дело *** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 февраля 2011 год р.п.Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., при секретаре Романенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленного в защиту интересов неопределённого круга лиц, к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище ***, Департаменту государственного имущества и земельных отношений *** о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище *** (далее ОГОУ НПО ПУ ***), Департаменту государственного имущества и земельных отношений *** о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений, указывая, что в ходе прокурорской проверки были установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, находящегося по адресу: ***, находящегося в оперативном управлении ОГОУ НПО ПУ ***. Данные нарушения создают угрозу жизни и здоровья проживающих в нём лиц. Согласно свидетельству о внесении в реестр областного имущества, данное здание является собственностью ***, и в силу ст. 210 ГК РФ собственник должен нести бремя содержания имущества. Просил признать незаконным бездействие ответчиков по устранению нарушений законодательства и обязать ответчиков принять меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеев А.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, и с учётом уточнённых требований, просил признать незаконным бездействие ОГОУ НПО ПУ ***, Департамента государственного имущества и земельных отношений *** по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и обязать ответчиков устранить нарушения, а именно: оборудовать помещение общежития автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре 3-го типа; обеспечить здание общежития первичными средствами пожаротушения; соединение жил электропроводов в распределительных коробках выполнить при помощи опрессовки, сварки или пайки; в коридорах 1, 2 и 3 этажей, а также в тамбурах и подсобных помещений светильники электроосвещения оснастить колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; освободить проход с центральной лестничной клетки ко второму эвакуационному выходу; произвести испытание внутренней электросети здания; проверить состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли; провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать гайками, рукавами и стволами, а также устройствами для открывания кранов; выполнить план эвакуации в случае пожара в соответствии с фактическим планировочным решением здания. Наличие указанных нарушений требований пожарной безопасности подтверждается актом о результатах проверки ОГПН по *** от ***, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Дополнил также, что образовательное учреждение, располагая необходимой материальной базой, фактически не может выполнить свои обязательства перед учащимися о предоставлении им мест в общежитии. В судебном заседании представитель ответчика ОГОУ НПО ПУ *** Симакова Л.А. исковые требования признала и пояснила суду, что здание общежития находится в оперативном управлении училища, собственником имущества выступает *** в лице Дпартамента государственного имущества и земельных отношений ***. Проблема соблюдения требований пожарной безопасности в здании общежития училища стоит с *** когда впервые поступило предписание органа пожнадзора об устранении нарушений, и, поскольку требования законодательства не были выполнены, то учащимся было запрещено проживать в нём. На настоящий момент студенты училища в общежитии не проживают, им рекомендовано снимать жильё у частных лиц. В общежитии проживают сотрудники училища, а также иные лица, какого-либо отношения к училищу не имеющие, но они вносят плату за проживание, которая перечисляется в областной бюджет. После проведения проверки в *** была составлена смета на проведение работ по устранению нарушений, стоимость работ составила 427 тысяч рублей, ходатайство о выделении денежных средств направлено в Министерство образования ***, однако ответа не поступило, ни одно из нарушений не устранено. Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений *** в судебном заседании не участвовал, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, возражений против иска суду не представлено. Представитель третьего лица ОГПН по *** Шестаков С.В. суду пояснил, что в *** году была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании общежития, закреплённого на праве оперативного управления за ОГОУ НПО ПУ ***, были выявлены нарушения, выдано предписание. На тот момент в общежитии проживали студенты, а уже при проведении последующей проверки был представлен приказ, указывающий, что учащиеся в нём не проживают. Однако в данном здании до настоящего времени проживают люди, состояние общежития не соответствует установленным требованиям пожарной безопасности, нарушения не устраняются. Перед Департаментом государственного имущества и земельных отношений *** ставился вопрос о необходимости устранений нарушений, но был получен ответ, что само образовательное учреждение должно устранять нарушения, и что денежные средства выделяться не будут. Отметил также, что здание было оборудовано необходимыми коммуникациями, ранее была установлена