Решение суда об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское 08 июля 2010 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Балукова А.Н.

при секретаре Вантяховой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хчояна Э.Р. об оспаривании действий территориального пункта (ТП) Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Ульяновской области в Новоспасском районе, Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области по отказу в постановке на миграционный учет по месту пребывания, возложении обязанности поставить его на миграционный учет по месту пребывания,

УСТАНОВИЛ:

Хчоян Э.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ТП УФМС России по Ульяновской области в Новоспасском районе, УФМС России по Ульяновской области по отказу в постановке на миграционный учет по месту пребывания, о возложении обязанности поставить его на миграционный учет по месту пребывания.

В обоснование заявления Хчоян Э.Р. указал, что он родился *** года в г. *** Республики Грузия. С момента рождения и по настоящее время он проживает вместе с родителями в РФ по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д.***. Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 06.12.2004 года был установлен факт его постоянного проживания на территории РФ, а также его отца, сестры, с августа 1996 года по 04.12.2004 года. На его заявление в ТП УФМС России по Ульяновской области в Новоспасском районе о постановке на миграционный учет по месту пребывания был получен отказ. 02.06.2010 года он подал в Секцию интересов Грузии в посольство Швейцарии в РФ документы для выхода из гражданства Грузии, поэтому не имеет в настоящее время возможности туда выехать.

В судебном заседании заявитель Хчоян Э.Р. свои требования поддержал, сославшись на вышеизложенные обстоятельства, дополнив, что в малолетнем возрасте он приехал с родителями в РФ, никуда отсюда не выезжал, постоянно проживает в Новоспасском районе Ульяновской области, его мать Х.. является гражданкой РФ, он постоянно проживает с родителями в доме последних по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д.***, дом принадлежит родителям на праве собственности, они не возражают в отношении постановки его на миграционный учет по месту пребывания по данному адресу. Гражданства какого-либо государства он не приобретал.

Представитель УФМС России по Ульяновской области по доверенности Спиридонова Ю.Н. просила рассмотреть дело в их отсутствие, указав в письменном возражении, что с заявлением Хчояна Э.Р. они не согласны, поскольку в соответствии со ст.8 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», основанием для постановки на миграционный учет является: -факт въезда иностранного гражданина в РФ; -факт регистрации рождения на территории РФ иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства РФ; -факт утраты гражданства РФ лицом, находящимся в РФ. В соответствии со ст.22 иностранный гражданин или лицо без гражданства для постановки на учет по месту пребывания представляет документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве, а также миграционную карту (визу). Согласно Федерального закона РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; законно находящийся в РФ иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ; миграционная карта является документом, содержащим сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ, в порядке, не требующем визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок временного пребывания гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Согласно Федерального закона РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международным договором РФ или указами Президента РФ. Иностранные граждане могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами РФ или указами Президента РФ. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из РФ, по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 09.10.1992 года девять государств - членов СНГ, в их числе и РФ, подписали в г. Бишкеке Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Грузия присоединилась к Бишкекскому соглашению 01.08.1995 года. 04.09.2000 года РФ денонсировала Бишкекское соглашение, которое перестало действовать с 03.12.2000 года. В отсутствие двухстороннего соглашения о безвизовых обменах между РФ и Грузией с 05.12.2000 года граждане Грузии должны были обращаться за получением российской въездной визы. В соответствии с Законом Грузии «О гражданстве Грузии», решение об утрате гражданства Грузии полномочен принять Президент Грузии. В случае удовлетворения заявления и представления о приобретении, прекращении гражданства и восстановлении в гражданстве, Глава государства Грузии издает указ, а при принятии отрицательного решения - распоряжение. В настоящее время Хчоян Э.Р. является гражданином Республики Грузия и для постановки на миграционный учет по месту пребывания ему необходимо представить действительный документ, удостоверяющий личность и действительную визу.

Начальник территориального пункта (ТП) Управления ФМС России по Ульяновской области в Новоспасском районе Скляр Е.А. в судебном заседании требования Хчояна Э.Р. также не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, в основном сославшись на вышеизложенные обстоятельства.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что заявитель Хчоян Э.Р. родился *** года в г. *** Республики Грузия. В 90-х годах малолетний Хчоян вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в РФ. Решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 06.12.2004 года был установлен факт постоянного проживания Хчояна Э.Р. на территории РФ с августа 1996 года по 06.12.2004 года.

