Дело *** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 января 2011 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., при секретаре Романенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и интересов Булановой Р.А., к Администрации муниципального образования «*** район», Администрации МО «*** сельское поселение» о признании акта межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания незаконными, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Булановой Р.А. к Администрации МО «*** район», Администрации МО «*** сельское поселение» о признании незаконными акта межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Главы администрации МО «*** район» №*** от *** года, о признании частного жилого дома, расположенного по адресу: ***, принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны Булановой Р.А., пригодным для проживания. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Новоспасского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства, регламентирующего государственную помощь и социальную защиту ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в ходе которой выявлены нарушения требований закона. В соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп.2 п.3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъекта РФ. В силу ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. В настоящее время на территории Ульяновской области вышеуказанные правоотношения регулируются Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» (далее - Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее - Порядок). В соответствии со ст.2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Пунктом 6 ст. 3 Закона предусмотрено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается не позднее чем через 30 календарных дней со дня представления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата принятия соответствующего решения. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что *** года межведомственной комиссией, утвержденной постановлением главы администрации МО «*** район» № *** от ***, был произведен осмотр частного жилого дома, расположенного по адресу: ***, принадлежащего вдове ветерана Великой Отечественной войны Булановой Р.А. По результатам осмотра жилого дома было принято решение о пригодности жилого помещения для проживания, о чем составлен соответствующий акт. Вместе с тем, в составе межведомственной комиссии отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Как следует из акта обследование жилищно-бытовых условий Булановой Р.А. проводилось комиссией, в состав которой специалисты, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, не включались. Указывая на ст. 39 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, ч.1 ст. 45 ГПК РФ, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, прокурор, действуя в интересах Булановой Р.А., находящейся в преклонном возрасте, обратился в суд в защиту её прав и интересов с настоящим иском. В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Еремеев А.П. исковые требования поддержал в полном объёме, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске. Истец Буланова Р.В. в судебном заседании не участвовала, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие и просит исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика - Администрации МО «*** район» Нагаткин М.Ю. в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсуствие по имеющимся в деле документам, возражений против иска не представил. Представитель ответчика - Администрации МО «*** сельское поселение» в судебном заседании не присутствовал, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Выслушав помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании установлено, что Буланова Р.А., в чьих интересах прокурором Новоспасского района предъявлены исковые требования, является вдовой участника Великой Отечественной войны. В силу ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 27.02.2010) «О ветеранах», РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 318 (ред. от 06.05.2010) утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области формируют списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и направляют их в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения в срок до 15 апреля текущего года. Таким образом, единственным критерием, которому должен отвечать истец Буланова Р.А., как вдова участника Великой Отечественной войны, - это нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 (ред. от 02.08.2007) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. В соответствии с п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии также включаются представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. В силу п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; -о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; -о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания. Из материалов дела следует, что актом межведомственной комиссии от *** года, созданной на основании постановления Главы МО «*** район» от *** ***, жилой дом, расположенный по адресу: ***, в котором проживает вдова участника Великой Отечественной войны Буланова Р.А., был признан пригодным для проживания. Суд считает, что вышеуказанный акт межведомственной комиссии нельзя признать законным и обоснованным, поскольку вынесен с нарушением требований законодательства, при этом были нарушены порядок и процедура признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Из акта обследования жилого помещения Булановой Р.А. видно, что в состав комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Не привлекались к работе в комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. С учетом изложенного, суд признает акт межведомственной комиссии от *** года о признании жилого дома, расположенного по адресу: ***, принадлежащего Булановой Р.А., пригодным для проживания, незаконными. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Таким образом, обращение прокурора Новоспасского района в интересах Булановой Р.А. суд считает законным и обоснованным. Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах Булановой Р.А. удовлетворить. Признать акт межведомственной комиссии от *** года о признании жилого дома, расположенного по адресу: ***, принадлежащего Булановой Р.А., пригодным для проживания, незаконными. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда - 20 января 2011 года. Судья Л.Г. Коненкова