Дело № 2-278/2011 год РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Новоспасское 17 августа 2011 года Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: Председательствующего судьи Максимова С.Ю. При секретаре Шаронове А.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Перуновой А.Е. к Администрации Муниципального Образования «Фабричновыселковскоесельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о признании отказа в принятии на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье незаконным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий УСТАНОВИЛ: Перунова А.Е. обратилась в суд с настоящим иском к Администрации МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области, указывая в обоснование своих требований, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, проживает в доме № *** с 1953 года, на улице, где она проживает, отсутствует водоснабжение, газоснабжение, канализация, газ привозной в баллонах, удобства находятся на улице, отопление в доме печное, в связи с чем, воду приходиться брать из колодца, носить дрова. По своему состоянию здоровья и возраста (84 года) за ней требуется постоянный уход, а также обеспечение жизненно необходимыми удобствами и услугами. Однако ответчик отказал ей в постановке на учёт в качестве нуждающейся в получении благоустроенного жилья, о чём составлен протокол заседания жилищной комиссии № 29 от 3 мая 2011 года. Полагает, что помещение, в котором она проживает, не соответствует установленным для жилых помещений требованиям, в связи с преклонным возрастом и отсутствием денежных средств она не может самостоятельно улучшить свои жилищно-бытовые условия. Также указывает, что она не имеет в собственности объекты недвижимого имущества, а потому вывод комиссии о пригодности жилья для проживания является незаконным, поскольку на домовладение, в котором она проживает, у неё нет никаких правоустанавливающих документов, участие в приватизации жилых помещений она также не принимала. Просит признать отказ Администрации МО «Фабричновыселковское сельское поселение» в принятии на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье незаконным, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, поставить на учёт в качестве нуждающейся в благоустроенном жилье. Истица Перунова А.Е. в судебном заседании не участвовала, извещалась надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца Насырова Р.Ф. в судебном заседании исковые требования истицы уточнила и просила признать Перунову А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, подтвердив вышеизложенные обстоятельства дела. Представитель ответчика - Администрации МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Шишина Г.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что износ дома, в котором проживает Перунова А.Е. составляет 42,87%, данный дом ухожен, необходимо проведение лишь ремонтных работ в отношении электропроводки, окраски металлической кровли. Жилищные условия истца обследовались соответствующей комиссией, дом признан пригодным для проживания. Отсутствие водопровода, канализации, газоснабжения не даёт оснований считать данный жилой дом непригодным для проживания, при этом, провести в жилой дом природный газ, воду имеется техническая возможность, централизованная канализация в селе отсутствует. В данном населенном пункте имеется центральный газопровод, однако обеспечение Перуновой А.Е. газом осуществляется посредством доставки газовых баллонов. Дом принадлежит истицы, который был построен ею с супругом, её прав в отношении него никто не оспаривает. Если по состоянию здоровья Перуновой А.Е. необходима посторонняя помощь, то она может обратиться в органы социальной защиты, за ней будет закреплён социальный работник, который будет приносить ей воду, помогать по хозяйству. Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ульяновской области также в судебном заседании участия не принимал, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Перуновой А.Е. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 мая 2006 года № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». Таким образом, указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Законом Ульяновской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 06 мая 2006 года N 49-ЗО следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений (ст. 2). Решением Совета депутатов МО «Фабричновыселковское сельское поселение» от 11 апреля 2007 года № 21/112 «Об установлении учетной нормы и нормы представления площади жилого помещения» на территории муниципального образования установлена учетная норма жилой площади в размере 12 кв. м на каждого члена семьи. Перунова А.Е. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны Перунова Д.П. С 7 декабря 1978 года она зарегистрирована по адресу: *** *** ***. Решением жилищной комиссии, оформленным протоколом № 29 от 3 мая 2011 года, Перуновой А.Е. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как жильё пригодно для проживания. Согласно материалам дела, Перунова А.Е. одна проживает в жилом доме, площадью 62 кв. м, что превышает учётную норму жилой площади. Доводы истца и её представителя, что она права собственности в отношении данного объекта недвижимого имущества не имеет, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Принадлежность жилого дома истцу подтверждается данными похозяйственной книги, справкой Администрации поселения, что умершему супругу Перуновой А.Е. - Перунову Д.П. принадлежит (числится) жилой дом по адресу: *** *** ***. Оценивая доводы истца и её представителя о несоответствии занимаемого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, суд приходит к следующему. Правительством РФ 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п.7 которого признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. А в силу п. 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Согласно акта обследования жилищных условий от 21 апреля 2011 года комиссия, обследовав жилой дом, находящийся по адресу: *** ***, пришла к выводу о пригодности жилого дома для проживания. Из акта следует, что отопление в доме печное, электроосвещение в доме имеется, используется баллонный газ, водопровод и канализация отсутствуют. При этом комиссией рекомендовано провести следующие работы: выполнить ремонт электропроводки, окраску металлической кровли. В соответствии со справкой Новоспасского филиала ОГУП БТИ процент износа дома составляет 42,87%. Однако, оценив все представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание приведённые выше правовые нормы Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, суд считает, что факт непригодности для проживания жилого помещения, принадлежащего Перуновой А.Е., не нашёл своего подтверждения в судебном заседании. Жилой дом был осмотрен комиссией, признан пригодным для проживания. Отсутствие в доме водопровода, канализации, газоснабжения применительно к условиям населённого пункта - *** ***, не является основанием для признания его непригодным для проживания. Как установлено в суде, система централизованной канализации в селе отсутствует. Водоснабжение населения водой обеспечивается посредством системы водопроводных колонок, колонка находится в 150 метрах от дома истца, рядом с домовладением Перуновой А.Е. находится колодец, имеется техническая возможность подведения природного газа в дом Перуновой А.Е. Также в судебном заседании установлено, что для приготовления пищи используется поставляемый газ в баллонах, электроосвещение в доме имеется. Из представленных актов обследования жилого помещения следует, что действительно необходимо проведение ремонтных работ в доме, однако данное обстоятельство не является основанием для признания жилого дома непригодным для проживания. Кроме того, для осуществления этих ремонтных работ возможно выделение финансовой помощи за счёт бюджетных денежных средств. Судом учитывается, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, соответственно, обязанность по благоустройству дома, по поддержанию его надлежащего санитарного и технического состояния является обязанностью собственника. Таким образом, судом установлено, что Перунова А.Е. на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состояла, её обеспеченность жильём превышает учётную норму, принадлежащий ей жилой дом непригодным для проживания в установленном порядке не признан, в связи с чем, оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, и отказ ответчика в постановке Перуновой А.Е. на учёт в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, является законным. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Перуновой А.Е. к Администрации Муниципального Образования «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток. Судья Новоспасского райсуда С.Ю. Максимов