После данной даты, то есть после 06.12.2004 года, и до настоящего времени Хчоян Э.Р. продолжает постоянно проживать без регистрации в жилом доме, принадлежащим на праве собственности его родителям, по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д. ***, обучается в 11 классе МОУ *** средней общеобразовательной школе Новоспасского района Ульяновской области. Отец заявителя Х.. является гражданином Грузии, мать заявителя Х.. - гражданка РФ.

Согласно ст.7 Конвенции «О правах ребенка» от 20.11.1989 года ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.

Хчоян Э.Р. родился в республике, входящей в состав СССР, и, после распада этого государства в несовершеннолетнем возрасте прибыл на территорию России на постоянное место жительства.

Хчоян Э.Р. обратился в компетентный орган в сфере миграции по вопросу постановки на миграционный учет, однако ему было отказано, поскольку основанием для постановки на миграционный учет (регистрации по месту пребывания) является факт въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ. Документом, содержащим сведения о въезжающем или прибывающем в РФ иностранном гражданине и о сроке его временного пребывания, является миграционная карта. Кроме миграционной карты так же должен быть документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а срок пребывания гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 18.07.2006г. № 109-ФЗ (далее - Закон № 109-ФЗ) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», миграционный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей. При этом миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом. Миграционный учет основывается на принципах передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах РФ, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах РФ на основе законности и соблюдения норм международного права; сочетания интересов личности, общества и государства; доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета.

Миграционный учет включает в себя, в том числе, регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. ст.7, 20-21 Закона № 109-ФЗ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.

Въехав на территорию РФ в 90-х годах в малолетнем возрасте вместе с родителями, Хчоян Э.Р. до настоящего времени постоянно проживает без регистрации в жилом доме, принадлежащим на праве собственности его родителям по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д. ***, что подтверждается представленными заявителем документами, показаниями свидетелей К.., Х.., С.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт постоянного проживания Хчояна Э.Р. на территории РФ с августа 1996 года по настоящее время, устойчивая связь с РФ им не утрачивалась, он въехал на территорию РФ в малолетнем возрасте и проживает в стране более 10 лет, за прошедшее время ничем себя не скомпрометировал и к какой-либо ответственности не привлекался. При этом суд учитывает то, что соответствующими заинтересованными органами миграционной службы не оспаривалась законность нахождения заявителя на территории РФ, не ставился вопрос о его выдворении с территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который вступил в силу с 31.10.2002 года, лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Установлено, что документ, подтверждающий наличие гражданства какого-либо государства у Хчояна Э.Р. отсутствует в силу его правового статуса. Доказательств того, что он ранее принимал гражданство какого-либо государства, в материалах дела не имеется.

До 31.12.2000 года лица, которые не получили гражданство одного из государств бывшего СССР, имели в РФ особый статус «гражданина бывшего СССР». Только после указанной даты они считались гражданами без гражданства.

Заявитель отрицал, что когда-либо приобретал гражданство Грузии, а органы федеральной миграционной службы не представили доказательств противоположного.

Справка Секции интересов Грузии Посольства Швейцарии в РФ о том, что Хчоян Э.Р. подал документы на выход из гражданства Грузии, не имеет по делу какого-либо юридического значения, поскольку установлено, что каких-либо документов, подтверждающих наличие какого-либо гражданства (подданства), в том числе Грузии, у Хчояна не имеется, то есть он является лицом без гражданства.

Личность Хчояна Э.Р. установлена заключением ТП УФМС России по Ульяновской области в Новоспасском районе от 06.02.2009 года.

Закон № 115-ФЗ регулирует отношения между иностранными гражданами, лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) данных граждан в РФ и осуществлением ими на территории РФ трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Предъявляемые органами федеральной миграционной службы требования к Хчояну Э.Р. основаны на нормах Закона № 115-ФЗ.

Однако, установлено, что Хчоян Э.Р. въехал на территорию РФ до вступления в действие указанного правового акта, еще в несовершеннолетнем возрасте, и, соответственно, не получал в момент въезда миграционной карты (документа, содержащего сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранных гражданах или лицах без гражданства и о сроке их временного пребывания, подтверждающего право указанных лиц на временное пребывание в РФ). Хчоян прибыл на территорию РФ на законных основаниях, поскольку в силу ранее действующего законодательства не требовалось оформления документов, оформления которых предусмотрено законодательством, введенном в действие с 2002 года. Отсутствие в данный момент миграционной карты, удостоверения, подтверждающего его личность, не могут служить основанием для отказа в постановке Хчоян на миграционный учет по месту пребывания.

