Решение суда от 09.09.2011 года о признании прваа на обеспечение жил. площадью, вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей



                                                                                                      Дело № 2-285/2011 год

                                                                РЕШЕНИЕ

                                               Именем Российской Федерации

9 сентября 2011 года          р.п. Новоспасское

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

Председательствующего судьи          Максимова С.Ю.

При секретаре                                       Шаронове А.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юмангулова Р.Ш. к Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей

УСТАНОВИЛ:

Юмангулов Р.Ш. обратился в суд с иском к Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о признании права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В подтверждение своих уточненных исковых требований истец указывал, что он родился Дата, Дата скончалась его мать И., Дата скончался его отец Ю., в связи с чем, он в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения. Распоряжением Главы Новоспасского района Ульяновской области от Дата, за ним была закреплено ранее занимаемое его родителями совместно с ним жилое помещение по адресу: <адрес>, а также на основании вышеуказанного распоряжения он воспитывался под опекой его родной сестры А. и проживал вместе с ней с Дата года в <адрес>. С Дата по Дата он обучался в *** <адрес>, по окончании которого, стал работать по устной договоренности у частных лиц и проживать в р.п. <адрес> у своих друзей. С Дата он стал официально работать, Дата зарегистрировал брак с К.А., от которого имеет дочь Ю.Э. Дата года рождения. После заключения брака он с семьей стал проживать на частной квартире в <адрес>, с Дата года и по настоящее время он проживает с семьей в <адрес> <адрес>, принадлежащего отцу его супруги Ю.А. (до брачная фамилия К.А.) - К.В., вселен в данное жилое помещение К.В. в качестве члена их семьи. Кроме него, его супруги Ю.А., их дочери Ю.Э., в данном жилом помещении проживают родители его супруги - К.В., К. Поскольку <адрес> <адрес>, в котором он значится зарегистрированным и по настоящее время, с Дата года стал непригодным для проживания (обвалилась крыша, выломаны рамы, отсутствует система отопления, электроснабжение, газоснабжение),он в июле месяце 2009 года обращался в Управление социальной защиты населения Ульяновской области в Новоспасском районе об оказании ему материальной помощи для газификации вышеуказанного домовладения. В последующем за счет собственных средств, а также выделенных ему денежных средств Управлением социальной защиты населения Ульяновской области в Новоспасском районе в сумме 5 тысяч руб. 00 коп., им в вышеуказанном домовладении был установлен газовый котел, сделана система отопления. Вместе с тем, на настоящий период времени вышеуказанное домовладение также не пригодно для проживания (отсутствует газоснабжение, электричество, отопление, крыша, стены пришли в негодность и т.д.), в связи с чем, он нуждается в обеспечении жилым посещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. О том, что он имел право на получение жилищного сертификата на приобретение жилья как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, он узнал только в 2011 году. До этого времени он в органы местного самоуправления по вопросу выделения ему жилья, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не обращалась, хотя препятствий к этому не было. 29 июня 2011 года он обратилась в Отдел образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области с просьбой о выдачи ему жилищного сертификата, как лицу из числа детей, оставшегося без попечения родителей, однако ему было необоснованно отказано со ссылкой, что Распоряжением Главы Новоспасского района Ульяновской области от Дата за ним (Юмангуловым Р.Ш.) было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Полагает, что поскольку на настоящий период времени жилое помещение по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, он имеет право на обеспечение жилой площадью вне очереди и получение жилищного сертификата для приобретения жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что и явилось основанием для предъявления им настоящего иска в суд.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, подтвердив вышеизложенные обстоятельства дела.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Юрченко С.Е. в судебном заседании исковые требования истца не признала, указывая, что гарантируемая государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста, однако на момент обращения с иском в суд Юмангулов Р.Ш. достиг возраста более 23 лет, при этом, ранее по данному вопросу в органы местного самоуправления он не обращался, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением не состоял, впервые о включении его в списки на получение жилой площади и выдачи жилищного сертификата, в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обратился только Дата. Кроме того, за истцом Распоряжением Главы Новоспасского района Ульяновской области -р от Дата было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором он значится зарегистрированным и по настоящее время, и как наниматель должен был поддерживать данное жилое помещение в надлежащем для проживания состоянии, признание вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания не может являться основанием для признания за истцом права на обеспечение его жилой площадью вне очереди и выдачи жилищного сертификата для приобретения жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель ответчика Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Нагаткин М.Ю. в судебном заседании исковые требования истца не признал, указывая в обоснование те же доводы, что и представитель ответчика Отдела образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области Юрченко С.Е.

