Дело № 2-211/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2011 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., при секретаре Романенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Лес Н» о признании бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным, понуждении к устранению нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к ООО «Лес Н», в обоснование своих требований указав, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что ООО «Лес Н» на основании договора № 387 от 30 апреля 2010 года является арендатором лесного участка в Новоспасском, Канадейском и Сунгурском лесничествах. В соответствии с требованиями ст.ст. 52, 53, 53.1 Лесного кодекса РФ арендатор должен принимать меры по охране лесов от пожаров, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются на основании проекта освоения лесов. Согласно проекта освоения лесов на 2011 года ответчик обязан выполнить следующие противопожарные мероприятия: произвести установку аншлагов, обустроить места отдыха и курения, выполнить устройство минерализованных полос, создать противопожарные водоёмы, произвести строительство дорог противопожарного назначения, организовать пункты сосредоточения противопожарного инвентаря, приобрести сучкоподборщик, возвести наблюдательные вышки. Однако проверкой установлено, что указанные выше меры противопожарного обустройства лесного участка, переданного в аренду ООО «Лес Н», закреплённые проектом освоения лесов, не принимаются. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований ст.ст. 52, 53, 53.1 Лесного кодекса РФ, п.3 Правил пожарной безопасности в лесах; обязать произвести установку аншлагов в Сунгурском, Новоспасском, Канадейским лесничествах в количестве 26 штук, произвести обустройство 12 мест отдыха и курения, выполнить устройство минерализованных полос вокруг хвойных молодняков, гарей, вдоль дорог на расстоянии 110 километров; создать 4 противопожарных водоёма, произвести строительство дорог противопожарного назначения на расстоянии 10,5 километров, организовать 3 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, для обеспечения пожарной безопасности на вырубках, где необходим сбор порубочных остатков, приобрести сучкоподборщик, в целях обнаружения лесных пожаров построить наблюдательные вышки, организовать противопожарную пропаганду, регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов, организовать наземное патрулирование лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды, подготовить руководителей тушения лесных пожаров. В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеев А.П. исковые требования поддержал в полном объёме, в обоснование ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель ответчика ООО «Лес Н» Лёшина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала и пояснила, что общество, являясь арендатором участка лесного фонда, принимает меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах и предупреждению возникновения пожаров, а потому требования прокурора о незаконности бездействия являются безосновательными. В частности, в течение 2011 года проведено контролируемое выжигание сухих горючих материалов на площади 31,9 га, обеспечен ремонт дорог противопожарного назначения на протяжённости 5 километров, обустроены 8 мест отдыха, изготовлены и установлены 10 шлагбаумов, созданы и отремонтированы 2 противопожарных водоёма, что подтверждается актами выполненных работ, утверждённых Отделом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Противопожарная пропаганда и регулирование посещаемости лесов обеспечивается посредством оборудования информационных щитов, а также публикации соответствующей информации в СМИ. Наземное патрулирование организовано и осуществляется ежедневно, со всеми сотрудниками проведён инструктаж о тушении лесных пожаров. Кроме того, проект освоения лесов ООО «Лес Н» разработан на весь 2011 год, предусмотренные им мероприятия исполняются, и поскольку проект освоения лесов конкретных сроков исполнения тех или иных обязательств не содержит, на настоящий момент времени говорить о бездействии ответчика и понуждении к исполнению всех мероприятий, предусмотренных проектом, оснований не имеется. В течение 2011 года все взятые ООО обязательства будут исполнены в полном объёме. Представитель третьего лица Отдела Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в Новоспасском лесничестве Мерзлякова Н.П., действующая на основании доверенности, суду показала, что проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах осуществляется как на основании проекта освоения лесов, так и на основании плана противопожарных мероприятий, разрабатываемого на уровне субъекта РФ и являющегося обязательным для лесопользователей. Именно в плане предусмотрены конкретные сроки выполнения работ. В частности, для ООО «Лес Н» в соответствии с планом работ в период апрель-май 2011 года предусмотрено: установка 26 аншлагов, обустройство 8 мест отдыха, создание и ремонт двух противопожарных водоёмов, обустройство минерализованных полос 110 км., содержание дорог противопожарного назначения 5 км. Все данные мероприятия ООО «Лес Н» выполнило. Проектом освоения лесов ООО предусмотрено создание трёх пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, в плане противопожарных мероприятий конкретные сроки создания пунктов не указаны, в то же время ООО закупило весь необходимый инвентарь, располагает необходимым оборудованием, что подтверждено имеющимися актами, накладными. Один пункт сосредоточения средств пожаротушения создан, полагает, что это является достаточным. Приобретение сучкоподборщика предусмотрено проектом