Дело ХХХ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2010 года р.п. Новоспасское Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Коненковой Л.Г., с участием помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., при секретаре Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным и понуждении принять меры по обеспечению инвалидов беспрепятственному доступу к зданию администрации, УСТАНОВИЛ: Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в данной сфере со стороны должностных лиц местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры {жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Вопреки указанной норме, ответчиком не приняты меры к оборудованию здания администрации, принадлежащего на праве собственности МО *** сельское поселение Новоспасского района, и расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***, ***, ***, приспособлениями и устройствами в целях создания условий беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты прав и интересов граждан-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой социальных прав. Просит признать незаконным бездействие администрации МО *** сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации МО *** сельское поселение и обязать ответчика принять меры по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации. В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеев А.П. представил заявление об уточнении требований, просил признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по созданию условий по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию администрации и обязать ответчика в срок до 01 октября 2010 года оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание администрации МО *** сельское поселение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***, ***, ***. Представитель ответчика - Глава администрации МО *** сельское поселение К. в судебном заседании подтвердил, что лестница в здание администрации поселения действительно пандусом не оборудована, соответствующие работы могут быть проведены осенью 2010 года при поступлении в бюджет поселения доходов от земельного и имущественного налога. В ближайшее время будут приняты меры к установлению кнопки вызова в здании администрации. Заслушав пояснения помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Еремеева А.П., представителя ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В ст.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дается понятие инвалида: инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Статьёй 33 Конституции гарантировано каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Аналогичная норма закреплена и в ст. 2 Федерального закона РФ № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Здание администрации сельского поселения является объектом социальной инфраструктуры и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Коптевское сельское поселении. В соответствии со ст. 50 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. А в силу ст. 37 Закона местная администрация наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В указанном здании размещаются служебные кабинеты и обеспечивается работа сотрудниками администрации поселения. Вместе с тем, ответчиком не оспаривается, что вход в здание оборудован лестницей, которая, однако, не имеет пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками. В отношении инвалидов действующим законодательством предусмотрены меры социальной защиты, выражающиеся в системе гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Таким образом, отсутствие специальных средств для беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации поселения противоречит требованиям федерального законодательства, а потому бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации, является незаконным, и на ответчика должна быть возложена обязанность обустройства входа в здание пандусом для инвалидов. В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Учитывая приведённые нормы, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц, а также в защиту интересов лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права. Каждому гарантировано право лично обращаться в органы местного самоуправления, это могут быть как граждане-инвалиды, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, так и иные лица, проживающие вне его, а потому круг лиц, в интересах которых прокурором предъявлено настоящее заявление, является неопределённым. К тому же, инвалиды, как лица, имеющие нарушения здоровья, приводящими к ограничению жизнеспособности, в полной мере не могут защищать свои права и интересы в суде. На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области, заявленные в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению. При разрешении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, суд учитывает требования п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которым органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с ответчика администрации МО *** сельское поселение государственная пошлина взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования *** сельское поселение Новоспасского района, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации муниципального образования *** сельское поселение. Обязать администрацию муниципального образования *** сельское поселение Новоспасского района в срок до 01 октября 2010 года оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание администрации муниципального образования *** сельское поселение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, ***, ***, ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновской областной суд через *** суд в течение 10 дней со дня его оглашения. Судья Л.Г. Коненкова