*** Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 17 мая 2010 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г. при секретаре С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. *, действующей за себя и несовершеннолетних детей А.С.Г., АА., к Территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области об обжаловании действий, У С Т А Н О В И Л : АА. (добрачная фамилия Мх.) * обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий сотрудников Федеральной миграционной службы по Ульяновской области, указав, что родилась *** года в ХХХ района ХХХ, а с 1996 года переехала в РФ на постоянное жительство. В период времени с *** года по *** года она с семьёй проживала в ХХХ района ХХХ, где была временно зарегистрирована, в последующем проживала в ХХХ, ХХХ, ХХХ области, а с июля 2006 года проживает в с.Т. Новоспасского района ХХХ. Проживая в ХХХ она имела регистрацию по месту пребывания. В 2008 году она обращалась в ТП УФМС РФ по Ульяновской области по вопросу получения разрешения на временное проживание, но ей было сообщено, что квота на выдачу разрешений на временное проживание исчерпана. В 2009 году и 2010 году она с аналогичным вопросом обращалась в ТП УФМС РФ по Ульяновской области, УФМС РФ по Ульяновской области, и *** года получила ответ из УФМС по Ульяновской области, в котором сообщалось, что на территории РФ она и её дети проживают без регистрации. У детей отсутствуют документы, удостоверяющие личность, кроме того, предлагалось установить в судебном порядке факт постоянного проживания на территории России. Она с данным ответом не согласна, так как родилась на территории республики, входившей в состав СССР; Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ, на который ссылается УФМС по Ульяновской области, вступил в силу после въезда в Россию; дети не имеют документа, удостоверяющего личность, поскольку на момент въезда в Россию в силу малолетнего возраста не могли иметь паспорта. Просит обязать ТП УФМС РФ по Ульяновской области в Новоспасском районе принять у неё документы для рассмотрения её заявления о постановке вместе с несовершеннолетними детьми: А.С.Г., АА., на миграционный учёт и выдаче разрешения на временное проживание. В судебном заседании заявитель Ак. свои требования поддержала в полном объёме, указав, что после вступления в брак в 1988 году изменила добрачную фамилию Мх.. Паспорт СССР образца 1974 года после вступления в брак своевременно не поменяла, однако при оформлении свидетельств о рождении детей, при вклеивании в её же паспорт новой фотографии уже после заключения брака ей никто о необходимости обмена паспорта не заявлял, не говорили ей о недействительности паспорта и при приобретении билетов на самолёт и пересечении границы, когда она прибыла в РФ. В связи с тем, что в паспорте её фамилия указана как Мх., поэтому и в УФМС она обращалась под этой фамилией. Её несовершеннолетние дети прибыли на территорию РФ вместе с ней и постоянно проживают с ней, в Республике Армения она вместе с детьми снята с регистрационного учёта по запросу. По приезду в Россию ими был приобретён дом в ХХХ, о чём свидетельствуют представленные ею документы. За всё время проживания в России она неоднократно обращалась сначала в паспортные столы, а потом в Федеральную миграционную службу, чтобы легализовать своё пребывание. Её супруг Аг. постоянно с момента приезда в Россию проживает вместе с ней, однако паспорт супругом утерян, с регистрационного учёта в Республике Армения он не снят. Первоначально дети посещали детские дошкольные учреждения, а потом и образовательные учреждения, получали медицинскую помощь по месту жительства на территории России. После прибытия в Россию в 1996 году, она в Армению не возвращалась, гражданкой Армении не является. То обстоятельство, что она является лицом без гражданства, подтверждается справкой Консульского отдела Посольства Армении, которая была выдана на её девичью фамилию в соответствии с паспортными данными. В настоящее время постоянно вместе с детьми она проживает в с. с.Т Новоспасского района Ульяновской области, её с детьми по месту пребывания согласна зарегистрировать жительница с. ХХХ с.Т В судебном заседании А.С.