Решение суда от 03.08.2011г. о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства.



дело № 2-304/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2011 года                                                                                                    р.п.Новоспасское

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г.,

с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П.,

при секретаре Щеуловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленного в защиту интересов неопределённого круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад №5 о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад № 5 (далее Новоспасский детский сад № 5, образовательное учреждение) о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений, указывая, что в ходе прокурорской проверки были установлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в деятельности данного образовательного учреждения. В частности, вопреки требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», площадь теневых навесов менее требуемого размера; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии песка гигиеническим нормативам; используемые детьми столы не предусматривают наклона крышки; к умывальным раковинам не подведена горячая вода. Просил признать незаконным бездействие МДОУ Новоспасский детский сад № 5, выразившееся в неустранении нарушений, и обязать образовательное учреждение устранить нарушения.

Определением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 03 августа 2011 года производство по делу в части требований о получении санитарно-эпидемиологического заключения соответствия песка гигиеническим нормативам прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований в данной части, поскольку на момент рассмотрения дела в суде данное нарушение устранено.

В судебном заседании помощником прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеевым А.П. исковые требования были уточнены, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные прокурорской проверкой нарушения в срок до 01 февраля 2012 года. В остальной части исковые требования помощником прокурора были поддержаны.

Представитель ответчика Новоспасского детского сада № 5 Данилина Е.В. исковые требования прокурора не признала. Пояснила суду, что образовательное учреждение не имеет свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на данные цели, финансирование за счёт средств местного бюджета фактически не осуществляется, несмотря на направляемые ходатайства о выделении денег. Подтвердила, что теневые навесы по площади не соответствуют новым санитарным требованиям, а используемые детьми столы действительно не предусматривают возможность наклона крышки, так как эти же столы одновременно используются и для приёма пищи. Также не оспаривала, что подвод горячей воды к умывальным раковинам не обеспечен, однако водонагреватели уже закуплены, необходимо выделение денежных средств на их установку.

Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе Гафурова Г.С. исковые требования прокурора поддержала, считала их обоснованными, поскольку соответствующие нормативы предусмотрены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22 июля 2010 года.

Заслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.18 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам.

22 июля 2010 года Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (далее СанПиН 2.4.1.2660-10), которые подлежат применению с 01 октября 2010 года. Согласно п.1.3 СанПиН распространяются, в том числе, и на действующие объекты дошкольных организаций независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

В силу п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадковна территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м. на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв. м.

На основании п.6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10 в групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Согласно п.п. 6.18.2, 6.18.3 в туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей.

То обстоятельство, что приведённые выше нормы применительно к деятельности образовательного учреждения не соблюдаются, подтверждается пояснениями представителя прокуратуры, представителя третьего лица, и не оспаривается представителем ответчика. А потому требования прокурора о признании незаконным бездействия по устранению нарушений и понуждении к их устранению являются обоснованными. Несмотря на то, что СанПиН 2.4.1.2660-10 действуют более 10 месяцев, должных мер к исполнению предписаний правовых норм не осуществлено.

Оценивая доводы представителя ответчика об отсутствии необходимого финансирования с местного бюджета, суд приходит к следующему.

МДОУ Новоспасский детский сад № 5 является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счёт в банке (п. 1.10 Устава). Согласно п. 7.9 Устава МДОУ источниками формирования финансовых ресурсов учреждения являются: бюджетные ассигнования, гранты, внесённая в установленном порядке плата родителей за содержание детей. Учреждение вправе вести предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, согласно действующем законодательству (п. 7.12 Устава).

Учитывая, что образовательное учреждение является юридическим лицом, самостоятельно выступает в гражданском обороте, требования прокурора о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на ответчика соответствуют требованиям закона. При этом отсутствие финансирования с местного бюджета не является основанием, исключающим обязанность образовательного учреждения по соблюдению предусмотренных законодательством норм о санитарно-эпидемиологическом благополучии.

На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленные в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад № 5, выразившееся в неустранении нарушений требований законодательства.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад № 5 до 01 февраля 2012 года устранить нарушения законности, а именно: установить теневые навесы в соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10; оснастить помещения старшей и подготовительной группы столами в соответствии с п. 6.5 СанПиН 2.4.1.2660-10; обеспечить подводку к умывальным раковинам горячей воды.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида 2 категории Новоспасский детский сад № 5 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения - 04 августа 2011 года.

Судья                                                                                                                 Л.Г. Коненкова