Решение по иску Ходжаевой Т.А. о включении периода декретного отпуска в стаж работы для назначения трудовой (льготной) пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.



                                                                                                              Дело № 2-67/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское                                                                             21 марта 2011 года

Ульяновской области             

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи              Балукова А.Н.

при секретаре                                          Вантяховой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходжаевой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области о включении периода работы в специальный педагогический стаж работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Ходжаева Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области (далее - УПФ в Новоспасском районе) о включении в педагогический стаж периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что 01.12.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». 03.12.2010 года комиссии УПФ в Новоспасском районе отказала ей в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности.

В специальный педагогический стаж ответчиком не был засчитан период её работы с *** по *** в качестве музыкального руководителя, поскольку не подтверждена работа на полную ставку.

Считает, что отказ ответчика не основан на законе.

После окончания Самаркандского педагогического училища по специальности музыкальный руководитель, с *** она начала трудовую деятельность в комбинате ясли-сад № 1 *** в должности музыкального руководителя с нагрузкой 1 ставки. Её работа полностью была связана с детьми, то есть осуществляла педагогическую деятельность как музыкальный воспитатель и руководитель, направление деятельности непосредственно было связано с образовательным (воспитательным) процессом, работа с детьми, деятельность ясли-сада была подконтрольна РОНО.

Кроме того, в Списках должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в прилагаемых Списках и Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, указывается, что музыкальный руководитель имеют право на назначение досрочной пенсии по старости. В стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций: гимназия…ясли-сад (сад-ясли). Она работала в ясли-сад в должности музыкального руководителя до 01.01.1992 года.

Ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» также не установлено каких-либо ограничений, в том числе по организационно-правовой форме учреждений.

Просила суд обязать ответчика включить ей в стаж педагогической работы период работы в комбинате ясли-сад №1 *** с *** по *** в должности музыкального руководителя, и назначить пенсию по старости с момента обращения к ответчику, то есть с 01.12.2010 года.

В судебном заседании истец Ходжаева Т.А. уточнила исковые требования, просила суд обязать ответчика включить в её специальный стаж период работы с *** по *** в качестве музыкального работника в комбинате ясли-сад № 1 ***, поскольку ответчик сам включил период её работы в качестве музыкального работника в период с *** по ***, просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ***, дав суду пояснения, аналогичные изложенным в иске, дополнив их тем, что в спорный период она занималась педагогической деятельностью, имеет достаточный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. В данный оспариваемый период она постоянно работала на 1 ставку музыкальным работником, кроме нахождения в отпуске по уходу за ребенком с января по октябрь 1988 года.

Представитель ответчика - Управление Пенсионного фонда РФ в *** Машина Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и показала, что педагогический стаж Ходжаевой Т.А. на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии был менее 25 лет, а именно, 21 год 01 месяц, в связи с чем, Ходжаевой было обоснованно отказано в назначении указанной пенсии. Ходжаевой Т.А. не был засчитан в педагогический стаж период работы с *** по *** в качестве музыкального руководителя ясли-сад №1 ***, поскольку работа истца в данный период на полную ставку не подтверждена, а в соответствии с требованиями законодательства периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в педагогический стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы), установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела образования администрации МО «Новоспасский район» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела были извещены.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Установлено, что *** Ходжаева Т.А. обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ в *** о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако в назначении пенсии решением ответчика от *** истице было отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, в который ответчиком зачтено 21 год 1 месяц. Не был включен период работы Ходжаевой Т.А. с *** по *** в качестве музыкального руководителя ясли-сад № 1 ***.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от *** №173-ФЗ (ред. от ***) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 2 указанной статьи Закона предусматривает, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с указанным выше нормативным актом досрочная пенсия по старости назначается лицам, только в том случае, если должность и наименование учреждения, в котором работало это лицо, предусматривается указанным выше Списком.

В силу п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23.07.2003г. № 39 было установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель».

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от *** ***.

Названным выше Списком должность музыкального руководителя поименована, при этом в п.1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность музыкального руководителя (музыкального работника) отсутствовала.

В то же время, в силу п.3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (утратившим силу с 01.10.1993г.), за педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что истец Ходжаева Т.А. в оспариваемый период, то есть с *** по *** работала в должности музыкального работника комбината ясли-сад № 1 ***, что не оспаривается и лицами, участвующими в деле.