освоения лесов, в плане противопожарных мероприятий подобное не предусмотрено, считает, что на настоящий момент необходимости в использовании сучкоподборщика не имеется, так как он необходим при работах в молодом лесу, а в настоящей момент лес является горелым. Конкретные сроки строительства наблюдательных вышек также планом не предусмотрены, фактически наблюдение в целях предупреждения пожаров осуществляется с высотных объектов, создан пожарный наблюдательный пункт. Также подтвердила, что ООО «Лес Н» осуществляется патрулирование лесного участка. Указала, что противопожарная пропаганда включает в себя распространение листовок, установку аншлагов, шлагбаумов, информационных щитов, публикацию сообщений в СМИ. ООО «Лес Н» действительно осуществило мероприятия по установке аншлагов, шлагбаумов, информационных щитов, оказывало спонсорскую помощь в проведении лесного форума, опубликовало заметку в газете. Что касается регулирования посещаемости лесов, то в настоящее время в связи с погодными условиями установлен третий класс пожарной опасности, при котором запрета на въезд в леса нет, есть только ограничение. Чтобы ограничить въезд в леса устанавливаются шлагбаумы, аншлаги, щиты, ООО опубликовало заметку в газету. Полагает также, что руководитель ООО или другой сотрудник должны были пройти подготовку как руководитель тушения лесных пожаров на двухнедельных курсах, проведение же с работниками ООО, в том числе и с его руководителем, инструктажа по технике безопасности и тушению лесных пожаров, считает недостаточным, так как на лекциях отведено малое количество часов на освещение вопроса о тушении лесных пожаров. Представители третьих лиц - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России в Ульяновской области Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области в судебном заседании участия не принимали, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав пояснения помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., представителя ответчика и третьего лица суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2010 года между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и ООО «Лес Н» заключен договор аренды лесного участка, в соответствии с условиями которого ООО (арендатор) получило во временное пользование (49 лет) лесной участок, общей площадью 23014 га., для использования в целях заготовки древесины. В соответствии с п.11 договора арендатор обязался разработать проект освоения лесов, обеспечивать тушение пожара, осуществлять противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объёмах, определённых проектом освоения лесов. Согласно ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В силу ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. На основании ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года (в редакции от 05 мая 2011 года) предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п. 5 Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Таким образом, ООО «Лес Н» обязано принять меры противопожарного обустройства в отношении переданного в аренду лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов. Ответчиком разработан проект освоения лесов на 2011 год, срок его действия установлен в 1 год. Проведение противопожарных мероприятий в лесах предусмотрено также планом противопожарных мероприятий, которым предусмотрены конкретные сроки проведения таких мероприятий. Обращаясь с настоящим исковым заявлением в суд, прокурор указывает, что ООО «Лес Н» не принимаются меры противопожарного обустройства лесного участка, данное бездействие незаконно, в связи с чем просит возложить на ответчика обязанность по совершению ряда действий, предусмотренных проектом освоения лесов на 2011 год, целью которых является обеспечение пожарной безопасности. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Соответственно, именно на прокуроре лежит обязанность по предоставлению суду доказательств, обосновывающих правомерность заявленных требований. Вместе с тем, прокурором в судебном заседании не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований. В материалах дела не имеется актов проверок контролирующих органов, предписаний, представлений, которые бы свидетельствовали о неисполнении ООО «Лес Н» возложенных обязанностей, соответственно, у суда оснований для вывода о бездействии ответчика по непринятию им мер пожарной безопасности лесов не имеется. Напротив, исследованными доказательствами подтверждается, что с начала пожароопасного сезона, то есть ещё до обращения прокурора в суд с настоящим иском, ООО «Лес Н» принимало меры, целью которых является обеспечение пожарной безопасности в лесах. Разрешая требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по проведению мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов, суд учитывает, что данный проект разработан на 2011 год, конкретных сроков выполнения этих мероприятий проект не предусматривает, следовательно, данные мероприятия должны быть исполнены ответчиком в течение всего 2011 года. По сути, требования прокурора сводятся к понуждению ответчика к досрочному выполнению мероприятий, запланированных на 2011 год, что противоречит требованиям закона. Потому у суда на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по проведению всех работ и осуществлению мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов на весь 2011 год. Более того, все мероприятия, проведение которых возложено на ответчика планом противопожарных мероприятий, предусматривающим контрольные сроки исполнения, фактически выполнены. Так, в соответствии с планом противопожарных мероприятий в период апрель-май 2011 года