Г. требования, изложенные в заявлении об оспаривании действий сотрудников УФМС РФ по Ульяновской области, поддержал в полном объёме и пояснил, что с малолетнего возраста проживает в России, сначала с семьёй они жили в ХХХ, а потом в ХХХ Новоспасского района Ульяновской области, в настоящее время он обучается в среднем специальном учебном заведении в ХХХ, проживает в общежитии, однако регистрации по месту жительства не имеет. При достижении 14-летнего возраста, когда встала необходимость в получении паспорта, ему паспорт не дали, так как у родителей не было гражданства России. За всё время пребывания в России, ни он, ни родители в Республику Армения не выезжали. Территорию России покидать не хочет, поскольку живёт в России с детства, здесь у него семья, друзья. В судебном заседании АА. также требования, изложенные в заявлении об оспаривании действий сотрудников УФМС РФ по Ульяновской области, поддержал, дополнил, что в России он посещал учебные заведения, сначала в ХХХ, потом в ХХХ, а в настоящее время обучается в школе с. ХХХ, всё это время они проживали семьёй. Представитель ТП УФМС РФ по Ульяновской области в Новоспасском районе Ск., указывая на возражение против требований заявителя, пояснила, что в соответствии с требованиями Федерального закона РФ №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства» основанием для постановки на миграционный учёт является факт въезда иностранного гражданина на территорию РФ, документом, содержащим сведения о въезжающем или прибывшем в РФ иностранном гражданине, является миграционная карта. Статьей 37 Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что иностранные граждане, прибывшие на территорию РФ до вступления в силу закона, обязаны обратиться за получением миграционной карты в течение 60 суток с момента вступления в силу закона. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ составляет не более 90 суток со дня получения миграционной карты. Иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока временного пребывания. Заявление на временное проживание подаётся иностранным гражданином (лицом без гражданства) в случае нахождения на законном основании на территории РФ. Одновременно с подачей заявления на временное проживание предоставляются документы, удостоверяющие личность и гражданство. Заявитель имеет недействительный паспорт в связи с изменением фамилии после вступления в брак. Представленная справка Консульского отдела об отсутствии гражданства Армении не может свидетельствовать об отсутствии гражданства другого государства, так как выдана лицу с фамилией Мх., тогда как в заявлении в суд заявитель указывает свою фамилию как АА., справки консульского учреждения об отсутствии гражданства иного государства на лицо с фамилией АА. не представлено. Кроме того, не имеется сведений о принадлежности (непринадлежности) к гражданству другого государства у несовершеннолетних А.С.Г. и Ар. Тогда как в соответствии с законодательством Республики Армении проживание за пределами Республики Армения само по себе не влечёт прекращение гражданства этого государства. Представитель УФМС РФ по Ульяновской области в судебном заседании участия не принимал, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, возражений против требований заявителя, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. Выслушав пояснения заявителя, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Копией паспорта заявителя, копией свидетельства о её рождении установлено, что родилась она *** года в с.Ш. района ХХХ. Согласно свидетельству о заключении брака *** года вступила в брак с Аг., после регистрации брака ей присвоена фамилия АА.. Заявитель является матерью несовершеннолетних АА., *** года, А.С.Г., *** года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей. Из адресного листа убытия следует, что Мх. с несовершеннолетними детьми, в том числе Ар. и С., выбыла из ХХХ района Армянской ССР в ХХХ области России. Допрошенная в судебном заседании свидетель Св. пояснила, что хорошо знает семью АА., проживала по соседству с ними в ХХХ. Она сама жила в указанном селе с 1994 года, чуть позднее туда переехала семья заявительницы, купив дом в селе. Ей известно, что после заключения брака заявитель взяла фамилию мужа АА., хотя в паспорте записана её девичья фамилия Мх.. Дети заявителя в ХХХ посещали детский садик, потом школу, всё это время она общалась с семьёй заявителя, видела, как росли дети в этой семье. Через некоторое время семья АА. переехала, поскольку они продолжают общаться, знает, что они жили в ХХХ области, потом в с.Т. Ульяновской области, из России никуда не уезжали. Аналогичные показания были даны в судебном заседании свидетелем Н. Свидетель Аг. суду показал, что заявитель - его супруга, в брак с ней он вступил в 1988 году, в Армении. После регистрации брака супруга сменила фамилию на АА.. Ему известно, что супруга после регистрации брака паспорт не меняла, так как никто не разъяснил о необходимости обмена паспорта, а в последующем каких-либо претензий по поводу недействительности паспорта никто не заявлял. В Россию на постоянное место жительства они переехали всей семьёй, сначала жили в ХХХ области, там купили дом, дети посещали детский сад, школу, а когда школу в селе закрыли, то они переехали в ХХХ, потом жили в ХХХ, в ХХХ, а в настоящее время проживают в с.