Именем Российской Федерации п.г.т. Новоспасское 11 января 2012 года Ульяновской области Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Балукова А.Н. при секретаре Романенко Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лопуховой Л.В. об оспаривании решения Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости, УСТАНОВИЛ: Лопухова Л.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата № об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости - земельных участков. В обоснование заявления Лопухова Л.В. указала, что Дата сдала документы для осуществления государственной регистрации права собственности на три земельных участка, сформированных в счёт земельных долей. Дата по почте она получила уведомление о возврате документов без рассмотрения по причине отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта земельных участков, поскольку документы необходимые для кадастрового учёта, по содержанию не соответствуют требованиям ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно, в связи с опечаткой в разделе 4 межевого плана, была указана площадь земельного участка № кв.м., вместо № кв.м.. Считает, что данное решение ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> не основано на законе. При первичном рассмотрении её заявления от Дата о постановки на кадастровый учёт, отделом кадастрового учёта ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> было принято решение от Дата «О приостановлении осуществления кадастрового учёта». В соответствии с письмом Росреестра от Дата «О необходимости соблюдения норм Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» указано на то, что вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учёта в связи с выявлением обстоятельств, содержащихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учёта не допускается. Согласно п.2 ч.2 ст.26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» пересечение границ является основанием для принятия решения о приостановке, а не для отказа в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости. В соответствии с требованиями закона при проверки сведений об объектах недвижимости и содержащих в них документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта, орган кадастрового учёта обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта. Для проведения проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учёта не допускается, в том числе, истребование повторного заявления при поступлении от заявителя или его представителя документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учёта; вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учёта в связи с выявлением обстоятельств, содержащихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учёта; при подготовке решения ссылаться на положения закона без указания конкретных обстоятельств (содержания документов), послуживших причиной принятия соответствующего решения; в качестве рекомендаций о доработке представленных документов включать предложения общего характера, таких как «обратиться к лицу, считающемуся кадастровым инженером для устранения замечаний»; ссылаться в решениях (как на основания их принятия) на документы, которые в соответствии с законодательством РФ не являются обязательными для их исполнения (соблюдения) третьими лицами (заявителями). В отказе в осуществлении кадастрового учёта от Дата не представлено доказательств того, что представленные заявителем документы по форме и содержанию не позволяют осуществить государственный кадастровый учёт объекта недвижимости. Согласно разъяснениям Росреестра, основания для отказа, предусмотренные ст.27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом. Наличие опечатки является устранимым. Просила суд признать незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости и обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области осуществить кадастровый учёт объектов недвижимости - трёх земельных участков. Заявитель Лопухова Л.В. в судебном заседании не участвовала, о месте и времени рассмотрения дела была извещена. Представитель заявителя Андреев Ф.М. в суде заявленные требования заявителя Лопуховой Л.В. полностью поддержал, сославшись на вышеизложенные обстоятельства. Представители ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены. В письменном отзыве указали, что по результатам рассмотрения заявления Лопуховой Л.В. о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости от Дата, органом кадастрового учёта было принято решение от Дата о приостановлении осуществления кадастрового учета, по причине пересечения границ образуемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером №. Для устранения указанных причин, послуживших основанием для приостановления учётных действий, заявителем были представлены дополнительные документы, а именно, доработанный межевой план от Дата. По результатам рассмотрения представленных документов органом кадастрового учёта было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от Дата по причинам, отражённым в указанном решении, в том числе, в связи с пересечением границ образуемого земельного участка с границами земельных участков, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером №. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела видно, что заявитель Лопухова Л.В. является собственником земельного участка в общей долевой собственности, доля в праве ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства, общая площадь *** кв.м., адрес объекта: <адрес>, администрация <адрес> сельсовета, СПК «<адрес>». Решением общего собрания участников долевой собственности, собственников земельных долей СПК «<адрес>» <адрес> на земельный участок с кадастровым номером № от Дата для первоочередного выдела в счёт долей было определено местоположения частей земельного участка с кадастровым номером № в массивах №, в границах кадастрового квартала №, в границах кадастрового квартала №, согласно приложений № и 3. Был утвержден проект межевания земельных участков и согласованы их границы в счёт земельных долей из земельного участка, отнесённого к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельхозпроизводство. Дата заявитель Лопухова Л.