Решение суда от 07.07.2011г. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.



Дело № 2-247/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2011 года                                      р.п. Новоспасское

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г.,

при секретаре Романенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королёвой Е.В. к Администрации МО Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области о признании отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Королёва Е.В., действуя через представителя Максимову М.А., обратилась в суд с настоящим иском к Администрации МО Коптевское сельское поселение, указывая в обоснование своих требований, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, проживает в доме 1910 года постройки, на улице, где она проживает, отсутствует водоснабжение, газоснабжение, канализация, а потому воду приходиться брать из колодца, газ привозят в баллонах, удобства находятся на улице, отопление в доме печное. Считая населённый пункт неперспективным, указывает, что соседние дома заброшены, таксофона рядом нет, и в случае беды у неё не будет возможности позвать на помощь. Ответчик отказал ей в постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении благоустроенного жилья, о чём составлен протокол заседания жилищной комиссии *** от ***. Полагает, что помещение, в котором она проживает, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, дом не оборудован необходимыми инженерными системами, вода в колодце не соответствует санитарным нормам, а брать воду из колонки нет физической возможности. Также указывает, что она не имеет собственности на объекты недвижимого имущества, а потому вывод комиссии о пригодности жилья для проживания является незаконным, так как на домовладение у неё нет никаких правоустанавливающих документов. Просит признать отказ Администрации МО Коптевское сельское поселение в принятии на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье незаконным, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поставить на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье.

Истец Королёва Е.В. в судебном заседании не участвовала, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Максимова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объёме, дополнив, что считает дом, в котором проживает Королёва Е.В., непригодным для проживания, поскольку в доме протекает крыша и требуется её замена, подвести в дом газ, воду, сделать канализацию (слив) требуется значительных денежных средств и физических усилий. Доказательств принадлежности жилого дома истцу не имеется, право собственности на дом за истцом не зарегистрировано. На настоящий момент в доме отсутствуют инженерные коммуникации, согласно акту обследования жилые комнаты сырые и тёмные. Перечисленные обстоятельства, по мнению представителя истца, являются основанием считать, что Королёва Е.В. нуждается в благоустроенном жилье, должна быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика - Администрации МО Коптевское сельское поселение Ионова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что дом, в котором проживает Королёва Е.В., по данным похозяйственного учёта построен в 1959 году, износ дома составляет 42%, данный дом ухожен, необходимо проведение лишь ремонтных работ в нём. Жилищные условия истца обследовались комиссионно, дом признан пригодным для проживания. Отсутствие водопровода, канализации, газоснабжения не даёт оснований считать данный жилой дом непригодным для проживания, при этом провести в жилой дом газ, воду имеется техническая возможность, централизованной же канализации в селе нет. Обеспечение газом для приготовления пищи происходит посредством доставки газовых баллонов. Весной 2011 года Королёвой Е.В. предлагалось оказать финансовую помощь в ремонте крыши, было проведено обследование, составлена смета, но потом Королёва Е.В., посоветовавшись с сыном, сказала, что ремонт делать незачем, что она будет получать сертификат на жильё. Дом принадлежит Королёвой Е.В., был построен ею с супругом, её прав в отношении него никто не оспаривает, то обстоятельство, что Королёва Е.В. не оформила право собственности на себя, не свидетельствует об отсутствии у неё прав на жильё. Если по состоянию здоровья истцу необходима посторонняя помощь, то она может обратиться в органы социальной защиты, за ней будет закреплён социальный работник, который будет приносить воду, готовить пищу, помогать по хозяйству. Не согласна с доводами истца о неперспертивности населённого пункта, так как село является центром поселения, в селе есть ФАП, три магазина, один из которых в 200 метрах от дома истца, ежедневно ходит автобус, кроме того, через село проходит железная дорога и ходит электричка, на которой можно доехать как до районного центра, так и до близлежащих городов. Дополнила также, что дома, находящиеся по соседству с домом истца, являются жилыми, у соседей есть телефон, в случае необходимости истец может воспользоваться телефоном соседей.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ульяновской области также в судебном заседании участия не принимал, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Королёвой Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Таким образом, указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06 мая 2006 года N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2).