Т.. Его паспорт был им утерян, о чём он получил справку в Консульском отделе Республики Армения, из Республики Армения по выбытии он с регистрационного учёта снят не был. Свидетель А.Н.Б. суду показала, что семья заявителя проживает в с. Т. с 2006 года, ей известно, что ранее семья проживала в ХХХ знает, что в паспорте заявителя указана её фамилия как Мх., однако после вступления в брак она взяла фамилию мужа АА.. Всё время, пока она знает эту семью, дети постоянно проживают с заявителем, никуда из России не выезжали. Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не имеется, поскольку их заинтересованность в исходе дела не установлена, а их показания взаимодополняют друг друга и подтверждены иными исследованными доказательствами. Так, то обстоятельство, что заявитель проживает на территории РФ с 1996 года подтверждается и письменными доказательствами: справками образовательных учреждений, что дети заявителя обучались в данных образовательных учреждениях на территории России, медицинской книжкой заявителя, медицинскими документами несовершеннолетних детей заявителя, документами о приобретении жилого дома и внесении за него платы, а также сведениями о регистрации на территории РФ в период апрель-июль 2001 года. Кроме того, из заявления о регистрации по месту пребывания следует, что уже *** года заявитель обращалась в РОВД ХХХ ХХХ с просьбой зарегистрировать её и несовершеннолетних детей по месту пребывания. Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель Ак. принимала меры к легализации своего пребывания на территории РФ, о чём свидетельствует обращение в компетентные органы о регистрации по месту пребывания, собственно факт регистрации на территории России, а также обращение в ТП УФМС РФ по Ульяновской области по вопросу получения разрешения на временное проживание. В последний раз Ак. обратилась в УФМС РФ по Ульяновской области по вопросу получения вида на жительства или разрешения на временное проживание, предоставив документы, подтверждающие проживание на территории России. То, что данное обращение было направлено заинтересованному лицу с приложением документов, подтверждается квитанциями о почтовых отправлениях. На обращение заявителя УФМС РФ *** года дан ответ ***М-21, из содержания которого следует, что на территории Ульяновской области заявитель с детьми проживают без регистрации, у детей отсутствуют документы, удостоверяющие личность. Кроме того, заявителю разъяснено, что для оформления разрешения на временное проживание ей необходимо представить судебное решение об установлении факта постоянного проживания на территории РФ на 01 июля 2002 года. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Ак. подлежит удовлетворению. Несмотря на то, что после заключения брака заявитель паспорт в связи с изменением фамилии не поменяла, у суда не имеется оснований сомневаться в личности заявителя, поскольку допрошенные свидетели указывают на неё именно как на лицо, имевшее до заключения брака фамилию Мх.. Сличение изображения, имеющегося на фотографии в паспорте заявителя, с внешностью заявителя, убеждают в принадлежности паспорта именно данному лицу. В судебном заседании установлено, что Ак. регистрации на территории РФ по состоянию на 01 июля 2002 года и на настоящий момент не имеет. Несмотря на отсутствие регистрации у заявителя по состоянию на 01 июля 2002 года, суд, проанализировав совокупность представленных доказательств, считает установленным, что по состоянию на указанную дату она проживала на территории РФ. Согласно справки Консульского отдела Посольства Республики Армения от *** года Мх. гражданином Республики Армения не является. Доводы представителя ТП УФМС РФ по Ульяновской области в Новоспасском районе Ск. о том, что поскольку справка Консульским отделом Посольства выдана на лицо с фамилией Мх., а потому не свидетельствует об отсутствии у заявителя гражданства Республики Армения, признаются судом несостоятельными, так как в самой справке иные данные о лице, в отношении которого представляются сведения, полностью соответствуют данным о личности заявителя Ак., в частности: имя, отчество, дата рождения, так и паспортным данным. Поэтому у суда отсутствуют основания сомневаться в принадлежности указанной справки именно заявителю, которая после заключения брака носит фамилию АА.. К тому же, заинтересованными лицами не представлено суду доказательств того, что