Решение суда от 28.04.2011 года о признании незаконным бездействия судебного пристава



Дело № 2-180/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года                                                                                               р.п. Новоспасское

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г.,

с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Мерзлякова Ю.В.,

при секретаре Романенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетних Б.Т., Б.В. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетних Б.Т., Б.В., обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес, указывая, что в ходе прокурорской проверки был установлен факт ненадлежащего исполнения решения суда о взыскании с Б.Г. в пользу Н.И. алиментов на содержание детей. Исполнительное производство возбуждено Дата, и первоначально находилось в производстве судебного пристава-исполнителя Г., а впоследствии Дата передано судебному приставу-исполнителю К. В соответствии с требованиями законодательства судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребёнка; совершать иные действия. Однако, как видно из материалов исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель не принимает должных мер для исполнения решения суда. К должнику не применялись штрафные санкции, не приняты меры к его вызову в ОСП, не поставлен вопрос о привлечении его к уголовной ответственности, не исследовано его имущественное положение. Общий долг по алиментным платежам по состоянию на Дата составляет 330049 рублей 69 копеек. Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес по исполнительному производству о взыскании с Б.Г. алиментов на содержание несовершеннолетних детей; обязать начальника ОСП принять меры, направленные на исполнение судебного акта.

В судебном заседании помощником прокурора Новоспасского района Ульяновской области Мерзляковым Ю.В. было представлено заявление об отказе от требований в части понуждения начальника ОСП по адрес принять меры, направленные на исполнение судебного акта, в связи с добровольным удовлетворением требований в данной части, поскольку уже после предъявления иска в суд судебным приставом-исполнителем ОСП совершены действия, свидетельствующие о принятии мер к исполнению судебного постановления. Определением суда от Дата производство по делу в части требований о понуждении начальника ОСП к принятию мер, направленных на исполнение судебного постановления, было прекращено в связи с отказом прокурора от части заявленных требований.

Требования о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству помощником прокурора Новоспасского района Ульяновской области Мерзляковым Ю.В. в судебном заседании были поддержаны в полном объёме, в обоснование требований приведены доводы, изложенные в исковом заявлении.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по адрес К., выражая несогласие с требованиями прокурора и полагая их необоснованными, показала, что исполнительное производство о взыскании с Б.Г. в пользу Н.И. алиментов на содержание детей находится в её производстве с Дата. Б.Г. ежемесячно предоставляются в ОСП квитанции, свидетельствующие о перечислении алиментов на содержание детей. Полагает, что имущественное положение должника было проверено, никакого имущества за Б.Г. не имеется. Вместе с тем, подтвердила, что имеет место постоянный рост задолженности по алиментным платежам, а также то, что с момента принятия ею исполнительного производства и до предъявления прокурором иска в суд исполнительные действия не совершались.

Представитель ОСП по адрес - и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по адрес Ш., представитель УФССП по адрес Б. также полагали требования прокурора необоснованными, указывая, что должником алиментные платежи выплачиваются ежемесячно по мере возможности, периодичность направления запросов судебным приставом-исполнителем законодательно не установлена, кроме того, доказательств того, что вследствие бездействия судебного пристава-исполнителя было упущено какое-то имущество, прокурором не представлено.

Должник Б.Г., считая требования прокурора необоснованными, показал, что алиментные платежи им перечисляются ежемесячно, от судебного пристава-исполнителя он не скрывается, какого-либо имущества у него не имеется, и фактически он находится на иждивении родителей супруги. Вместе с тем, в Службу занятости населения с целью постановки его на учёт в качестве безработного он не обращался.

Судебный пристав-исполнитель Г., взыскатель Н.И. в судебном заседании не участвовали, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьёй 441 ГПК РФ предусмотрено обжалование действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя.

Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

      Судом установлено, что на основании судебного решения от Дата с Б.Г. в пользу Н.И. взысканы алименты на содержание детей: дочери Б.Т., Дата года рождения, сына Б.В., Дата года рождения, в размере 1/3 части со всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с Дата по день совершеннолетия детей.

Исполнительный лист о взыскании с Б.Г. поступил в ОСП по адрес, и Дата возбуждено исполнительное производство.

Согласно постановлениям о расчёте задолженности долг Б.Г. по алиментным платежам по состоянию на Дата составлял 330049,69 рублей, по состоянию на Дата - 349219,29 рублей.

Согласно ст. 12 Федерального закона РФ № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

Статья 4 Федерального закона РФ № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) в качестве принципа исполнительного производства предусматривает своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

На основании ст. 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим законом; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим законом; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных законом.

Из материалов дела следует, что после возбуждения Дата исполнительного производства, лишь в Дата года судебным приставом-исполнителем Г. были направлены запросы в органы и учреждения с целью установления доходов и имущества должника Б.Г.

