*** район» Ульяновской области от ***, и по результатам обследования межведомственной комиссией был составлен акт, в котором имеется заключение о том, что жилой дом Латиева Ф.А. пригоден для проживания. Данный акт с заключением межведомственной комиссии был направлен в Администрацию МО «*** городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статьей 23.2 указанного закона определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 11 ст. 23.2 данного Федерального закона, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам (участникам Великой Отечественной войны), нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 6.05.2006 г. N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2).

Латиев Ф.А. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, бессрочно, по общему заболеванию. Возможность обеспечения его жильём ставится в зависимость от нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Материалами дела установлено, что Латиев Ф.А. проживает в собственном жилом доме ***, *** года постройки, общей площадью *** кв. м, зарегистрированного на супругу Л., совместно с ним проживает его супруга Л., дочь Тювакина З.Ф.

Данные обстоятельства полностью подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Н., Б.,техническим паспортом, оформленного на ***.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ признаются нуждающимися в жилых помещениях граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Установлено, что *** Латиев Ф.А. обращался с письменным заявлением в Администрацию МО «*** городское поселение» *** по вопросу постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и выделении ему благоустроенной квартиры.

*** Главой Администрации МО «*** городское поселение» *** М., Латиеву Ф.А. был направлен письменный ответ, в котором указано на то, что правом на получение единовременной социальной поддержки для ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 806400 руб., на территории МО «*** городское поселение» могут воспользоваться граждане, имеющие обеспеченность учетной нормой в размере *** кв. м. на каждого члена семьи. В представленной Латиевым Ф.А. справки Ф-8 *** от *** зарегистрировано в жилом доме три человека, соответственно, *** кв. м. : 3 = *** кв. м., что больше *** кв. м. Жилой дом, расположенный по адресу: ***, является пригодным для проживания, что подтверждается актом обследования помещения. На основании вышеизложенного Латиев Ф.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, признан не был.

Установлено, что решением Совета депутатов МО «*** городское поселение» *** от *** *** «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории муниципального образования установлена учетная норма площади жилого помещения в размере *** кв. м. Установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: не менее 18 кв. м. для одиноко проживающего человека; не менее *** кв.м. на одного человека для семьи из 2-х и более человек.

Из постановления Главы МО «*** район» *** от *** *** видно, что для обследования жилищно-бытовых условий ветеранов Великой Отечественной войны, для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, была создана рабочая группа (межведомственная комиссия).

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007 г.) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8 Положения).

В соответствии с п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

-о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

-о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

-о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Из акта обследования жилого помещения от *** видно, что заключением межведомственной комиссии, жилой дом, расположенный по адресу: ***, в котором проживает участник Великой Отечественной войны Латиев Ф.А., был признан пригодным для проживания, даны рекомендации по производству ремонта дома. Данный акт межведомственной комиссии был направлен в Администрацию МО «*** городское поселение» ***.

Суд считает, что вышеуказанное заключение межведомственной комиссии нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением требований законодательства, при этом были нарушены порядок и процедура признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

В акте обследования жилого помещения, в котором проживает заявитель Латиев Ф.А., в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Не привлекались к работе в комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, также в акте обследования помещения отсутствует подпись самого Латиева Ф.А., не указан процент износа жилого дома, в котором он проживает, что ставит под сомнение его участие в работе данной комиссии, сам акт обследования жилого помещения от ***.

Кроме того, бесспорно, установлено, что не все члены межведомственной комиссии непосредственно участвовали в осмотре жилого помещения Латиева Ф.А., однако их подписи в акте обследования, подтверждающего пригодность жилого помещения Латиева Ф.А. для проживания, имеются.

Данные обстоятельства в суде полностью подтверждены показаниями свидетелей Г., Д.

Таким образом, указанные выше нарушения федерального законодательства свидетельствуют о не надлежащем проведении межведомственной комиссией оценки соответствия жилого помещения по вышеуказанному адресу установленным требованиям, поэтому заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома № *** пригодным для проживания и акт обследования помещения от *** года нельзя признать законным.

Как было выше сказано, в соответствии с п. 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд признает незаконными акт обследования жилого помещения от *** и заключение межведомственной комиссии о признании пригодным для проживания жилого дома по адресу: ***, и возлагает обязанность на заинтересованное по делу лицо - Администрацию МО «*** район» *** устранить данное нарушение, произвести межведомственной комиссией обследование вышеуказанного жилого дома в соответствии с Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2007), на предмет пригодности (непригодности) данного жилого помещения для проживания.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод, с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

При рассмотрении дел данной категории, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту, при этом суд не вправе предрешать существа решения, которое в установленном законом порядке должно быть принято соответствующим органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим исходя из имеющихся у них полномочий.

Принимая во внимание то, что при отказе Латиеву Ф.А. в постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, *** Администрацией МО «*** городское поселение» ***, в том числе, была сделана ссылка на вышеуказанный акт обследования жилого помещения по вышеуказанному адресу, который суд признал незаконным, соответственно, суд признает отказ администрации МО «*** городское поселение» в постановке Латиева Ф.А. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, также незаконным, и возлагает обязанность устранить нарушения законодательства.

С учетом изложенного, требования заявителя Латиева Ф.А. о возложении судом обязанности на Администрацию МО «*** городское поселение» поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению в настоящем судебном заседании, поскольку данный вопрос может быть разрешен в установленном законом порядке.

Из квитанции серия ЛГ *** от ***, имеющейся в деле видно, что Латиевым Ф.А. понесены расходы по оказанию ему юридической помощи на сумму 2000 руб. 00 коп., отсюда в соответствии со ст. 98 ГПК РФ данные судебные расходы подлежат взысканию с заинтересованных лиц в равных долях.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

Иных доказательств, подлежащих исследованию в судебном заседании сторонами представлено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Латиева Ф.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации Муниципального Образования «*** городское поселение» *** в постановки Латиева Ф.А. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию МО «*** городское поселение» *** пересмотреть вопрос о постановке Латиева Ф.А. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в течение 10 суток со дня вынесения заключения межведомственной комиссией о пригодности (непригодности) жилого помещения, расположенного по адресу: ***, для проживания, о результатах сообщить заявителю Латиеву Ф.А.

Признать незаконными акт обследования помещения от *** и заключение межведомственной комиссии, созданной постановлением Главы МО «*** район» *** от *** ***, о признании жилого дома, расположенного по адресу: *** пригодным для проживания.

Обязать межведомственную комиссию, созданную постановлением Главы МО «*** район» *** от *** ***, в течение 10 суток провести в соответствии с требованиями закона обследование жилого дома, расположенного по адресу: *** на предмет пригодности (непригодности) для проживания. Акт обследования и заключение межведомственной комиссии направить в Администрацию МО «*** городское поселение» ***.

В остальной части заявленных требований Латиеву Ф.А. - отказать.

Взыскать с Администрации Муниципального Образования «*** район» ***, Администрации МО «*** городское поселение» *** с каждого в пользу Латиева Ф.А. судебные расходы в сумме 1 тысячи рублей 00 копеек (1000 руб. 00 коп.)

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

       Судья

    Новоспасского райсуда                                                             С.Ю. Максимов