Решением Совета депутатов муниципального образования Коптевское сельское поселение от 14 мая 2007 года № 19/103 «Об установлении учетной нормы и нормы представления площади жилого помещения» на территории муниципального образования установлена учетная норма жилой площади в размере 12 кв. метра.

Королёва Е.В. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Королёва Е.А. С 01 октября 2001 года она зарегистрирована по адресу: ***.

Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом № 2 от 31 мая 2011 года, Королёвой Е.В. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как жильё пригодно для проживания.

Согласно материалам дела, Королева Е.В. одна проживает в жилом доме, площадью 37 квадратных метра, что превышает учётную норму жилой площади.

Доводы истца и её представителя, что она права собственности в отношении данного объекта недвижимого имущества не имеет, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Принадлежность жилого дома истцу подтверждается данными похозяйственной книги, справкой Администрации поселения, что Королёвой Е.В. принадлежит (числится) жилой дом по адресу: ***.

Оценивая доводы истца и её представителя о несоответствии занимаемого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суд приходит к следующему.

Правительством РФ 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п.7 которого признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. А в силу п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Согласно акта обследования жилищных условий от 15 мая 2011 года комиссия, обследовав жилой дом, находящийся по адресу: ***, пришла к выводу о пригодности жилого дома для проживания. Из акта следует, что электроосвещение в доме имеется, используется баллонный газ, водопровод и канализация отсутствуют. При этом комиссией рекомендовано провести следующие работы: заменить покрытие кровли, обшивку фронта и частично обрешётку; утеплить герметиком оконные рамы; укрепить и пристругать входную дверь; отремонтировать дымоходы, положить предтопочные листы.

В соответствии со справкой Новоспасского филиала ОГУП БТИ процент износа дома составляет 42%.

Допрошенная в качестве свидетеля Королёва Н.Н. суду показала, что является супругой сына истца, в жилом доме Королёвой Е.В. течёт крыша, ей обещали сделать ремонт, но потом в Администрации поселения сказали, что нужно будет вкладывать для этой цели и свои личные средства. Чтобы провести в дом газ, воду требуются значительные материальные затраты.

Однако, оценив все представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание приведённые выше правовые нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд считает, что факт непригодности для проживания жилого помещения, принадлежащего Королёвой Е.В., не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.

Жилой дом был осмотрен комиссией, признан пригодным для проживания. Отсутствие в доме водопровода, канализации, газоснабжения применительно к условиям населённого пункта - с. Коптевка Новоспасского района Ульяновской области, не является основанием для признания его непригодным для проживания. Как установлено в суде, система централизованной канализации в селе отсутствует. Водоснабжение населения водой обеспечивается посредством системы водопроводных колонок, колонка находится в 50 метрах от дома истца, имеется и техническая возможность подведения воды в дом Королёвой Е.В., также на территории домовладения находится колодец с водой, доказательств того, что вода в колодце не соответствует санитарным нормам, истцом не представлено. Также в судебном заседании установлено, что для приготовления пищи используется поставляемый газ в баллонах, при этом Королёва Е.В. пользуется льготами по оплате за поставляемый газ. Электроосвещение в доме имеется.

Из представленных актов обследования жилого помещения, показаний свидетеля следует, что действительно необходимо проведение ремонтных работ в доме, однако данное обстоятельство не является основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. Кроме того, для осуществления этих ремонтных работ возможно выделение финансовой помощи за счёт бюджетных денежных средств.

Судом учитывается, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, соответственно, обязанность по благоустройству дома, по поддержанию его надлежащего санитарного и технического состояния является обязанностью собственника.

Таким образом, судом установлено, что Королёва Е.В. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла, её обеспеченность жильём превышает учётную норму, принадлежащий ей жилой дом непригодным для проживания в установленном порядке не признан, в связи с чем оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, и отказ ответчика в постановке Королёвой Е.В. на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является законным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Королёвой Е.В. к Администрации муниципального образования Коптевское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области о признании отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме - 08 июля 2011 года.

Судья           Л.Г. Коненкова