В. обратилась в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области с письменным заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, *** земельных участков, образованных путём выдела в счёт 15 долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенных по адресу: -<адрес> -<адрес>; -<адрес> Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата № осуществление кадастрового учёта по заявлению Лопуховой Л.В. было приостановлено на основании п.2 ч.2 ст.26 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку границы *** образуемого земельного участка № по межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Ч., полностью накладываются на контура *** многоконтурного земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости; также, границы *** образуемого земельного участка пересекают границы контура *** с кадастровым номером №. Возможная причина: кадастровая ошибка, допущенная в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, кадастровый учёт которого осуществлен после Дата. Для устранения вышеуказанных причин, послуживших основанием для приостановления кадастрового учёта, заявителем Лопуховой Л.В. в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области был предоставлен межевой план от Дата в отношении образования 2 земельных участков путём выдела в счёт 14 долей в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером № расположенных по адресу: -<адрес> -<адрес> Решением ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата № Лопуховой Л.В. было отказано в осуществлении кадастрового учёта на основании п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку необходимые для кадастрового учёта документы по содержанию не соответствуют требованиям ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и приказа Минэкономразвития России № 412 от 24.11.2008 года «Об утверждении формы Межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а именно, при оформлении межевого плана нарушены требования п.18 Приказа, согласно которому, опечатки не допускаются. В разделе «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» межевого плана значение площади образуемого земельного участка № составляет №.м., а в разделе «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» значение площади образуемого земельного участка указано как № кв.м.. Кроме того, границы земельного участка, о кадастровом учёте которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно, границы образуемого земельного участка № пересекают границы обособленных участков с кадастровыми номерами №, входящих в состав ранее учтенного единого землепользования с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (для размещения электросетевого комплекса № Рекомендовано: предоставить заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; межевой план, выполненный в соответствии с требованиями законодательства, с учётом вышеуказанных замечаний, устранив противоречия. Возможная причина - ошибка, содержащаяся в документах, необходимых для кадастрового учета (межевой план) в части определения координат характерных точек границ образуемых земельных участков, либо кадастровая ошибка в части местоположения границ обособленных участков, входящих в состав ранее учтенного единого землепользования с кадастровым номером №, кадастровый учёт которых был осуществлен до Дата. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. При этом согласно разъяснениям Росреестра основания для отказа, предусмотренные ст.27 Закона о кадастре, должны носить характер, не позволяющий в принципе осуществить государственный кадастровый учёт объекта недвижимости, такие основания должны быть установлены исключительно законом (***). Согласно ст.22 Закона о кадастре, необходимыми для кадастрового учёта документами являются, в том числе, межевой план (при постановке на учёт земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учёте в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Межевой план является одним из документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта. В соответствии со ст.38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном ч.1 ст.39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч.10 ст.25 Закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от Дата №. В силу п. 18 Требований, оформление межевого плана на бумажном носителе может производиться с применением средств компьютерной графики, а также комбинированным способом. Опечатки, подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговорённые исправления не допускаются. Все исправления в межевом плане должны быть заверены печатью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера. Таким образом, закон допускает внесение кадастровым инженером в установленном порядке оговорённых исправлений в межевой план. Как было указано выше, орган кадастрового учёта принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учёта в случае, если заявление о кадастровом учёте или необходимые для кадастрового учёта документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре (п. 2 ч.2 ст.27 Закона о кадастре). Согласно письма Минэкономразвития РФ от Дата № «Об основаниях аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера», не могут рассматриваться в качестве причины принятия решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета такие элементы оформления межевого плана, как иные формальные недостатки, допущенные при подготовке межевого плана, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в нем сведений об объекте кадастровых работ, а также на возможность внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости. Под формой документа понимается совокупность и порядок расположения реквизитов в документе. Содержание документов определяется наличием сведений, необходимых для проведения государственного кадастрового учёта. При этом наличие определённых сведений зависит от выполняемых кадастровых процедур. Несмотря на то, что в межевом плане, предоставленном заявителем Лопуховой Л.В. в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области после вынесения последним решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от Дата, в разделе «Сведения о выполненных измерениях и расчетах» (лист №) имеется опечатка, то есть типографическая ошибка в печатном тексте, а именно, в подразделе «Точность определения площади земельных участков» площадь образуемого земельного участка № указана как *** кв.