Представители третьего лица Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области в судебном заседании участия не принимали, согласно направленного в адрес суда отзыва, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав стороны, допросив свидетелей, суд находит, что исковые требования Юмангулова Р.Ш. являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что Юмангулов Р.Ш. родился Дата в <адрес>, его мать И. скончалась Дата, отец Ю. скончался Дата

После смерти родителей, Распоряжением главы Новоспасского района Ульяновской области от Дата, за несовершеннолетним на тот период времени Юмангуловым Р.Ш., было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, этим же распоряжением он был передан под опеку сестры А.

В период с Дата по Дата Юмангулов Р.Ш. проходил обучение в ***

Дата Юмангулов Р.Ш. вступил в зарегистрированный брак с К.А., от которого имеет дочь Ю.Э. Дата года рождения.

Из договора купли-продажи от Дата следует, что собственником <адрес> является К.В., полезная площадью кв. м, жилая площадь кв. м, в данном жилом помещении согласно справки Администрации МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области проживают: К.В., его супруга К., дочь Ю.А., зять Юмангулов Р.Ш., внучка Ю.Э.

Согласно паспорта на Юмангулова Р.Ш., справки ТП УФМС по Ульяновской области в Новоспасском районе, Юмангулов Р.Ш. значится зарегистрированной с Дата и по настоящее время, по адресу: <адрес>.

Согласно технического паспорта, домовладение по адресу: <адрес>, состоит из трех жилых комнат, общей площадью кв. м, жилой площадью кв. м.

По сведениям представленным Управлением социальной защиты населения Ульяновской области по Новоспасскому району, Юмангулову Р.Ш. согласно поданного им заявления от Дата, была оказана материальная помощь в размере 5500 руб. 00 коп. по газификации домовладения по <адрес> <адрес>.

Согласно сведений, предоставленных Администрацией МО «Садовское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, жилое помещение по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью Администрации МО «Садовское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.

Как было установлено в судебном заседании, Юмангулов Р.Ш. Дата обращался в Отдел образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области о постановке его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и выдачи ему жилищного сертификата, как лицу из категории детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на внеочередное получения жилья, однако ему было отказано, поскольку Распоряжением главы Новоспасского района Ульяновской области от Дата, за Юмангуловым Р.Ш. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

По сообщению Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Администрации МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области Юмангулов Р.Ш. в очереди на получение жилья в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит.

В настоящее время согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, УОГУП Бюро технической инвентаризации Юмангулов Р.Ш. в собственности жилых помещений не имеет.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Абзацем четвертым статьи 1 данного Федерального закона определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

На уровне субъекта РФ принят Закон Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 60-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» при этом согласно ст. 2 Закона области право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области № 332 от 20.09.2007 года «О нормативе общей площади и средней стоимости одного квадратного метра жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» норматив общей площади жилого помещения для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на территории Ульяновской области определен в размере 18 квадратных метров.

В целях реализации Закона Ульяновской области Правительством Ульяновской области утвержден 15 января 2008 года Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области.

Настоящий Порядок устанавливает, что право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в любое время после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ульяновской области по месту жительства определенный перечень документов.

Таким образом, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, сохраняется до 23 лет.

На момент обращения Юмангулова Р.Ш. в Отдел образования Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области (Дата) по вопросу выдачи жилищного сертификата ему исполнилось более 23 лет, а потому он не может быть отнесен к категории лиц, пользующихся правом на получение субсидии на приобретение жилья. Восемнадцатилетнего возраста Юмангулов Р.Ш. достиг Дата, и после Дата года уже не может быть признана ребёнком, оставшимся без попечения родителей, при этом Юмангулов Р.Ш. не оспаривал в суде, что на учет в Администрацию МО «Новоспасский район» Ульяновской области для получения жилья он не вставал.

Кроме того, как было установлено в судебном заседании Распоряжением главы Новоспасского района Ульяновской области от Дата за Юмангуловым Р.Ш. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, с Дата и по настоящее время он значится зарегистрированным в данном жилом помещении, в вышеуказанном жилом помещении с 2002 года и по настоящий период времени никто не проживал и не проживает, никому оно не распределено, и никто не претендует на данное жилое помещение. Таким образом, Юмангулов Р.Ш. до настоящего времени имеет право пользования указанным жилым помещением. Кроме того, как было установлено при рассмотрении дела, по достижению Юмангуловым Р.Ш. 18-летнего возраста в вышеуказанное жилое помещение он не вселялся, не следил за его техническим состоянием, хотя, как наниматель жилого помещения обязан была это сделать. В 2009 году Управлением социальной защиты населения <адрес>, Юмангулову Р.Ш. согласно поданного им заявления от 23 июля 2009 года, была оказана материальная помощь в размере 5500 руб. 00 коп. по газификации домовладения по <адрес> <адрес>, с учетом оказанной ему материальной помощи и с привлечением собственных средств Юмангуловым Р.Ш. был установлен газовый котел, сделана система отопления в данном доме.

