Дело №2-26/2011.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
город Новосиль 14 февраля 2011 года.
Новосильский районный суд Орловской области в составе:
федерального судьи Конюхова В.Т., при секретаре Расторгуевой Л.А.,
с участием помощника прокурора Новосильского района Орловской области Мищенко А.Б.,
представителя ответчика администрации города Новосиль Орловской области Трусова Ю.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Новосильского района Орловской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Новосиль Новосильского района Орловской области о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Новосильского района обратился в суд с иском к администрации города Новосиль, в обоснование которого указал, что в результате проведённой прокуратурой проверки состояния улично-дорожной сети в городе Новосиль было установлено, что в нарушение пунктов 3.1.6-3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 проезжие части, расположенные вдоль улиц Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии имеют снежный накат, не обработаны противогололёдными материалами, зимняя скользкость на них не устранена. В силу постановления Главы администрации города Новосиль №33 от 18 июля 2008 года утверждён перечень дорог общего пользования местного значения в городе Новосиле, в который включены указанные улицы. Согласно положениям пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам, которые регламентированы ГОСТом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 года №221. В нарушение указанных нормативных правовых актов органы местного самоуправления города Новосиль не исполняют должным образом обязанности по содержанию автомобильных дорог городского поселения. Указанные нарушения могут повлечь ДТП, увеличивают вероятность аварийной ситуации на территории поселения, создают угрозу жизни и здоровью населения. Прокурор просил суд обязать администрацию города Новосиль принять меры к организации и обеспечению безопасности дорожного движения на участках дорог по улицам Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии г.Новосиль, а именно к устранению на проезжих частях снежных накатов, обработке проезжих частей противогололёдными материалами, устранению на проезжих частях зимней скользкости.
В судебном заседании помощник прокурора Новосильского района Мищенко А.Б. заявление прокурора поддержал, обосновывая его вышеизложенными доводами, просил иск удовлетворить и обязать администрацию города Новосиль в десятидневный срок принять меры к организации и обеспечению безопасности дорожного движения на участках дорог по улицам Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии города Новосиль, а именно к устранению на проезжих частях снежных накатов, обработке проезжих частей противогололёдными материалами, устранению на проезжих частях зимней скользкости.
В судебном заседании представитель ответчика Трусов Ю.В. заявленные прокурором района исковые требования не признал, пояснив, что в январе 2011 года согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным администрацией города Новосиль с ООО «Жилкомсервис», именно на ООО «Жилкомсервис» была возложена обязанность по благоустройству города Новосиль, в том числе и по уборке снежных накатов, устранению скользкости на улицах города. Администрация города своевременно профинансировала услуги ООО «Жилкомсервис» по благоустройству, однако из-за частых снегопадов исполнитель, то есть ООО «Жилкомсервис» не всегда справляется с уборкой снега на проезжей части улиц.
Третьи лица: ОГИБДД ОВД по Новосильскому району и ООО «Жилкомсервис» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате, времени и месте слушания дела представители третьих лиц были извещены судом своевременно и надлежащим образом.
Руководствуясь положениями части третьей статьи 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть и рассмотрел данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пунктом 5 части первой статьи 14 Федерального закона от 06 октября 1993 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 08 ноября 2007 года) к вопросам местного значения поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в пункте 2 части второй статьи 50 указанного Закона предусмотрено, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Статья 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ (в редакции от 27 декабря 2009 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела установлено, что Постановлением №44 от 05 июля 2008 года Новосильского городского Совета народных депутатов «О принятии в муниципальную собственность МО «город Новосиль» муниципального имущества, безвозмездно передаваемого МО «Новосильский район» был утверждён перечень муниципального имущества необходимого для решения вопросов местного значения, принимаемого из муниципальной собственности муниципального образования «Новосильский район» в муниципальную собственность муниципального образования «город Новосиль», в который включены и дороги по улицам Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии города Новосиль (л.д.17-20).
Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилкомсервис» приняло на себя обязательства выполнять работы по благоустройству города Новосиль, в том числе и по уборке дорог и тротуаров от снега, посыпке улиц (л.д.26).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Новосиль и ООО «Жилкомсервис» был продлён срок действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
Из материалов дела, а именно Актов выявленных недостатков в содержании дорог от 24 января 2011 года (л.д.7-16), исследованных в судебном заседании, установлено, что проезжие части, расположенные вдоль улиц Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии имеют снежный накат, не обработаны противогололёдными материалами, зимняя скользкость на них не устранена, что является нарушением требований норм ГОСТа Р 50597-93.
Факт имеющихся нарушений представителем ответчика Трусовым Ю.В. в судебном заседании не оспорен, поскольку ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных инспектором ДПС ОГИБДД ОВД по Новосильскому району недостатков.
Таким образом, судом установлено, что состояние дорог (улицы Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии) не соответствует правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства подтверждают обоснованность доводов заявления прокурора о том, что не устранение ответчиком нарушений ГОСТа по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что ответственность за обеспечение надлежащего состояния проезжей части дорог поселения в целях безопасности дорожного движения вышеуказанными нормативными правовыми актами возлагается на органы местного самоуправления, а в данном случае на администрацию города Новосиль, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что в силу наличия муниципального контракта с ООО «Жилкомсервис» именно данная организация должна нести ответственность по иску прокурора, поскольку, по мнению суда, то обстоятельство, что администрация города заключила и профинансировала муниципальный контракт с ООО «Жилкомсервис» по благоустройству территории поселения не снимает с ответчика обязанность по надлежащему содержанию дорог, собственником которых является ответчик, поэтому доводы представителя ответчика о недоказанности вины администрации города Новосиль в бездействии по надлежащему содержанию автодорог по улицам Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского и 348-й Стрелковой дивизии являются несостоятельными.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Новосильского района Орловской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Новосиль Новосильского района Орловской области принять меры к организации и обеспечению безопасности дорожного движения на участках дорог по улицам Карла Маркса, Луначарского, Советской, Володарского, 348-й Стрелковой дивизии в городе Новосиле Орловской области, а именно к устранению на проезжих частях снежных накатов, обработке проезжих частей противогололёдными материалами, устранению на проезжих частях зимней скользкости в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Орловский областной суд через Новосильский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья ________________
(подпись)