П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении п.г.т. Новоспасское 30 июля 2010 года Судья Новоспасского районного суда Ульяновской области Балуков А.Н., при секретаре Вантяховой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества (ОАО) «Ульяновскнефть», у с т а н о в и л: На основании распоряжения Начальника Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ульяновской области № *** от 22.06.2010 года в период с 08.07.2010 года по 15.07.2010 года государственными инспекторами Ульяновской области по пожарному надзору была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ОАО «Ульяновснефть». По её результатам был составлен акт проверки № *** от 15.07.2010 года, в котором были отражены выявленные в ходе проверки ОАО «Ульяновснефть» нарушения требований пожарной безопасности. 15.07.2010 года государственным инспектором Новоспасского района Ульяновской области по пожарному надзору Панченко С.В. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ОАО «Ульяновснефть» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований в области пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.6 настоящего Кодекса. Материалы данного административного дела должностным лицом были переданы на рассмотрение в Новоспасский районный суд для решения вопроса о применении к ОАО «Ульяновскнефть» административного наказания в виде приостановления деятельности - эксплуатации объекта склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) по адресу: Ульяновская область, р.п. ***, ул. ***, ***. Представитель ОАО «Ульяновскнефть» Смышляев В.В. в суде вину юридического лица фактически признал полностью, подтвердил наличие указанных нарушений требований пожарной безопасности, указав, что большая часть нарушений требований пожарной безопасности на объекте незамедлительно была устранена, по устранению остальных нарушений заключены соответствующие договора с различными организациями, проводится большая работа по устранению данных нарушений требований пожарной безопасности. Считает, что в настоящее время нет оснований для применения меры наказания в виде административного приостановления деятельности склада ГСМ. Государственный инспектор Новоспасского района Ульяновской области по пожарному надзору Панченко С.В. в суде подтвердил наличие нарушений требований пожарной безопасности юридическим лицом - ОАО «Ульяновскнефть» на складе ГСМ в р.п. *** Ульяновской области, указанных в протоколе об административном правонарушении от 15.07.2010 года на момент проверки. Подтвердил, что в настоящее время большая часть нарушений требований пожарной безопасности устранена, ведется интенсивная работа по устранению других нарушений требований пожарной безопасности, считает, что с учетом того, что в настоящее время нефтепродукты на склад не поступают, часть нарушений устранена, угрозы возникновения пожара, а также угрозы жизни и здоровью граждан, не имеется. Изучив представленные материалы, заслушав представителя ОАО «Ульяновскнефть» Смышляева В.В., государственного инспектора Новоспасского района по пожарному надзору Панченко С.В., считаю вину юридического лица - ОАО «Ульяновскнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, полностью доказанной. В судебном заседании, бесспорно, установлено, что юридическое лицо - ОАО «Ульяновскнефть» 15.07.2010 года на складе горюче-смазочных материалов (ГСМ) по адресу: Ульяновская область, р.п. ***, ул. ***, ***, нарушило требования пожарной безопасности в РФ, установленные нормативными документами по пожарной безопасности: Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, требования Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», «Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения. ВППБ 01-01-94», «Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов. ПБ 09-560-03», СНиП 2.11.03.-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы», СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети», СНиП 21-01-97, а именно: -на сливном устройстве (насос АСН №2) подтекает ГСМ, нарушены требования п.515 ППБ 01-03; -насосная станция ж/д слива нефтебазы расположена на расстоянии 7 м от резервуарного парка с горизонтальными резервуарами, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п. 2.5 таб.3 СНиП 2.11.03-93; -на территории склада ГСМ не смонтирована система оповещения людей о пожаре, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п. 20 т.2 НПБ 104-03; -не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт установок пожарной автоматики и сухотрубной системы, для проведения работ не составлен годовой график, нарушены требования п. 96 ППБ 01-03; -для производств не разработаны планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей, при проведении проверки не предоставлены, нарушены требования ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ, п.3 ППБ 01-03, справочник руководителя тушения пожара, под ред. Я.