Ак. является гражданином иностранного государства. Таким образом, судом установлено, что заявитель является лицом без гражданства, что не оспаривалось УФМС по ХХХ в ответе от *** года. Как следует из ответа УФМС РФ по Ульяновской области на обращение заявителя Ак., ей указано на необходимость наличия судебного решения об установлении факта постоянного проживания, что будет являться основанием для постановки на миграционный учёт и получения разрешения на временное проживание. Согласно ст.2 Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. В силу ст.5 указанного закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание. На момент въезда заявителя на территорию России не требовалось получение миграционной карты, поскольку заявитель прибыла на территорию России на постоянное место жительства до вступления силу Федерального закона РФ №115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Согласно ст.8 Закона о миграционном учёте основанием для постановки на миграционный учёт является: 1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию; 2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации; 3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации. В силу ст.4 Закона миграционный учёт включает в себя: регистрацию по месту жительства и учёт по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных законом; обработку, анализ, хранение и использование информации о характеристиках миграционного процесса; ведение государственной информационной системы миграционного учёта. При этом согласно ст.15 Закона основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством РФ. В судебном заседании была допрошена свидетель Д., которая пояснила, что знает семью АА. как соседей, в её личной собственности имеется жилой дом в с. Троицкий Сунгур, в этом жилом доме она согласна зарегистрировать заявителя с детьми. В соответствии с п. 4 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789, заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает лично иностранный гражданин (лицо без гражданства) в территориальный орган Федеральной миграционной службы; если заявитель намерен получить в пределах квоты разрешение на временное проживание для себя и совместно проживающих с ним членов семьи, он сообщает об этом в заявлении. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, содержится в п. 8 Положения, в том числе указывается на необходимость предоставления свидетельств о рождении детей, не достигших 18-летнего возраста (паспорт - при его наличии). Согласно ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за их воспитание и развитие и обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В силу несовершеннолетнего возраста и прямой обязанности Ак., являющейся матерью несовершеннолетних А.С.Г. и Ар., защищать их права и интересы, суд приходит к выводу об обоснованности обращения Ак. в суд в защиту интересов своих детей. В ответе УФМС РФ по Ульяновской области указывается на отсутствие у несовершеннолетних документа, удостоверяющего личность. Между тем, поскольку несовершеннолетние прибыли на территорию Российской Федерации в малолетнем возрасте вместе с матерью, то отсутствие у них документов, удостоверяющих личность, было обусловлено объективными причинами, в силу того, что они таковых документов и не могли иметь. Однако у несовершеннолетних имеются свидетельства о рождении, подтверждающие происхождение от заявителя. Доказательств того, что они являются гражданами другого государства, не имеется, несовершеннолетние, как это следует из адресного листа убытия, вместе с матерью покинули территорию Республики Армения, она же, в свою очередь, снята с учёта в Республике Армения. При таких обстоятельствах суд находит заявление подлежащим удовлетворению. Учитывая, что ТП УФМС является структурным подразделением УФМС по Ульяновской области и не обладает правами юридического лица, поэтому обязанность по принятию документов суд считает необходимым возложить на УФМС РФ по Ульяновской области в лице территориального пункта УФМС РФ по Ульяновской области в Новоспасском районе. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление АА. (добрачная фамилия Мх.) * удовлетворить. Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Ульяновской области в лице Территориального пункта УФМС по Ульяновской области в Новоспасском районе принять документы АА. (добрачная фамилия Мх.) *, действующей за себя и несовершеннолетних детей А.С.Г., *** года рождения и АА., *** года рождения, для постановки на миграционный учёт и оформления разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированной форме - 18 мая 2010 года. Судья: Л.Г. Коненкова