Решение суда о признании незак.бездействия по созданию условий для инвалидов по беспр.доступу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Новоспасское 09 июня 2010 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Балукова А.Н.

с участием помощника прокурора

Новоспасского района Еремеева А.П.

при секретаре В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение *** *** о признании незаконным бездействия по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации и возложении обязанности принять меры по обеспечению инвалидов беспрепятственному доступу к зданию администрации МО *** сельское поселение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новоспасского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО *** сельское поселение о признании незаконным бездействия по созданию условий для инвалидов по беспрепятственному доступу к зданию администрации МО *** сельское поселение и возложении обязанности принять меры по обеспечению инвалидов беспрепятственному доступу к зданию администрации сельского поселения, указав, что прокуратурой Новоспасского района была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Установлено, что должностными лицами администрации не в полной мере соблюдаются требования действующего законодательства в данной сфере правоотношений.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Согласно ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В ходе проведенной проверки установлено, что согласно выписки из реестра муниципальной собственности МО *** сельское поселение Новоспасского района на балансе администрации поселения состоит административное здание, общей площадью *** кв.м. по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, пос. ***, ул. ***, д.***. В нарушение вышеуказанного Федерального закона, до настоящего времени социально значимое учреждение - администрация МО *** сельское поселение не оборудовано специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Таким образом, должностными лицами администрации не надлежащим образом соблюдаются требования действующего законодательства о защите инвалидов.

Данное исковое заявление прокурором подано на основании ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан-инвалидов, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой социальных прав, гарантированных им действующим законодательством РФ.

В судебном заседании участвующий по делу помощник прокурора Новоспасского района Еремеев А.П. представил заявление об уточнении требований, просил суд признать незаконным бездействие ответчика по непринятию мер по созданию условий по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию администрации сельского поселения и обязать ответчика в срок до 01.10.2010 года оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание администрации МО *** сельское поселение, расположенное по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, пос. ***, ул. ***, д. ***, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области М. в суде исковые требования признал полностью, указав, что в настоящее время ими оформляются необходимые документы на здание администрации, после чего, они оборудуют лестницу пандусом для беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, и находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В силу ст.15 данного Федерального закона, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с Уставом МО *** сельское поселение Новоспасского района является муниципальным образованием в соответствии с Законом Ульяновской области. Администрация МО является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения.

Согласно выписки из реестра, в муниципальной собственности МО *** сельское поселение Новоспасского района находится здание администрации по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, пос. ***, ул. ***, д. ***, общей площадью *** кв.м.

В соответствии с нормами закона, к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов относятся, в том числе, административные здания и сооружения, то есть здание администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района является объектом социальной инфраструктуры.

В судебном заседании, бесспорно, установлено, что вышеуказанное здание администрации МО *** сельское поселение оборудовано лестницей, которая не имеет пандуса для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации, что является незаконным, нарушает права инвалидов на беспрепятственный доступ в здание администрации сельского поселения.

В силу ст.17 ч.1 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

По смыслу закона, под бездействием понимается не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает бездействие администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района по оборудованию пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницы, ведущей к входу в здание администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района, незаконным, ущемляющим права граждан-инвалидов.

В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

С учетом изложенного, суд считает обоснованными заявленные требования прокурора Новоспасского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, это могут быть как граждане-инвалиды, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, так и иные лица, проживающие вне его, а также в защиту интересов лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

С учетом всех обстоятельств дела, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность устранить нарушенные требования законодательства.

В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом всех обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до 01.10.2010 года.

При разрешении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, суд учитывает требования п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, согласно которым, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, с ответчика администрации МО *** сельское поселение Новоспасского района государственная пошлина взысканию не подлежит.

Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования (МО) *** сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по созданию условий по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию администрации МО *** сельское поселение, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, пос. ***, ул. ***, д. ***

Обязать администрацию муниципального образования (МО) *** сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области в срок до 01.10.2010 года оборудовать пандусом для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, лестницу, ведущую к входу в здание администрации МО *** сельское поселение, расположенного по адресу: Ульяновская область, Новоспасский район, пос. ***, ул. ***, д. ***.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток со дня оглашения.

Судья: А.Н. Балуков