Дело №2-124/2010.РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Новосиль 28 октября 2010 года.
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
федерального судьи Конюхова В.Т., при секретаре Расторгуевой Л.А.,
с участием прокурора Корсаковского района Орловской области старшего советника юстиции Ивочкина М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Корсаковского района Орловской области в интересах Маклецовой Ангелины Игнатьевны к администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности выплатить Маклецовой Ангелине Игнатьевне компенсацию за имущество, конфискованное в результате политических репрессий 1930 и 1933 годов,
установил:
Прокуратурой Корсаковского района в соответствии с поручением прокуратуры Орловской области была проведена проверка по обращению Маклецовой А.И. по вопросу невыплаты ей денежной компенсации за имущество, конфискованное в результате политических репрессий 1930-1933 годов. Проведённой проверкой установлено, что в соответствии с протоколом заседания Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий №5 от 28 мая 1996 года было рассмотрено заявление Маклецовой А.И. о выплате компенсации за имущество, изъятое у ФИО3. По результатам рассмотрения заявления признан факт изъятия имущества у ФИО3 В соответствии с заключением по результатам проверки обоснованности имущественных требований от 28 мая 1996 года №5, проверка проведена по заявлению Маклецовой А.И., являющейся наследником ФИО3, раскулаченного на основании постановления Корсаковского РИКа и реабилитированного в 1992 году УВД Орловской области. Как установлено комиссией, в ходе раскулачивания у ФИО3 на хуторе <адрес> (на момент рассмотрения заявления <адрес>) были изъяты жилые, надворные и хозяйственные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, скот. Учитывая, что стоимость изъятого имущества с учётом жилого дома превышает установленный статьёй 16-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» максимальный размер и в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путём из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, комиссия установила, что наследники раскулаченных членов семьи имеют право на компенсацию в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, что на день вынесения заключения составляет 7590000 рублей. Указанное заключение было направлено главе администрации Новосильского района (исходящий №382 от 30 мая 1996 года). 14 июня 1996 года главой администрации Новосильского района было издано постановление №77 «О выплате наследникам ФИО3, компенсации за изъятые жилье, надворные постройки, с/х инвентарь и скот». Согласно данному постановлению наследникам первой очереди ФИО3, 1873 года рождения, раскулаченного в 1933 году на хуторе Травинском Корсаковского (на момент издания постановления Новосильского) района и реабилитированного в 1992 году УВД Орловской области за незаконно изъятые жильё, надворные и хозяйственные постройки, сельхозинвентарь и скот полагается выплатить компенсацию в размере 7590000 рублей.
В соответствии с информацией администрации Новосильского района выплаты по незаконно конфискованному имуществу производит финансовый отдел администрации Новосильского района. Вышеуказанные документы не являются документами постоянного хранения, соответственно узнать, выплачена ли компенсация Маклецовой А.И. не представляется возможным.
Вместе с тем, Маклецова А.И. обратилась с заявлением в Межрегиональную общественную организацию Московскую Ассоциацию Жертв Незаконных Репрессий (МАЖР) о том, что компенсацию за конфискованное имущество в сумме 7590000 рублей (неденоминированных), она не получала. Указанное заявление для рассмотрения было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Таким образом, прокурор Корсаковского района полагает, что в ходе проверки объективно установлено, что Маклецова А.И. компенсацию за конфискованное имущество в размере 7590000 рублей (неденоминированных) не получала.
Как установлено проверкой, заключение Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий направлено в администрацию Новосильского района 30 мая 1996 года и как указано выше 14 июня 1996 года главой администрации Новосильского района было издано Постановление №77 «О выплате наследникам ФИО3 компенсации за изъятые жильё, надворные постройки, с/х инвентарь и скот». Вместе с тем, Маклецова А.И. денежную компенсацию в размере 7590000 неденоминированных рублей до сих пор не получила, что вынудило её обратиться с заявлением о защите нарушенных прав.
Однако до настоящего времени права Маклецовой А.И. не восстановлены.
Маклецова А.И., 1925 года рождения, в силу своего возраста не может самостоятельно защитить свои права в суде.
На основании изложенного прокурор Корсаковского района Орловской области просил суд обязать администрацию Новосильского района Орловской области выплатить Маклецовой Ангелине Игнатьевне, наследнице раскулаченного ФИО3 на хуторе <адрес>, компенсацию за незаконно изъятые жилые, надворные и хозяйственные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, скот в размере 7590000 рублей (деноминированных) в соответствие с протоколом заседания Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий №5 от 28 мая 1996 года и заключением по результатам проверки обоснованности имущественных требований от 28 мая 1996 года №5 (л.д.4).