С. Повзик, п.9.1 ВППБ 01-01-94; -отсутствует необходимый запас пенообразователя на объекте для тушения возможного пожара, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, справочник руководителя тушения пожара, под ред. Я.С. Повзик, п.3.6.14 ПБ 09-560-03, разд. 8 СНиП 2.11.03-93; -не предусмотрены специально оборудованные места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн от нефтепродуктов, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.3.7 ПБ 09-560-03; -на железнодорожной эстакаде отсутствует аварийная ёмкость, обеспечивающая в случае аварий и проливов беспрепятственный сток жидкости в отводные лотки и каналы, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.5.7 ВППБ 01-01-94; -в зоне налива на железнодорожной эстакаде отсутствует твердое бетонное покрытие, оборудованное устройствами отвода в дренажную систему, для сбора и отвода атмосферных осадков и смыва пролитых нефтепродуктов. Твердое покрытие должно быть водонепроницаемым, ограждаться по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м и иметь уклоны не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам), нарушены требования п. 3 ППБ 01-03, п.2.3.8 ПБ 09-560-03, п.5.7 СНиП 2.11.03-93; -на сливоналивной железнодорожной эстакаде не предусмотрены быстродействующие отключающие системы, налив должен автоматически прекращаться при: -выдаче заданной нормы; -достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.3.10 ПБ 09-560-03; -на трубопроводах, по которым поступают на эстакаду ЛВЖ и ГЖ, отсутствуют быстродействующие запорные устройства или задвижки с дистанционным управлением для отключения этих трубопроводов при возникновении аварии на эстакаде. Отключающие устройства должны устанавливаться на расстоянии 20-50 м от наливных эстакад, управляться из операторной и непосредственно на железнодорожной эстакаде, на нулевой отметке у эвакуационных лестниц, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.3.11 ПБ 09-560-03; -на сливоналивной железнодорожной эстакаде отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций. Один датчик сигнализатора довзрывных концентраций должен быть установлен на две цистерны на нулевой отметке вдоль каждого фронта налива и слива, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.3.27 ПБ 09-560-03, п.3.1.10 ВППБ 01-01-94; -железнодорожные пути не оборудованы съездом на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять вывод цистерн от эстакад в обе стороны. При невозможности устройства обгонного пути, допускается оборудовать в конце тупикового пути лебедку для возможности расцепки состава при пожаре, длину которого следует увеличивать на 30 м., нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.5.2 СНиП 2.11.03-93; -эстакады не оборудованы специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами и т.п.) для прекращения выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами, нарушены требования п. 3 ППБ 01-03, п.2.4.18 ПБ 09-560-03, п.3.7.7, 3.7.8 ВППБ 01-01-94; -на автомобильных эстакадах не оборудованы сигнализаторы довзрывных концентраций, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.4.15 ПБ 09-560-03, п.3.1.10 ВППБ 01-01-94; -не обеспечено прекращение операции налива и запрет запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% нижнего концентрационного предела распространения пламени, нарушены требования п.2.4.16 ПБ 09-560-03; -площадки налива автомобильных цистерн не оборудованы навесами. Конструкция навеса должна быть изготовлена из несгораемых материалов, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.4.3 ПБ 09-560-03; -на станциях и пунктах налива автоцистерн не применяются установки автоматизированного налива с местным и автоматизированным управлениями из операторной, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.4.4 ПБ 09-560-03; -на сливоналивных автомобильных эстакадах отсутствуют автоматические предельные ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения и предназначенные для исключения перелива продукта через край горловины котла цистерны, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.4.9 ПБ 09-560-03; -на станциях и пунктах налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны не установлены сигнализаторы довзрывных концентраций, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.4.15 ПБ 09-560-03; -площадка для автоцистерн не ограждена по периметру бортиком высотой не менее 0,2 м и уклоном не менее 2% для стока жидкости к приемным устройствам (лоткам, колодцам, приямкам), нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.5.7 СНиП 2.11.03-95; -со стороны выезда автоцистерн не выполнена пологая отбортовка высотой 0,2 м., нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п. 5.7 СНиП 2.11.03-93; -не испытан на водоотдачу, с оформлением соответствующего акта и указанием фактического расхода воды в л/с наружный