Дело № 5-4/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении п.г.т. Новоспасское 12 мая 2011 года Ульяновской области Судья Новоспасского районного суда Ульяновской области Балуков А.Н., при секретаре Шаронове А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище ***, УСТАНОВИЛ: В апреле 2011 года отделением надзорной деятельности по Новоспасскому району Главного управления МЧС России по Ульяновской области была проведена внеплановая проверка исполнения требований пожарной безопасности в общежитии, находящемся в оперативном управлении областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования (ОГОУ НПО) профессиональное училище (ПУ) ***, по адресу: ***, *** ***. Данная внеплановая проверка была проведена на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ Шувалова И.И. от 29.11.2010 года № ИШ-П4-8134. По результатам проверки был составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ***, в котором были отражены выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», Нормами пожарной безопасности (НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденными приказом МЧС от 20.06.2003 № 323, Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений» СНиП 21-01-97*, «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ), «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПТЭЭП), а именно: -здание общежития не оборудовано системой оповещения людей о пожаре 3-го типа, нарушены требования п.п.3, 16 ППБ 01-03, п.5.1 НПБ 104-03; -здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, нарушены требования п.п.3, 34 ППБ 01-03, п.3 НПБ 110-03; -не произведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли, стропила и обрешетка здания общежития, нарушены требования п.36 ППБ 01-03; -пожарные лестницы здания общежития не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, нарушены требования п.41 ППБ 01-03; -в коридорах 1, 2 и 3 этажей здания общежития, а также в тамбурах и подсобных помещениях светильники электроосвещения не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными их конструкциями, нарушены требования п.п.57, 60 ППБ 01-03; -в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002 для каждого этажа здания общежития не разработаны и не вывешены на видных местах планы эвакуации людей в случае пожара, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.п.6.7.1 - 6.7.10 ГОСТ Р 12.2.143-2002; -на основании поэтажных планов эвакуации людей при пожаре не разработан сводный план эвакуации, который всегда должен находится в здании у коменданта общежития, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.7.1 ГОСТ Р 12.2.143-2002; -в процессе эксплуатации здания общежития на 3 этаже изменено функциональное назначение комнат для временного проживания людей посредством размещения в них библиотеки, нарушены требования п.п.3, 38 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97; -в процессе эксплуатации здания произведена перепланировка комнат для временного проживания людей под квартиры для постоянного проживания, нарушены требования п.п.3, 38 ППБ 01-03, п.4.3 СНиП 21-01-97*; -в процессе эксплуатации здания произведена перепланировка общих коридоров 1, 2 и 3 этажей, путём возведения перегородок, которые ограничивают доступ ко вторым эвакуационным выходам с каждого этажа, в результате чего ухудшаются условия безопасной эвакуации людей с каждого этажа здания общежития требуется не менее 2-х эвакуационных выходов, нарушены требования п.п.3, 40 ППБ 01-03, п.6.13* СНиП 21-01-97*; -в здании общежития, места расположения пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, не обозначены соответствующими знаками пожарной безопасности, нарушены требования п.27 ППБ 01-03; -контроль за техническим состоянием внутренней электросети здания общежития не осуществляется, проверка соответствия электросети требованиями нормативных документов по электроэнергетике не проведена, нарушены требования п.п.3, 57 ППБ 01-03, п.2.12.17 ПТЭЭП; -в здании общежития пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы соединительными гайками, рукавами и стволами, а также вентилями для открытия крана, нарушены требования п.п.3, 91 ППБ 01-03, ГОСТ 12.4.009-83; -соединения жил проводов в распределительных коробках внутренней электросети здания общежития выполнены скруткой и не изолированы, требуется при помощи опрессовки, сварки или пайки, нарушены требования п.п.3, 57, 60 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ; -в здании общежития внутренний противопожарный водопровод не проверен на работоспособность, нарушены требования п.89 ППБ 01-03; -здание общежития не обеспечено первичными средствами пожаротушения согласно требований нормативных документов, нарушены требования п.108 ППБ 01-03; -в оконных проёмах помещений первого этажа установлены глухие металлические решетки, допускается выполнять распашными или легкосъемными, нарушены требования п.40 ППБ 01-03; -покрытие полов на эвакуационных путях в общем коридоре 1-го этажа здания общежития выполнено горючими материалами в виде деревянного настила, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*; -покрытие полов на эвакуационных путях в общем коридоре 2-го этажа здания общежития выполнено горючими материалами в виде деревянного настила, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*; -покрытие полов на эвакуационных путях в общем коридоре 3-го этажа здания общежития выполнено горючими материалами в виде деревянного настила, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97*; -в процессе эксплуатации здания на 1-ом этаже изменено направление открытия дверей из комнат, что приводит к полному перекрытию ширины прохода на путях эвакуации в общем коридоре, требуется, чтобы ширина свободного прохода при открытых дверях с обеих сторон составляла не менее ширины дверного полотна, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.п.6.26*, 6.27 СНиП 21-01-97*; -в процессе эксплуатации здания на 2-ом этаже изменено направление открытия дверей из комнат, что приводит к полному перекрытию ширины прохода на путях эвакуации в общем коридоре, требуется, чтобы ширина свободного прохода при открытых дверях с обеих сторон составляла не менее ширины дверного полотна, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.26*, 6.27 СНиП 21-01-97*; -общий коридор на 2-ом этаже, являющийся эвакуационным путем, загроможден мебелью, нарушены требования п.53 ППБ 01-03; -на 3-ем этаже в электрощите отсутствуют надписи, указывающие назначение отдельных цепей и панелей, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п. 4.1.3 ПУЭ. Государственным инспектором Новоспасского района Ульяновской области по пожарному надзору Алькиным А.