Так, были направлены запросы в ОСБ 4264, ОВД по МО «адрес район», Инспекцию Гостехнадзора, адрес филиал УГПТИ, Межрайонную инспекцию ФНС по адрес, Территориальный фонд ОМС, Управление ФМС по адрес, Отделение Пенсионного фонда РФ по адрес. Вместе с тем, ответы на ряд данных запросов до настоящего времени не получены, и судебным приставом-исполнителем не предпринималось никаких мер к истребованию ответов на них, к направлению повторных запросов.

В частности, до настоящего времени в материалах исполнительного производства нет ответа адрес отделения ОАО Сбербанк России о наличии у должника счетов и вкладов в банке, наличии у него пластиковой карты, то есть, по сути, не проверено финансовое положение должника Б.Г., наличие у него заработка, иного дохода.

Не сделаны судебным приставом-исполнителем запросы аналогичного содержания в Новоспасское отделение ОАО «Российский сельскохозяйственный банк».

Кроме того, судебным приставом-исполнителем до настоящего времени не направлены запросы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с целью установления наличия недвижимого имущества у должника.

По убеждению суда, неистребование и неполучение судебным приставом-исполнителем соответствующих сведений привело к тому, что имущественное положение должника Б.Г. не исследовано, наличие у него доходов, имущества, за счёт которых возможно было бы погашение задолженности по алиментным платежам, не проверено. Вследствие отсутствия таковых сведений судебным приставом-исполнителем до настоящего момента не рассмотрен вопрос о наложении ареста на имущество должника.

О бездействии судебного пристава-исполнителя свидетельствует и то, что должник Б.Г. ни разу, вплоть до предъявления прокурором настоящего иска, не опрашивался судебным приставом-исполнителем о причинах непогашения им задолженности по алиментным платежам.

В то же время, Дата Б.Г. подано заявление в ОСП, что с Дата он трудоустраивается в адрес, также и в дальнейшем его супруга при опросе Дата подтверждает, что должник работает в адрес. Однако судебным приставом-исполнителем не предпринято никаких действий с целью установления фактического места работы должника и направления исполнительного документа для производства удержаний из заработка по месту его работы.

Не располагая сведениями о фактическим местонахождении должника Б.Г., судебный пристав-исполнитель не принял меры к розыску должника и его имущества. Однако в силу ст. 65 Закона «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия сведений о местонахождении должника по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, которое утверждается старшим судебным приставом. В таком же порядке выносится постановление о розыске имущества должника или розыске ребенка.

Кроме того, согласно ст. 67 Закона об исполнительном производстве при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Однако, несмотря на наличие подобного правомочия, судебным приставом-исполнителем вплоть до Дата года оно реализовано не было. И только после предъявления прокурором в суд данного иска Дата в отношении Б.Г. вынесено постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации.

Не предприняты судебным приставом-исполнителем и меры к наложению на должника Б.Г. денежного штрафа за нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст.113 Закона об исполнительном производстве).

Изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что судебным приставом-исполнителем, вопреки требованиям Закона об исполнительном производстве, не были совершены необходимые исполнительные действия по исполнению содержащихся в судебном постановлении требований. Таким образом, бездействие судебного пристава исполнителя ОСМП по адрес по исполнительному производству является незаконным.

Доводы судебного пристава-исполнителя К., что должник Б.Г. ежемесячно перечисляет Н.И. алименты на содержание детей, не являются основанием считать, что бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя не допущено. Судебным приставом-исполнителем не проверено имущественное положение должника, не установлен уровень его дохода, следовательно, невозможно сделать вывод о том, соответствует ли фактически перечисляемая им сумма 1/3 части его доходов. Наоборот, постоянный рост задолженности по алиментным платежам, подтверждает, что алименты в полном объёме должником не выплачивают, и им не принимается мер к погашению задолженности.

То обстоятельство, что судебным приставом-исполнителем К. исполнительное производство принято лишь Дата, также не влияет на вывод суда о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя. Из материалов исполнительного производства следует, что в период после Дата и до Дата никаких исполнительных действий не совершалось. Кроме того, судебный пристав-исполнитель К. не проверила исполнительное производство на предмет наличия (отсутствия) в нём ответов на запросы, не направила повторные запросы, не вызывала должника, не совершала иные действия, которые свидетельствовали бы о принятии мер к принудительному исполнению судебного постановления.

Таким образом, оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором Новоспасского района Ульяновской области требований о признании бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству о взыскании с Б.Г. алиментов на содержание несовершеннолетних детей незаконным.

Поскольку прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился с настоящим иском в суд в защиту интересов несовершеннолетних детей, к тому же, основанием к подаче заявления послужило обращение в прокуратуру Н.И. о защите прав, свобод и интересов в сфере защиты семьи, материнства и детства, то данные требования прокурором обоснованно предъявлены в порядке ст. 45 ГПК РФ.

    

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленные в защиту интересов несовершеннолетних Б.Т., Б.В., удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес по исполнительному производству о взыскании с Б.Г. алиментов на содержание его несовершеннолетних детей Б.Т., Б.В..

      Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 29 апреля 2011 года.

Судья:                                                                                                    Л.Г. Коненкова