м., вместо *** кв.м., по мнению суда, не является безусловным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учёта по следующим основаниям. Согласно п.9 Требования к подготовке межевого плана, в состав межевого плана, подготавливаемого в результате кадастровых работ по образованию земельных участков путем раздела, перераспределения или выдела включаются разделы «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» и «Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам». В вышеуказанном представленном заявителем межевом плане в разделе «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» верно указана площадь образуемого земельного участка № кв.м.(лист №). Данная площадь земельного участка № также указана и в Акте согласования местоположения границы земельного участка межевого плана (лист № стр.***), а также в протоколе общего собрания участников долевой собственности, собственников земельных долей СПК «<адрес>» <адрес> на земельный участок с кадастровым номером № от Дата, в Постановлении администрации МО <адрес> сельское поселение <адрес> от Дата № «О присвоении адресов земельным участкам», которые были приложены заявителем к межевому плану. Кроме того, верно площадь данного земельного участка была указана и в межевом плане от Дата, представленном заявителем ранее в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области. Замечания, не влияющие на возможность осуществления государственного кадастрового учёта, могут устраняться в рабочем порядке (при наличии контактного адреса или телефона заявителя) либо путём приостановления кадастрового учёта на основании п.4 ч.2 ст.26 Закона о кадастре (Письмо Роснедвижимости от Дата № «О форме и содержании заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учёта»). Титульный лист межевого плана от Дата, предоставленный в ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области, содержал сведения о контактном адресе и телефоне кадастрового инженера Ч., составившего данный межевой план. Вышеуказанные обстоятельства в суде полностью подтвердил свидетель Ч. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что данную опечатку в межевом плане, возможно, было устранить без отказа в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Кроме того, в обоснование причин, послуживших основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета, ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области в решении от Дата ссылается на то, что границы земельного участка, о кадастровом учёте которого представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно, границы образуемого земельного участка № пересекают границы обособленных участков с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: <адрес> жилое строение по адресу: <адрес> (для размещения электросетевого комплекса №). Данные доводы, по мнению суда, также не могут служить основанием к отказу в осуществлении кадастрового учета по следующим основаниям. Письмом Росреестра от Дата № «О необходимости соблюдения норм Федерального закона от 27.04.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что при проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается, в том числе: -вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержащихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета. При вынесении решения о приостановлении осуществления кадастрового учета от Дата, ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области не было указано на данные обстоятельства в ходе проверки ранее представленных заявителем документов. Кроме того, статьёй 27 Закона о кадастре предусмотрен перечень оснований к отказу в осуществлении кадастрового учета, а статьей 26 предусмотрены основания для приостановления осуществления кадастрового учета. В силу п.2 ч.2 ст.26 Закона о кадастре, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). Из буквального толкования указанных норм следует, что пересечение границ земельного участка с другими границами земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, является основанием не для отказа в осуществлении кадастрового учета, а для приостановления осуществления кадастрового учета. Таким образом, по мнению суда, решение ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлению Лопуховой Л.В. не основано на законе. В то же время, в удовлетворении заявленных требований заявителя Лопуховой Л.В. о возложении обязанности на ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области осуществить кадастровый учёт объектов недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом представленного межевого плана, суд отказывает, поскольку кадастровый учет, в том числе постановка на кадастровый учет, осуществляется в установленном законом порядке соответствующим органом кадастрового учета, при предоставлении необходимых документов, с учетом устранения заявителем тех ошибок и нарушений, которые указаны в вышеуказанных решениях ФБУ «Кадастровая палата» по <адрес>. Поскольку судом признано незаконным решение ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области от Дата об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости по заявлению Лопуховой Л.В., суд считает необходимым возложить на ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области обязанность продолжить осуществление кадастрового учета по заявлению Лопуховой в соответствии с требованиями ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами, добытых и исследованных в судебном заседании. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Лопуховой Л.В. удовлетворить частично. Признать незаконным решение Федерального бюджетного учреждения (ФБУ) «Кадастровая палата» по <адрес> от Дата № об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости по заявлению Лопуховой Л.В. В удовлетворении требований Лопуховой Л.В. об обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Ульяновской области осуществить кадастровый учёт объектов недвижимости: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отказать. Обязать Федеральное бюджетное учреждение (ФБУ) «Кадастровая палата» по Ульяновской области продолжить осуществление кадастрового учёта по заявлению Лопуховой Л.В. в соответствии с требованиями ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 16.01.2012 года. Судья: А.Н. Балуков