Вышеуказанные обстоятельства в суде не оспаривали и стороны, что подтвердила и допрошенная в качестве свидетеля специалист Администрации МО «Садовское сельское поселение» О.

Соответственно, Юмангулов Р.Ш., как ранее, так и в настоящий период времени удерживает данное жилое помещение за собой, намерен проживать и пользоваться им, а также имеет право, как наниматель, обратиться в Администрацию МО «Садовское сельское поселение» для проведения капитального ремонта <адрес> <адрес>.

Кроме того, согласно материалам дела, Юмангулов Р.Ш. с Дата года и по настоящее время проживает в <адрес> <адрес>, при этом, Юмангулов Р.Ш. не отрицает, что вселился в данное жилое помещение с согласия собственника жилого помещения К.В., при этом, К.В., К., Ю.А., Юмангулов Р.Ш., Ю.Э. являются членами одной семьи, что в суде подтвердила и допрошенный в качестве свидетеля К. Согласно ч.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.

Таким образом, истец до настоящего времени имеет право пользования указанным жилым помещением.

Одним из основополагающих принципов гарантии обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение жильем лиц из данной категории граждан, которые не имеют никакого жилья. В случае, если у лица, имеющего статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеется какое-либо жилье, то в дальнейшем улучшение жилищных условий данного лица производится в общем порядке улучшения жилищных условий с учетом признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Преамбула Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Утверждения Юмангулова Р.Ш. о том, что закрепленное за ним жилое помещение в виде <адрес> <адрес> не пригодно для проживания, не подтверждены материалами дела.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Из акта обследования жилищно-бытовых условий от Дата составленного при участии специалистов управления ТЭР, ЖКХ, строительства и дорожной деятельности Администрации МО «Новоспасский район», Отдела образования Администрации МО «Новоспасский район», по ГО И ЧС Администрации «Садовское сельское поселение» видно, что у домовладения по <адрес> <адрес>: крыша в удовлетворительном состоянии, необходима замена 2-х шиферных листов; полы деревянные требуют косметического ремонта; потолок деревянный штукатуренный требует косметического ремонта; необходимо заделать отверстие от разобранной голландки; необходима оклейка стен, замена электропроводки, подводка электрической линии к дому, установить дымоход к котлу, подвести газ. По всему периметру дома проведена система отопления, котел расположен в области кухни. В настоящее время дом не пригоден для проживания. Дом может быть пригоден для проживания только при проведении ряда мероприятий по улучшению жилищно-бытовых условий.

Вместе с тем, данный акт не может быть признан законным и обоснованным, поскольку составлен без участия всех членов межведомственной комиссии созданной Постановлением Главы МО «Новоспасский район» от Дата .

Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы от Дата степень износа жилого дома по адресу: <адрес>. составляет 63,08%, в том числе: фундамент - 60%, стены - 60%, перекрытие - 70%. Жилой дом по вышеуказанному адресу, является непригодным для проживания. Состояние конструкций фундамента, стен, покрытия, крыши, заполнений оконных и дверных проемов не допустимое.

Вместе с тем, данное заключение также не может быть признано законным и обоснованным, поскольку в описательной части данного документа экспертом не приведены обоснования определения и подробный расчет процентов износа тех или иных конструктивных элементов вышеуказанного домовладения, со ссылкой на конкретный пункт того или иного СНиПа, инструкции, положения и т.д., эксперт в данном заключении ограничился лишь перечислением процентов износа тех или иных конструктивных элементов вышеуказанного домовладения и используемой им литературы.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд не находит оснований, для возложения на ту или иную сторону по делу расходов за проведение Ульяновской торгово-промышленной палатой вышеуказанной судебной строительно-технической экспертизы, в размере 20700 руб. 00 коп.

На основании вышеизложенных доказательств, оснований для удовлетворения исковых требований истца, не имеется.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.

Иных доказательств, подлежащих исследованию в судебном заседании сторонами представлено не было.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Юмангулову Р.Ш. к Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Отделу образования Администрации Муниципального Образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании права на обеспечение жилой площадью вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности выдать жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - Отказать.

Заявление Ульяновской торгово-промышленной палаты о взыскании расходов за проведение судебной строительно-технической экспертизы, в размере 20700 руб. 00 коп. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский райсуд в течение 10 суток.

                Судья

     Новоспасского райсуда                                                                     С.Ю. Максимов