При подготовке дела к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании старший помощник прокурора Новодеревеньковского района Орловской области Олейников Д.А., представлявший интересы прокуратуры Корсаковского района Орловской области, уточнил заявленные исковые требования в части их размера, указав, что прокурор Корсаковского района просит суд взыскать с ответчика в пользу истицы денежные средства в размере 7590 рублей (л.д.56).
Судом направлялось судебное поручение по месту жительства истицы об опросе Маклецовой А.И. по существу иска. Из оглашённого судом протокола судебного заседания Ленинского районного суда города Смоленска от 24 сентября 2010 года установлено, что ни истица, ни её брат ФИО2 компенсацию в размере 7590000 (неденоминированных) рублей согласно постановлению №77 Новосильской администрации от 14 июня 1966 года не получали. О данном постановлении истица узнала примерно в октябре 2009 года, когда поехала в Москву в управление политических репрессированных. До 2009 года о Постановлении №77 Новосильской администрации Орловской области от 14 июня 1996 года «О выплате наследникам ФИО3 компенсации за изъятые жильё, надворные постройки, с/х инвентарь и скот в размере 7590000 неденоминированных рублей» она не знала.
В судебном заседании прокурор Корсаковского района Орловской области Ивочкин М.М. заявленные исковые требования поддержал, считая их обоснованными и законными, просил суд обязать администрацию Новосильского района Орловской области выплатить Маклецовой Ангелине Игнатьевне, наследнице раскулаченного в 1933 году ФИО3 на хуторе <адрес> компенсацию за незаконно изъятые жилые, надворные и хозяйственные постройки, сельскохозяйственный инвентарь, скот в сумме 7590 рублей в соответствии с протоколом заседания Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий №5 от 28 мая 1996 года и заключением по результатам проверки обоснованности имущественных требований от 28 мая 1996 года №5.
Истица Маклецова А.И. в судебное заседание не явилась ввиду преклонного возраста, просила суд о рассмотрении дела в её отсутствие, заявленные прокурором исковые требования поддерживает и просит суд их удовлетворить (телефонограмма №185 от 20 октября 2010 года).
Представитель ответчика – глава администрации Новосильского района Орловской области Борзёнков В.Д. в судебное заседание не явился, однако представил суду заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в отсутствие представителей ответчика, с заявленными исковыми требованиями согласен.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, будучи надлежащим образом извещённым судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил и не просил суд об отложении слушания дела.
В силу положений статьи 167 ГПК РФ, при вышеизложенных обстоятельствах по делу неявка в судебное заседание истицы, третьего лица и представителя ответчика не является препятствием к рассмотрению поданного прокурором Корсаковского района иска по существу в отсутствие истицы, третьего лица и представителя ответчика.
Выслушав прокурора Корсаковского района Орловской области старшего советника юстиции Ивочкина М.М. и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Современное Российское законодательство, стремясь приблизиться к цивилизованным нормам права, признаёт, что если карательная мера была применена по отношению к отдельному лицу или к группе граждан по политическим мотивам, то она является незаконной, а подвергнутые ей граждане считаются жертвами политических репрессий и подлежат реабилитации.
В соответствии с преамбулой Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» его целью является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
В силу статьи 16-1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.
Как следует из статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в
суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
В судебном заседании установлено следующее.
Из справки о реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником УВД Орловской области ФИО10, усматривается, что ФИО17, на момент применения репрессии проживал в <адрес>. В 1930 году на основании Постановления ЦИК и СНК от 01 февраля 1930 года был раскулачен и выслан в Северный Край. В соответствии с пунктом в) статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО2 реабилитирован (л.д.23).
На основании документов, содержащихся в личном деле спецпереселенца ФИО3, 1873 года рождения, (находится на хранении в ИЦ при УВД по Архангельской области, арх.№88907), устанавливающих факт применения в 1933 году политической репрессии в виде высылки семьи ФИО2 на спецпоселение в пос.Шойваны Карельской АССР, Заключением УВД Орловской области от 11 сентября 1992 года семья ФИО2 была реабилитирована (л.д.83).
Из протокола №5 заседания Орловской областной комиссии по реабилитации и восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от 28 мая 1996 года установлено, что данная комиссия по заявлению Маклецовой А.И. признала факт изъятия имущества у ФИО3 и утвердила заключение о компенсации в размере 7590000 неденоминированных рублей (л.д.37, 40).