противопожарный водопровод, нарушены требования п.89 ППБ 01-03; -при срабатывании ручного пожарного извещателя, расположенного на обваловании резервуаров, не сработала система оповещения на территории объекта, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.13.1 НПБ 88-2001; -в помещении пропускного пункта на путях эвакуации в коридоре для отделки стен используется горючий материал (панели ПВХ) без определенных показателей пожарной безопасности (не предоставлен сертификат пожарной безопасности), не допускается применять с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.6.25 СНиП 21-01-97; -помещение, в котором установлен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации (пожарный пост), не обеспечено исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.), нарушены требования п.97 ППБ 01-03; -в помещении пожарного поста, в котором установлен приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации, отсутствует аварийное освещение, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.12.55 НПБ 88-2001; -в насосной станции наружного водоснабжения отсутствуют автоматические газоанализаторы довзрывных концентраций с выводом сигнала на пульт управления (в операторную), нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.3.4 ВППБ 01-01-94, п.3.6.1.3 ПБ 09560-03; -в насосной станции наружного водоснабжения отсутствуют аварийная вентиляция, которая должна включаться в случае загазованности насосной, а также быть заблокированной на отключение насосов при неработающей вентиляции, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.6.1.3 ПБ 09-560-03, п.3.3.1 ВППБ 01-01-94; -в помещении насосной станции наружного водоснабжения схема обвязки насосов не соответствует действительной схеме водоснабжения, нарушены требования п.92 ППБ 01-03; -в насосной станции наружного водоснабжения на каждой задвижке имеются таблички без указания их назначения, нарушены требования п.92 ППБ 01-03; -в насосной станции наружного водоснабжения отсутствует инструкция о порядке включения насосов-повысителей, нарушены требования п.92 ППБ 01-03; -устройство по определению уровня воды в пожарных водоемах, находится в неисправном состоянии, нарушены требования п.90 ППБ 01-03; -при включения насосов-повысителей в насосной станции напор в водопроводе недостаточный, так как длина струи от лафетных стволов менее расстояния до стенок резервуаров, нарушены требования п.34, 98 ППБ 01-03, п.8.14 СНиП 2.11.03-93; -перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе от пожарного водоема не установлен колодец с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.9.32 СНиП 2.04.02-84; -у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установлены указатели, которые не соответствуют требованиям, требуются указатели объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, нарушены требования п.90 ППБ 01-03; -для тушения возможных пожаров в резервуарном парке, на предприятии отсутствует телескопический подъемник-пенослив, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, прим.4 прил.6 ВППБ 01-01-94; -территория предприятия ограждена не продуваемой оградой из негорючих материалов, фактически выполнена сплошной кирпичной стеной, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.12 СНиП 2.11.03-93, п.6.10 ПБ 09.560-03; -резервуары светлых нефтепродуктов не оборудованы системой автоматического контроля и отключения технологического оборудования при достижении допустимого предела заполнения резервуара, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.1.8 ВППБ 01-01-94; -резервуарный парк, а также запорно-регулирующая арматура не оборудованы по периметру датчиками сигнализаторов довзпывных концентраций, на высоте 1,0-1,5 м. от планировочной отметки поверхности земли, с расстоянием между датчиками не более 20 м., нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.6.27-2.6.30ПБ 09-560-03; -резервуар объемом 400 куб.м. не оборудован огнепреградителем, нарушены требования п.3, 516 ППБ 01-03; -отсутствуют огнепреградители на резервуарах нефтепродуктов, нарушены требования п.3, 516 ППБ 01-03, п.2.6.11-2.6.14 ПБ 09-560-03; -установленные дыхательные клапана на резервуарах, не проверяются в соответствии с технической документацией, нарушены требования п.3, 516 ППБ 01-03; -между переходами через обвалование и стационарными лестницами на резервуарах отсутствуют пешеходные дорожки (тротуары) шириной не менее 0,75 м., нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.11 СНиП 2.11-03-93; -площадки внутри обвалования не засыпаны песком, нарушены требования п.514 ППБ 01-03; -обвалование выполнено ограждающей стеной с земляной засыпкой, при этом ширина ограждения составляет менее 0,5 м., нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.3.6 СНиП 2.11-03-93; -планировочные отметки проезжей части внутренних автомобильных находятся не выше планировочных отметок прилегающей территории, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.2.17 СНиП 2.11-03-93; -на территории предприятия не оборудована автоматическая пожарная сигнализация с установкой ручных пожарных извещателей: у зданий категории А. Б и В; у торцов сливоналивных эстакад, нарушены требования п.3 ППБ 01-03, п.9.5 СНиП 2.11-03-93. Таким образом, в судебном заседании, бесспорно, установлено, что юридическим лицом - ОАО «Ульяновснефть» на складе ГСМ по адресу: Ульяновская область, р.