автоматическая пожарная сигнализация, имелась система внутреннего противопожарного водопровода, но система устарела, не функционирует. Представитель третьего лица Министерства образования *** в судебном заседании не участвовал, извещались о времени и месте проведения судебного заседания. Заслушав пояснения помощника прокурора ***, представителей ОГОУ НПО ПУ ***, ОГПН по ***, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 20 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями ст.34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. При этом в силу ст.37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. На основании п. 4 и п.10 Правил пожарной безопасности, утверждённых Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. ОГОУ НПО ПУ *** по своей организационной правой форме является учреждением, и в соответствии с п.1.1 Устава создано в целях подготовки квалифицированных рабочих. В соответствии со ст.296 ГК РФ, то есть в соответствии с правилами об оперативном управлении. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно свидетельству о внесении в реестр областного имущества за ОГОУ НПО ПУ *** на праве оперативного управления закреплено имущество. Из выписки из реестра областного имущества видно, что здание общежития, находящегося по адресу: ***, является собственностью ***. То обстоятельство, что спорное здание до настоящего времени имеет статус общежития, подтверждается техническим паспортом, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, актом приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию. В соответствии с п.п. 1.1, 2.1, 2.2 Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений *** области, утверждённого Постановлением Правительства *** области № *** от *** года, Департамент является исполнительным органом государственной власти *** области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника в отношении имущества областных государственных учреждений; закрепляет имущество за областными государственными учреждениями. Пунктом 2.1 Положения на Департамент государственного имущества и земельных отношений *** области возложена обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью областного имущества, закреплённого в оперативном управлении за областными государственными учреждениями, и при выявлении нарушений принимать в соответствии с законодательством меры по их устранению. В силу п.2.9 Положения Департамент представляет интересы *** по вопросам, входящим в его компетенцию, в различных органах и организациях, в том числе в судебных органах. В судебном заседании, в том числе из положений п. 7.1 Устава образовательного учреждения установлено, что в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом Департамент государственного имущества и земельных отношений *** (далее собственник имущества) закрепляет за учреждением на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество и оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Устав образовательного учреждения согласован директором Департамента государственного имущества и земельных отношений *** распоряжением *** от ***. Согласно ч. 6 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки. В соответствии с п.п. 8, 41 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 521 от 14 июля 2008 года образовательное учреждение может иметь в качестве структурного подразделения филиалы, общежития, учебно-производственные хозяйства и т.д.; обучающиеся, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда образовательного учреждения. Пунктом 5.6 Устава образовательного учреждения также гарантировано право обучающихся, нуждающихся в жилой площади, на обеспечение местами в общежитии. При этом Министерством Образования РФ в приказе №1612 от 15 апреля 2003 года «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», письме № 38-06-36 от 26 ноября 2003 года «О принятии экстренных мер по обеспечению пожарной безопасности в образовательных учреждения, в первую очередь, в общежитиях» неоднократно обращалось внимание на необходимость строгого соответствия технического состояния зданий общежитий требованиям действующих норм и правил; на безусловное выполнение предписаний органов Государственной противопожарной службы в установленные сроки. Таким образом, анализ перечисленных правовых позволяет суду прийти к выводу, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности и обеспечение соответствия используемых образовательным учреждением зданий требованиям пожарной безопасности, должны нести как образовательное учреждение, так и собственник имущества в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений ***. В судебном заседании из пояснений представителя ОГОУ НПО ПУ *** Симаковой Л.А. установлено, что образовательное учреждение, располагая необходимой материальной базой, не обеспечивает учащихся местами в общежитии, и связано это в том числе с тем, что здание общежития не соответствует требованиям пожарной безопасности, и пребывание в нём студентов представляет опасность для их жизни и здоровья. При этом и.о. директора училища указала, что примерно треть из 200 учащихся проживают вне р.