Из исследованного в судебном заседании Постановления №77 «О выплате наследникам ФИО3 компенсации за изъятые жилье, надворные постройки, с/х инвентарь и скот» от 14 июня 1996 года установлено, что согласно данному постановлению наследникам первой очереди ФИО3, 1873 года рождения, раскулаченного в 1933 году на хуторе Травинском Корсаковского (на момент издания постановления Новосильского района) и реабилитированного в 1992 году УВД Орловской области, за незаконно изъятые жилье, надворные и хозяйственные постройки, сельхозинвентарь и скот полагается выплатить компенсацию в размере 7590000 рублей (л.д.45).
В силу статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
После принятия главой администрации решения о выплате компенсации заявитель и государство (Российская Федерация) в лице местной власти вступили в отношение, определяемое статьей 307 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) как денежное обязательство между должником (государством в лице его Федерального казначейства) и кредитором в лице заявителя (наследника по закону первой очереди репрессированного гражданина).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из копии свидетельства о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлено, что её отцом является ФИО3 (л.д.28).
Из копии свидетельства о браке № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО4 и ФИО5 вступили в брак, о чём произведена соответствующая запись. После заключения брака ФИО4 присвоена фамилия – ФИО5 (л.д.29).
Таким образом, материалами дела достоверно доказано, что истица Маклецова Ангелина Игнатьевича является наследницей первой очереди репрессированного в 1930 и в 1933 годах ФИО3.
09 февраля 1996 года Маклецова А.И. обращалась в Комиссию по реабилитации для репрессированных с заявлением о выплате положенной ей компенсации за конфискованное в 1930-1933 годы имущество (л.д.26).
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путём из владений в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, решение администрации о выплате компенсации наследникам репрессированного должно было быть передано в районное отделение Казначейства РФ обычным порядком, о чём должны были быть извещены наследники репрессированного гражданина первой очереди.
Однако, ответчик не представил суду доказательств направления извещения о выплате компенсации родственникам репрессированного гражданина, а также доказательств того, что указанная сумма компенсации была им (либо кому–то одному их них) выплачена.
Из сообщения руководителя Отделения федерального казначейства по Новосильскому району ФИО11, установлено, что документы по исполнению постановления от 14 июня 1996 года №77 Главы администрации Новосильского района ФИО12 относятся к делам временного хранения, передаче в архив не подлежат. Документы временного хранения хранятся в Отделении и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению в установленном порядке. Ведомости по перечислению средств и сведения об остатках за период с 1994 года по 2000 год включительно были уничтожены, согласно акту о выделении документов к уничтожению №4 от 07 февраля 2005 года, методом сожжения (л.д.52).
Из сообщения главы Новосильского района Борзёнкова В.Д. №1476 от 28 октября 2010 года установлено, что подтвердить факт выплаты компенсации Маклецовой А.И. или другим наследникам её отца из-за отсутствия финансовой документации не представляется возможным.
Вместе с тем, как видно из Постановления главы администрации Новосильского района №77 от 14 июня 1996 года, данным актом органа власти не поименованы конкретные лица, являющиеся наследниками первой очереди репрессированного ФИО3, не указано о необходимости извещения наследников о принятом главой администрации района ФИО18 постановлении, не определён механизм исполнения данного Постановления №. При этом истица указала, что о данном Постановлении главы администрации она узнала лишь в 2009 году. Следовательно, ответчиком были существенно нарушены права истицы, которая была лишена возможности получить причитающуюся ей денежную компенсацию за политические репрессии, имевшие место в 1933-м году на хуторе <адрес> в отношении её отца ФИО3
Каких-либо возражений на иск прокурора ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором Корсаковского района исковые требования обоснованными и законными и приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307-310 ГК РФ, статьями 167, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Корсаковского района Орловской области в интересах Маклецовой Ангелины Игнатьевны к администрации Новосильского района Орловской области о возложении обязанности выплатить Маклецовой А.И. компенсацию за имущество, конфискованное в результате политических репрессий, удовлетворить.
Обязать Администрацию Новосильского района Орловской области выплатить Маклецовой Ангелине Игнатьевне, наследнице раскулаченного ФИО3 на хуторе <адрес>, компенсацию за незаконно изъятые в 1933 году жильё, надворные и хозяйственные постройки, сельскохозяйственный инвентарь и скот в размере 7590 (семь тысяч пятьсот девяносто) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Новосильский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья ______________
(подпись)