ООО «Лес Н» должно было изготовить 26 аншлагов, обустроить 8 мест отдыха, создать (отремонтировать) 2 противопожарных водоёма, устроить минерализованные полосы на протяжении 110 км., обеспечить содержание дорог 5 км., и данные работы проведены, что подтверждается пояснениями представителя третьего лица, а также актами сдачи-приёмки выполненных работ. При этом у суда отсутствуют основания не доверять сведениям, содержащимся в данных актах, поскольку акты утверждены представителем Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области. Также ответчиком организован пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, необходимый инвентарь и оборудование закуплено, что подтверждается пояснениями представителя Отдела Минприроды Ульяновской области, а также актом проверки от 10 марта 2011 года, проведенной с участием представителя прокуратуры района. При этом согласно текстовой части проекта освоения лесов (стр. 102 проекта) на арендуемом участке проектируется организация одного пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. Приобретение сучкоподборщика ООО «Лес Н» в соответствии с проектом освоения лесов запланировано на 2011 год, планом противопожарных мероприятий приобретение сучкоподборщика для ООО «Лес Н» не предусмотрено. Также судом учитываются пояснения представителя третьего лица о том, что на настоящий момент необходимости в использовании сучкоподборщика не имеется, так как молодой лес не обрабатывается, а убирается горелый лес. Строительство наблюдательных вышек предусмотрено проектом освоения лесов ООО «Лес Н» на 2011 год, фактически же наблюдение в целях обнаружения лесных пожаров ООО организовано. Это подтверждено приказами ООО № 12 от 12 апреля 2011 года и № 9 от 01 апреля 2011 года об установлении графика дежурств, № 7 от 01 марта 2011 года об организации дистанционного мониторинга, а также пояснениями представителя Отдела Минприроды Ульяновской области. Доказательств обратного прокурором в судебном заседании не представлено. Также суд считает установленным, что ООО «Лес Н» осуществляется противопожарная пропаганда и обеспечивается регулирование посещаемости лесов. В целях пропаганды и регулирования посещаемости лесов ООО установлены аншлаги, информационные щиты, шлагбаумы, опубликована заметка в официальной районной газете. Наземное патрулирование лесов ответчиком также осуществляется, что подтвердила в судебном заседании представитель Отдела Минприроды Ульяновской области. На это же указывает и приказ ООО №10 от 01 апреля 2011 года, в соответствии с которым определено должностное лицо, ответственное за организацию наземного патрулирования, закреплена автомашина именно в целях патрулирования лесов. Разрешая требования прокурора о понуждении ответчика к подготовке руководителей тушения лесных пожаров суд учитывает следующее. В силу ч.2 ст. 53.2 Лесного кодекса РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения пожара на соответствующем лесном участке незамедлительно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Согласно п. 14 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 417 от 30 июня 2007 года (в редакции от 05 мая 2011 года) перед началом противопожарного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований настоящий Правил, а также о способах тушения лесных пожаров. Из представленных суду материалов следует, что ООО «Лес Н» данная обязанность исполнена, сотрудники ООО в апреле 2011 года прошли инструктаж, то есть, получили необходимые знания, в том числе и по вопросам охраны и защиты леса, тушения лесных пожаров. В то же время, действующее законодательство не предусматривает каких-либо чётких критериев возможности допуска к тушению пожара, в том числе не устанавливает требований о прохождении специального обучения в тех или иных специализированных учебных заведениях, сроках этого обучения. Учитывается судом и то обстоятельство, что подготовка руководителей тушения лесных пожаров предусмотрена проектом освоения лесов ООО «Лес Н» на 2011 год, без указания конкретных сроков начала и окончания подготовки. В судебном заседании ответчиком представлены доказательства того, что приняты меры к организации обучения, образовательные учреждения и Минприроды Ульяновской области проинформированы о намерении прохождения такого обучения, и согласно пояснениям представителя ответчика, по мере комплектования группы обучение будет проведено. Суд также принимает во внимание, что в соответствии со ст. 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка. Вместе с тем, Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области вопрос о расторжении договора аренды от 30 апреля 2010 года не инициировался. Данное обстоятельство, по мнению суда, также является подтверждением того, что меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах ООО «Лес Н» выполняются. С учётом изложенного, суд считает, что заявленные прокурором Новоспасского района требования являются необоснованными, а потому в удовлетворении данных требований надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области к обществу с ограниченной ответственностью «Лес Н» о признании незаконным бездействия и понуждению к осуществлению противопожарных мероприятий отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновской областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме - 22 июня 2011 года. Судья Л.Г. Коненкова Кассационным определением от 02.08.2011 года кассационное производство по делу по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области к ООО «Лес Н» о признании незаконным бездействия и понуждению к осуществлению противопожарных мероприятий прекращено.