В. был составлен административный протокол № 63 об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 25.04.2011 года по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. По результатам проверки материалы данного административного дела должностным лицом были переданы на рассмотрение в Новоспасский районный суд для решения вопроса о применении к ОГОУ НПО ПУ *** административного наказания в виде приостановления деятельности здания общежития, по адресу: ***, ***, ***. Представитель ОГОУ НПО ПУ *** - и.о. директора ПУ *** Симакова Л.А. в судебном заседании вину фактически признала, пояснив, что общежитие находится в их оперативном управлении. Проблема соблюдения требований пожарной безопасности в здании общежития стоит с 2006 года, когда впервые поступило предписание органа пожнадзора об устранении нарушений пожарной безопасности, но поскольку требования законодательства не были выполнены, то учащимся было запрещено проживать в общежитии. Теперь в общежитии проживают сотрудники училища, а также иные лица, которые вносят арендную плату за проживание. Лица, проживающие в общежитии, фактически самовольно переоборудовали часть помещений, коридоры в общежитии, что влечет нарушение требований пожарной безопасности. Они будут стараться устранить нарушения требований пожарной безопасности по мере финансовой возможности. Государственный инспектор Новоспасского района Ульяновской области по пожарному надзору Алькин А.В. в суде подтвердил наличие нарушений требований пожарной безопасности юридическим лицом - ОГОУ НПО ПУ *** в здании общежития ***, указанных в протоколе об административном правонарушении от 25.04.2011 года, указав, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития создают непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, проживающих в общежитии. Изучив представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, считаю вину юридического лица - ОГОУ НПО ПУ № 25 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, доказанной. В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,…устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Вина юридического лица - ОГОУ НПО ПУ *** в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, подтверждается распоряжением органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки от 11.04.2011 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 25.04.2011 года, протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 25.04.2011 года, материалами дела об административном правонарушении, а также пояснениями представителя юридического лица, должностного лица органа государственного пожарного надзора. В соответствии с п.3 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, соответственно, проведение внеплановой проверки на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ Шувалова И.И. от 29.11.2010 года являлось законным и обоснованным, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон), под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров. В соответствии с требованиями ст.34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу ст.37 Закона руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности, и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В Правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (п.1 Правил). На основании п.10 Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители или должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. ОГОУ НПО ПУ *** по своей организационной правовой форме является образовательным учреждением, на праве оперативного управления за ним закреплено здание общежития по вышеуказанному адресу. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании, бесспорно, установлено, что юридическое лицо, действующее на основании Устава, наделённое на праве оперативного управления обособленным имуществом и, соответственно, несущее обязанности по поддержанию противопожарной безопасности, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил пожарной безопасности. Бесспорно, установлено, что серьёзные нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития имеют место на протяжении длительного времени, что подтверждается пояснениями представителя правонарушителя, государственного инспектора по пожарному надзору, предписаниями об устранении нарушений, актами проверок, но до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития так и не устранены. Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное приостановление деятельности согласно ст. 3.12. КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. С учетом количества выявленных нарушений требований пожарной безопасности, характера этих нарушений, нарушений требований пожарной безопасности в течение длительного времени, а также с учётом того, что здание общежития используется для проживания граждан, суд приходит к выводу о том, что допущенные существенные нарушения требований пожарной безопасности непосредственно влияют на возможность возникновения пожара и создают реальную опасность и угрозу для жизни и здоровья граждан, находящихся и проживающих в здании общежития, нарушают право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, в связи с чем, суд считает, что наиболее эффективной мерой административного наказания, в отношении ОГОУ НПО ПУ ***, обеспечивающей безопасность жизни и здоровья людей и позволяющей устранить выявленные нарушения является административное приостановление деятельности здания общежития. При этом суд приходит к убеждению, что применение менее строгого вида наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, не устранит обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, не обеспечит безопасности жизни и здоровья людей. Исправление части нарушений правил пожарной безопасности к моменту рассмотрения дела судом не может повлиять на выбор вида административного наказания вследствие того, что оставшиеся не устранимыми нарушения в совокупности создают реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. С учетом исследованных обстоятельств по делу, смягчающих и отягчающих обстоятельств, времени, необходимого для устранения нарушений, суд считает необходимым назначить юридическому лицу - ОГОУ НПО ПУ *** наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 суток. При устранении всех выявленных нарушений в силу ст. 32.12 КоАП РФ юридическое лицо вправе обратиться с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Руководствуясь статьями 3.12, 4.1-4.4, частью 1 статьи 20.4, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо - областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования (ОГОУ НПО) профессиональное училище (ПУ) *** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации здания общежития ОГОУ НПО ПУ ***, по адресу: ***, ***, на срок 30 суток, то есть по 10 июня 2011 года включительно. Срок административного наказания исчислять с 12 мая 2011 года. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. Судья: А.Н. Балуков