п. Новоспасское, есть студенты, прибывшие из других районов области. Актом проверки *** от ***, предписанием *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ***, обращением Главного государственного инспектора *** по пожарному надзору в прокуратуру района подтверждается, что в здании общежития ОГОУ НПО ПУ *** имеются следующие нарушения требований пожарной безопасности: - здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре 3-го типа, чем нарушены требования п.п.3, 16, 34 ППБ 01-03; п.3 НПБ 110-03; п. 5.1 НПБ 104-03; - здание общежития не обеспечено первичными средствами пожаротушения, чем нарушен п. 108 ППБ 01-03; - соединение жил электропроводов в распределительных коробках не выполнено при помощи опрессовки, сварки или пайки, чем нарушен требования п.п. 3, 57, 60 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ; - в коридорах 1, 2 и 3 этажей, а также в тамбурах и подсобных помещений светильники электроосвещения не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников, чем нарушены п.п. 57, 60 ППБ 01-03; - проход с центральной лестничной клетки ко второму эвакуационному выходу перегорожен кирпичной стеной, чем нарушены требования п.п.3, 38, 40 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97; - не проведено испытание внутренней электросети здания, чем нарушены требования требования п.п. 3, 57, 60 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ; - не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли, чем нарушены требования п.36 ППБ 01-03; - не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц, чем нарушены требования п. 41 ППБ 01-03; - пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы гайками, рукавами и стволами, а также устройствами для открывания кранов, чем нарушены требования п.п. 3, 91 ППБ 01-03, ГОСТ 12.4.009-83; - не выполнены план эвакуации в случае пожара в соответствии с фактическим планировочным решением здания, чем нарушены требования п. 3 ППБ 01-03, п.п. 6.7.1-6.7.10 ГОСТ Р 12.2.143-2002. Наличие указанных нарушение фактически ответчиками не оспаривается, предписание органа пожарного надзора об устранении нарушений не обжаловалось. Суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по устранению вышеприведённых нарушений требований пожарной безопасности То обстоятельство, что данные нарушения требований пожарной безопасности имеют место на протяжении длительного времени, подтверждается пояснениями представителя образовательного учреждения, ОГПН по ***, предписаниями об устранении нарушений, актом проверки от ***, а потому бездействие ОГОУ НПО ПУ ***, Департамента государственного имущества и земельных отношений *** по устранению нарушений следует признать незаконным. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленные в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению. При этом является обоснованным довод прокурора Новоспасского района Ульяновской области, что настоящее обращение в суд обусловлено необходимостью защиты неопределённого круга лиц, которые проживают и пребывают в настоящее время в здании общежития, либо могут проживать (пребывать) в нем в будущее время. Судом учитывается и то, что целевым назначением здания общежития является обеспечения жильём студентов, круг которых персонифицировать не представляется возможным в связи с постоянным изменением числа учащихся образовательного учреждения. При разрешении вопроса о взыскании с ответчиков государственной пошлины, суд учитывает требования п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которым государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений *** государственная пошлина взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище ***, Департамента государственного имущества и земельных отношений *** по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: ***. Обязать областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище ***, Департамент государственного имущества и земельных отношений *** устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: ***, а именно: - оборудовать помещение общежития автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре 3-го типа; - обеспечить здание общежития первичными средствами пожаротушения; - соединение жил электропроводов в распределительных коробках выполнить при помощи опрессовки, сварки или пайки; - в коридорах 1, 2 и 3 этажей, а также в тамбурах и подсобных помещений светильники электроосвещения оснастить колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников; - освободить проход с центральной лестничной клетки ко второму эвакуационному выходу; - произвести испытание внутренней электросети здания; - проверить состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли; - провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц; - пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектовать гайками, рукавами и стволами, а также устройствами для открывания кранов; - выполнить план эвакуации в случае пожара в соответствии с фактическим планировочным решением здания. Взыскать с областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище *** в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 11 февраля 2011 года. Судья Л.Г. Коненкова