В соответствии со ст.22 Закона № 109-ФЗ, постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый РФ в этом качестве, а также миграционную карту.

Как было указано выше, Хчоян Э.Р. въехал на территорию РФ до вступления в силу Закона № 115-ФЗ и, соответственно, не получал в момент въезда миграционной карты. Таким образом, Хчоян объективно не может выполнить требование ст. 37 данного Закона и обратиться с заявлением о получении миграционной карты, поскольку не имеет документа, удостоверяющего личность.

Согласно ст. 25.9 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», миграционная карта выдается иностранному гражданину и заполняется им при пересечении Государственной границы при въезде в РФ. Получить миграционную карту в настоящее время Хчоян Э.Р. не может, так как для этого ему необходимо будет выехать в Республику Грузия и вернуться обратно в РФ. Однако он не сможет выехать за пределы РФ, поскольку не имеет документа, удостоверяющего личность, для пересечения границы.

При данных обстоятельствах требование ТП УФМС России по Ульяновской области в Новоспасском районе о представлении заявителем миграционной карты не может быть им выполнено, в связи, с чем отсутствие у него миграционной карты не может являться основанием для отказа в приеме у него документов для постановки на миграционный учет по месту пребывания.

При принятии решения суд учитывает и то, что статья 8 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», регламентирующей принцип единства семьи и запрещающей государству вмешательство в осуществление частной и семейной жизни: «Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

В результате анализа и сопоставления, исследованных в судебном заседании доказательств и основанных на них фактических обстоятельств с нормами материального права, суд считает, что действиями органов по контролю и надзору в сфере миграционного учета нарушены конституционные права Хчояна Э.Р., так как, отказывая ему в постановки на миграционный учет, данными органами был ограничен доступ Хчояна к свободе выбора места пребывания и жительства на территории РФ, а также к оформлению в дальнейшем разрешения на временное проживание на территории РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 02.03.2006 года № 55-О «По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», оценивая нарушение правил пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, влекущее за собой применение к ним мер государственного принуждения в виде высылки за пределы РФ, уполномоченные органы и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции РФ требования справедливости и соразмерности, учитывать тяжесть содеянного, размер и характер причиненного ущерба, степень вины правонарушителя и другие обстоятельства. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, общественного порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения, удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека, п.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п.2 ст.10 и п.2 ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п.3 ст.2 Протокола № 4 к ней).

Европейским Судом по правам человека отмечено, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

Положения п.2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ не исключают, что правоприменительными органами и судами - исходя из гуманитарных соображений - учитываются семейное положение, иные исключительные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация данного лица из РФ, а также при решении вопроса о постановке на миграционный учет на территории РФ. Таким образом, законодательство допускает решение вопроса о постановке на миграционный учет не только органами миграционной службы, но и судами.

Учитывая, что Хчоян Э.Р. ранее являлся гражданином СССР, длительное время проживает на территории РФ совместно с родителями, имеет право пользования жилым помещением, иного места жительства не имеет, обучается в школе, предпринимает меры для легализации своего нахождения на территории России, а, также принимая во внимание то, что у Хчояна отсутствует иная возможность легализовать свое положение на территории РФ, суд считает возможным удовлетворить заявление Хчояна Э.Р., считая, что постановка на миграционный учет Хчояна отвечает наилучшему обеспечению его интересов, сохранению семейных связей с родителями, является обеспечением их совместного проживания.

Суд считает, что с учетом исследованных доказательств, в том числе письменных отзывов заинтересованных лиц, в судебном заседании полностью нашел свое подтверждение факт обращения Хчояна Э.Р. в установленном законом порядке, в соответствующие государственные органы, органы миграционной службы, по вопросу постановки на миграционный учет и отказ данных органов поставить Хчояна на миграционный учет.

Согласно ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

С учетом изложенного, суд возлагает на данные органы миграционной службы обязанность устранить нарушенное право Хчояна, а именно, поставить Хчояна Э.Р. на миграционный учет без миграционной карты по месту пребывания по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д.***.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Хчояна Э.Р. об оспаривании действий территориального пункта (ТП) Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Ульяновской области в Новоспасском районе, Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Ульяновской области по отказу в постановке на миграционный учет по месту пребывания, удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в Новоспасском районе поставить Хчояна Э.Р., *** года рождения, уроженца г. *** Республики Грузия, на миграционный учет без миграционной карты по месту временного пребывания по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, с. ***, ул. ***, д. ***.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения суда.

Судья: А.Н. Балуков