п. ***, ул. ***, ***, допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Вина юридического лица - ОАО «Ульяновскнефть» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении в области пожарной безопасности от 15.07.2010 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 15.07.2010 года, материалами дела об административном правонарушении, а также пояснениями представителя юридического лица, должностного лица. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под противопожарным режимом подразумеваются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании установлено, что юридическое лицо, действующее на основании Устава, наделенное обособленным имуществом и, соответственно, несущее обязанности по поддержанию противопожарной безопасности, не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил пожарной безопасности. Санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении юридического лица предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Административное приостановление деятельности согласно ст. 3.12. КоАП РФ заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Согласно акта об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 27.07.2010 года, составленного ОАО «Ульяновскнефть», а также представленного государственным инспектором Новоспасского района по пожарному надзору Панченко С.В. акта об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 28.07.2010 года, из выявленных в ходе проверки 47 нарушений требований пожарной безопасности на складе ГСМ, которые были отражены должностным лицом в протоколе об административном правонарушении от 15.07.2010 года, на день рассмотрения дела в суде 22 нарушения полностью устранены, 4 нарушения устранены частично. С учетом количества не устранённых на момент рассмотрения дела в суде нарушений требований пожарной безопасности, характера этих нарушений, с учетом специфики деятельности склада ГСМ, высокой степени пожарноопасности объекта, суд приходит к выводу о том, что данные оставшиеся нарушения требований пожарной безопасности создают реальную опасность и угрозу для жизни и здоровья граждан, находящихся на территории объекта, поскольку в случае возникновения пожара может возникнуть реальная угроза жизни и здоровью людей, данные нарушения могут также причинить существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, в связи с чем, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности склада ГСМ. При этом суд приходит к убеждению, что применение менее строгого вида наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, так как существующие нарушения правил пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара, реально угрожать жизни и здоровью людей, могут причинить существенный вред состоянию и качеству окружающей среды, что является недопустимым. С учетом исследованных обстоятельств по делу, смягчающих и отягчающих обстоятельств, времени, необходимого для устранения нарушений, суд считает необходимым назначить юридическому лицу - ОАО «Ульяновснефть» наказание в виде административного приостановления деятельности склада ГСМ сроком на 15 суток. Доводы представителя правонарушителя о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности уже частично устранены, предпринимаются все необходимые меры для скорейшего устранения оставшихся нарушений требований пожарной безопасности, по мнению суда, не могут служить основанием для применения менее строгого вида наказания. То обстоятельство, что в настоящее время работа склада ГСМ фактически приостановлена, на склад временно не завозятся нефтепродукты, также не может являться основанием для применения менее строгого вида наказания. При устранении всех выявленных нарушений в силу ст. 32.12 КоАП РФ ОАО «Ульяновскнефть» вправе обратиться с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности. Руководствуясь статьями 3.12, 4.1, 20.4 ч.1, 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья п о с т а н о в и л: Признать юридическое лицо - открытое акционерное общество (ОАО) «Ульяновскнефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности склада горюче-смазочных материалов по адресу: Ульяновская область, р.п. ***, ул. ***, ***, на срок 15 суток, то есть по 13 августа 2010 года включительно. Срок административного наказания исчислять с 30 июля 2010 года. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления. Судья: А.Н. Балуков