Дело №12-10/2012. РЕШЕНИЕ об оставлении постановления должностного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье о назначении административного наказания без изменения, а жалобы на него - без удовлетворения город Новосиль 23 августа 2012 года. Судья Новосильского районного суда Орловской области Конюхов В.Т., с участием: должностного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье специалиста-эксперта Г***, должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, главы администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Дёмина Е.Н. на Постановление №247 по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей природной среды и природопользования, принятое 05 июня 2012 года исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье А*** в отношении: должностного лица – главы администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмина Евгения Николаевича, <данные изъяты>, установил: Глава администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмин Е.Н. был привлечён исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 21 Федерального закона Российской федерации от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест». Постановлением, принятым 05 июня 2012 года исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье А***, должностному лицу – главе администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Не согласившись с постановлением исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье, глава администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмин Е.Н. 10 августа 2012 года обратился в суд с жалобой об отмене постановления исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье А*** от 05 июня 2012 года. В обоснование жалобы Дёмин Е.Н. указал, что данное постановление вынесено незаконно, поскольку его никто не извещал о дате, времени и месте рассмотрения материала, поэтому он не мог присутствовать в момент его рассмотрения и был лишён возможности представлять необходимые объяснения и доказательства, чем были существенно нарушены его права. Копию постановления №247 по делу об административном правонарушении он получил только лишь 06 августа 2012 года от судебного пристава-исполнителя, который 03 августа 2012 года возбудил в отношении автора жалобы исполнительное производство за неуплату штрафа. В судебном заседании Дёмин Е.Н. жалобу поддержал, просил суд её удовлетворить, пояснив суду, что он не был надлежащим образом извещён о рассмотрении материалов дела, поскольку лично никаких извещений не получал, копию постановления от органа, назначившего наказание, также не получал, а получил от судебных приставов, когда уже было возбуждено исполнительное производство. Виновность свою не признаёт, поскольку свалка находится за территорией населённого пункта, поэтому ответственность должна нести районная администрация. Кроме того, должностное лицо при составлении протокола №134 осмотра территорий свалок бытовых отходов привлекло в качестве понятых своих работников Л*** и Ч***, что противоречит требованиям закона. Должностное лицо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье Г*** по существу жалобы возражал, указав, что о времени и месте рассмотрения дела Дёмин Е.Н. был извещён лично при составлении протокола об административном правонарушении, о чём имеется отметка в протоколе об административном правонарушении от 21 мая 2012 года. За указанные в протоколе нарушения законодательства, допущенные на территории Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области, согласно разъяснениям Пленума ВС РФ несёт ответственность глава администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области. На рассмотрение дела он не явился, поэтому копия постановления №247 по делу об административном правонарушении была направлена в его адрес по почте. В деле имеется почтовое уведомление о вручении 13 июня 2012 года направленной Дёмину Е.Н. корреспонденции работнику администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области З*** Понятые, которые участвовали при осмотре территории, были не заинтересованы в исходе дела, поскольку Ч*** является водителем, работает по договору и должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье не является, Л*** также не является должностным лицом данного территориального отдела. Выслушав объяснения участников процесса, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного Постановления, доводы жалобы, суд считает, что Постановление №247 по делу об административном правонарушении, принятое 05 июня 2012 года исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье А*** о назначении главе администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей надлежит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям. Постановление №247 по делу об административном правонарушении от 05 июня 2012 года вынесено уполномоченным на то должностным лицом и содержит все необходимые сведения в соответствии с требованиями частей 1 и 1.1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в нём указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; срок и порядок обжалования постановления, а также информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа. В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 года №380-ФЗ) влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года №309-ФЗ). По мнению суда, должностное лицо Дёмин Е.Н. обоснованно привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оснований ставить под сомнение выводы должностного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье у суда не имеется. Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Согласно части второй статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Положениями части второй статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу пункта 18 части первой статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с частью 6.1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, из приведённых положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закреплённых за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. Доводы жалобы о том, что со стороны должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье имело место ненадлежащее извещение должностного лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суд не принимает во внимание ввиду следующего. Из представленного на обозрение суда Протокола №250 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составленного в отношении главы администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмина Е.Н. 21 мая 2012 года, судом установлено, что глава администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмин Е.Н. был извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении 21 мая 2012 года, о чём имеется отметка в протоколе об административном правонарушении. Копия протокола вручена правонарушителю 21 мая 2012 года под расписку. Факт подписания протокола об административном правонарушении и расписки в получении копии протокола Дёмин Е.Н. в судебном заседании не отрицал. Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусмотрена обязанность органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, в целях соблюдения сроков, предусмотренных статьёй 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, быстрого извещения участвующих лиц о месте и времени рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено. Поэтому суд считает извещение Дёмина Е.Н. надлежащим, поскольку последний участвовал при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, после составления которого был извещён о рассмотрении дела 05 июня 2012 года в 15 часов, а в случае невозможности прибытия на рассмотрение дела либо в целях подготовки к участию в рассмотрении дела не был лишён права заявить ходатайство об отложении слушания дела на другой день. Однако данным правом Дёмин Е.Н. не воспользовался, на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, то есть по собственному желанию отказался от реализации своих процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с изложенным вопреки доводам жалобы суд считает, что должностное лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Дёмин Е.Н. был надлежащим образом извещён о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, однако своим правом на защиту не воспользовался, на рассмотрение дела не явился, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении рассмотрения дела. Факты наличия на территории Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области несанкционированных свалок глава администрации Дёмин Е.Н. в судебном заседании не отрицал. В соответствии с частью первой статьи 25.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. У суда отсутствуют основания считать, что понятые Л*** и Ч***, присутствовавшие при осмотре территорий 21 мая 2012 года, являются лицами, заинтересованными в исходе дела, поскольку они не являются должностными лицами территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье. Позицию должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, – главы администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмина Е.Н., не признающего свою виновность как должностного лица в совершении административного правонарушения, суд рассматривает, как способ избежать административной ответственности. Факт нарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка и у суда не возникает неустранимых сомнений в виновности главы администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области, которые могли бы толковаться в пользу данного должностного лица. При назначении должностному лицу административного наказания исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье были учтены характер совершённого административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и является справедливым и соразмерным нарушению. Оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и оснований для прекращения дела в соответствии со статьёй 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях районным судом не установлено. На основании изложенного суд приходит к убеждению, что исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье было принято законное и обоснованное постановление о назначении административного наказания. Руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд решил: Постановление №247 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принятое 05 июня 2012 года исполняющим обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в пос.Верховье, о назначении главе администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области Дёмину Е.Н. административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей оставить без изменения, а жалобу Дёмина Е.Н. - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу с момента его оглашения. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение десяти суток. Судья _______________ (подпись)