Решение суда от 16.08.2011 о признании нуждающейся в улучшении жил.условий



Дело № 2-255/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2011 года                                               р.п. Новоспасское

Ульяновской области

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г.,

при секретаре Щеуловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой А.Е. к Администрации МО Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, Администрации МО Новоспасский район Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильём, исключении из очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Осипова А.Е. обратилась в суд с иском к Администрации МО Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, Администрации МО Новоспасский район, в обоснование требований указывая, что является вдовой участника Великой Отечественно войны. Полагая, что имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жильём, обратилась в Администрацию МО Троицкосунгурское сельское поселение с заявлением о выделении ей квартиры. Однако комиссия по результатам обследования жилого дома пришла к заключению, что её дом является пригодным для проживания. С данным заключением комиссии не согласна, потому обратилась за проведением технической экспертизы, и согласно заключению эксперта жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии. В нём печное отопление, отсутствует канализация и удобства, до ближайшей колонки 100 метров, зимой в доме холодно, так как фундамент и стены прогнили. Просит признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать незаконным решение Администрации МО Троицкосунгурское сельское поселение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильём.

Истец Осипова А.Е. в судебном заседании не участвовала, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истца Федоськин С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объёме, дополнив, что считает дом, в котором проживает Осипова А.Е., непригодным для проживания, поскольку в доме отсутствует водоснабжение, канализация, отопление печное, в зимнее время очень холодно. Осипова А.Е. проживает в жилом доме одна, ей затруднительно самостоятельно себя обслуживать, проведение в дом воды, устройство слива и подвод газа требуют значительных материальных вложений, к тому же, по мнению представителя истца, в связи с изношенностью фундамента вероятно данные работы вообще не могут быть проведены. Перечисленные обстоятельства являются основанием считать, что Осипова А.Е. нуждается в благоустроенном жилье, должна быть поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Андреев Ф.М., действующий на основании доверенности, позицию и доводы представителя Федоськина С.А. поддержал, и дополнительно отметил, что Осипова А.Е., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной войны, относится к категории иных лиц, подлежащих обеспечению жильём на основании ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Выражая несогласие с выводами проведённой по делу судебной строительно-технической экспертизы, полагает, что эксперт необоснованно руководствовался СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» и Федеральным законом № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», отмечает, что эксперт, фиксируя повреждения, делает неверный вывод о соответствии дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обращает внимание суда на технический отчёт ОГУП БТИ, в котором сделан вывод о нахождении дома в неудовлетворительном состоянии.

Представитель ответчика - Администрации МО Троицкосунгурское сельское поселение Еремеева Н.Я. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что основания для признания жилого дома, в котором проживает Осипова А.Е., непригодным для проживания отсутствуют. Жилищные условия Осиповой А.Е. проверялись комиссионно, актом комиссии жилой дом признан пригодным для проживания, что подтверждено выводами судебной экспертизы. Отсутствие водопровода, канализации, газоснабжения не даёт оснований считать данный жилой дом непригодным для проживания, при этом провести в жилой дом газ, воду имеется техническая возможность, централизованной канализации в селе нет. В 2010 году всем участникам ВОВ, вдовам участников ВОВ оказывалась материальная помощь для проведения ремонтных работ в размере около 20-25 тысяч рублей, возможно оказание такой материальной помощи и Осиповой А.Е., однако от неё либо родственников заявлений подобного рода не поступало. Ранее Осипова А.Е. на учёте в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла. Хотя Осипова А.Е. и проживает одна, однако необходимую помощь ей оказывает социальный работник, который приносит воду, дрова, готовит пищу, помогает по хозяйству.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Новоспасский район Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ульяновской области также в судебном заседании участия не принимал, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Осиповой А.Е. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Таким образом, указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06 мая 2006 года N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2).

Решением Совета депутатов муниципального образования Троицкосунгурское сельское поселение от 18 мая 2007 года № 28/99 «Об установлении учетной нормы и нормы представления площади жилого помещения» на территории муниципального образования установлена учетная норма жилой площади в размере 12 кв. метра.

Осипова А.Е. является вдовой умершего уачстника Великой Отечественной войны Осипова И.Х. С *** она зарегистрирована по адресу: ***, ***, ***.

Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом № 6 от 04 мая 2011 года, Осиповой А.Е. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как жильё пригодно для проживания, и площадь жилого дома превышает учётную норму.

Согласно материалам дела, Осипова А.Е. одна проживает в жилом доме, общей площадью согласно техническому паспорту БТИ 33,86 кв. метра, что действительно превышает учётную норму жилой площади. Право собственности на данное имущество зарегистрировано за истцом.