Истец Ходжаева Т.А. в суде пояснила, что в оспариваемый период, кроме периода отпуска по уходу за ребёнком, она работала в должности музыкального работника в течение шестидневной рабочей недели, как музыкальный работник проводила занятия во всех 4 группах в ясли-сад, работала ежедневно с 8 час. до 15-16 час, был один методический день в недели, то есть выполняла норму рабочего времени на ставку заработной платы музыкального работника.

Из справки уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, выданной заведующей Пастдаргомского райОНО *** видно, что Ходжаева Т.А. работала в комбинате ясли-сад №1 *** в должности музыкального руководителя с сентября 1984 года (приказ *** от ***) по *** (приказ *** от ***) за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет с января 1988г. по октябрь 1988г. (приказ *** от ***).

Свидетели Х.Х.., Г.А. в суде показали, что Ходжаева Т.А. в оспариваемый период работала музыкальным работником в ясли-сад ***. Работала шесть дней в неделю с 8 час. до 15-16 час.

В Перечне учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим на момент работы истицы в оспариваемый период в должности музыкального работника (действовал до 01.10.1993г.), должность музыкального работника предусмотрена не была, имелась должность воспитателя, а также руководителя - воспитателя детского сада.

Согласно разъяснениям Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.05.1960 № 19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения пенсии следует назначать: в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах - музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям - воспитателям и воспитателям.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 21.05.1959 № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении к 01.01.1960 году двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое дошкольное детское учреждение с присвоением объединенному детскому учреждению наименования «ясли-сад», но в нормативных документах допускалось наименование дошкольного детского учреждения как детского комбината.

Как следует из Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР 01.01.1976 года, детский комбинат являлся дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей.

Таким образом, в период работы истицы компетентным органом была установлена тождественность должностей музыкального руководителя (музыкального работника) и воспитателя (руководителя-воспитателя). Вышеуказанные нормативные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя (музыкального работника) в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.

Изменения законодательства, ухудшающие положение гражданина, не должно применяться. Иное означало бы такое ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано указанными в ст. 55 ч.3 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку в оспариваемый период работы Ходжаевой Т.А. в должности музыкального работника действующим в тот период законодательством предусматривалось, что данная работа засчитывается в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости, независимо от учебной нагрузки, выработки нормы рабочего времени, соответственно, период работы истицы с *** по ***в должности музыкального работника в комбинате ясли-сад подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом включения УПФ РФ в *** в специальный стаж работы Ходжаевой периодов работы в должности музыкального руководителя комбината ясли-сад № 1 *** с *** по *** (01 год 00 мес. 00 дней); в должности учителя музыки МОУ средней общеобразовательной школы *** р.п. Новоспасское с *** по *** (20 лет 01 мес. 00 дней), и с учетом включения судом в данный специальный стаж вышеуказанного периода работы Ходжаевой Т.А. в должности музыкального работника комбината ясли-сад № 1 *** с *** по *** (05 лет 01 мес. 14 дней), специальный педагогический стаж Ходжаевой Т.А. на момент обращения истицы к ответчику о назначении досрочной пенсии составлял более 25 лет, то есть Ходжаева Т.А. имеет необходимый 25-летний стаж педагогической работы, что является основанием для удовлетворения заявленных истицей исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что в оспариваемый период работы, с января по октябрь 1988 года, Ходжаева Т.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, по мнению суда, не может служить основанием для отказа во включении данного периода работы в специальный педагогический стаж, поскольку Ходжаева находилась в отпуске по уходу за ребенком до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, редакция статьи 167 КЗоТ РФ, действовавшая на момент нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела видно, что с письменным заявлением о назначении пенсии Ходжаева Т.А. обратилась в УПФ РФ в Новоспасском районе ***, соответственно, суд находит подлежащим удовлетворению требования истца Ходжаевой о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с ***, то есть со дня обращения к ответчику.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ходжаевой Т.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области включить Ходжаевой Т.А. в специальный педагогический стаж период работы с *** по *** в должности музыкального работника комбината ясли-сад № 1 ***, и назначить Ходжаевой Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с 01.12.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья:                                                                   А.Н. Балуков

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от *** Решение отменено в части включения в специальный стаж Ходжаевой Т.А. периода работы с *** по *** в должности музыкального работника комбината ясли-сад №1 *** и назначении досрочной пенсии по старости с 01.12.2010. Постановлено по делу в этой части новое решение об отказе Ходжаевой Т.А. в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.