Оценивая доводы истца и её представителей о несоответствии занимаемого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суд приходит к следующему.

Правительством РФ 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п.7 которого признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. А в силу п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

Согласно акта обследования жилищных условий от 21 апреля 2011 года комиссия, обследовав жилой дом, находящийся по адресу: ***. ***, пришла к выводу о пригодности жилого дома для проживания. Из акта следует, что электроосвещение в доме имеется, отопление печное, водопровод и канализация отсутствуют, для приготовления пищи используется электрическая плитка. При этом комиссией рекомендовано провести следующие работы: выполнить ремонт электропроводки, застеклить временно закрытые ставнями окна, выполнить ремонт полов в зале.

В соответствии со справкой Новоспасского филиала ОГУП БТИ процент износа дома составляет 50,34 %.

Согласно техническому заключению (отчёту) ОГУП БТИ физический износ строений: жилого дома (лит. А) составляет 60%, сени (лит. а) - 61%. Дом находится в неудовлетворительном состоянии.

Допрошенный в качестве свидетеля Д. суду показал, что проживает по соседству с Осиповой А.Е. и иногда помогает ей. При посещении дома Осиповой А.Е. в зимнее время года ощущается, что в доме холодно, полагает, что жилой дом непригоден для проживания в нём пенсионера. Затраты на проведение в дом воды, газа являются очень значительными.

Согласно выводам проведённой по настоящему делу судебной строительно- технической экспертизы степень износа жилого дома по адресу: ***, ***, *** составляет 42%, при этом износ фундамента - 40%, II степень износа слабая (работоспособное); износ стены - 40%, II степень износа слабая (работоспособное); износ перекрытия - 40%, II степень износа слабая (работоспособное). Жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В упомянутом жилом доме отсутствуют недостатки, которые служили бы основанием для признания его непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Приведённые выводы эксперта сомнений у суда не вызывают. Процессуальный порядок проведения экспертизы был соблюден. Экспертизу проводил квалифицированный специалист, имеющий высшее образование и опыт экспертной работы. Из содержания экспертизы следует, что выводы эксперта основаны на непосредственном осмотре жилого дома, экспертом даны мотивированные ответы на все поставленные в определении вопросы. Строительные нормы и правила СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» являются действующим правовым актом. Также обоснованно эксперт руководствовался требованиями Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», поскольку из содержания статьи 1 Закона следует, что он устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям. Иные доводы представителя истца о наличии повреждений брёвен, крыши, стен выводов эксперта о пригодности жилого помещения для проживания не опровергают.

Таким образом, оценив все представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание приведённые выше правовые нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также выводы проведённой по делу судебной строительно-технической экспертизы, суд считает, что факт непригодности для проживания жилого помещения, принадлежащего Осиповой Е.А., не нашёл своего подтверждения в судебном заседании.

Отсутствие в доме водопровода, канализации, газоснабжения применительно к условиям населённого пункта - *** Новоспасского района Ульяновской области, не является основанием для признания его непригодным для проживания. Как установлено в суде, система централизованной канализации в селе отсутствует. Водоснабжение населения водой обеспечивается посредством системы водопроводных колонок, колонка находится в 47 метрах от дома истца, имеется и техническая возможность подведения воды в дом Осиповой А.Е. Электроосвещение в доме имеется.

Из представленных актов обследования жилого помещения, показаний свидетеля следует, что действительно необходимо проведение ремонтных работ в доме, однако данное обстоятельство не является основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. Кроме того, для осуществления этих ремонтных работ возможно выделение финансовой помощи за счёт бюджетных денежных средств.

Судом учитывается, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, соответственно, обязанность по благоустройству дома, по поддержанию его надлежащего санитарного и технического состояния является обязанностью собственника.

Таким образом, судом установлено, что Осипова А.Е. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла, её обеспеченность жильём превышает учётную норму, принадлежащий ей жилой дом непригодным для проживания в установленном порядке не признан, в связи с чем оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, и отказ ответчика в предоставлении Осиповой А.Е. социальной поддержки по обеспечению жильём является законным.

Поскольку в удовлетворении исковых требований Осиповой А.Е. отказано, то расходы по оплате услуг эксперта на основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с истца в пользу экспертного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Осиповой А.Е. к Администрации МО Троицкосунгурское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, Администрации МО Новоспасский район Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильём, исключении из очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Взыскать с Осиповой А.Е. в пользу ЗАО «Многопрофильный деловой центр» расходы по оплате услуг эксперта 13800 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья           Л.Г. Коненкова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200