Решение от 29.10.2010 о признании незаконным бездействия администрации



Дело № 2-2691/10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года г. Новосибирск

... суд ... в составе:

председательствующего судьи Томас Е.М.,

при секретаре Топчян А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора ... в защиту прав неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации ... незаконным и обязании совершить действия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ... обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации ... незаконным и обязании совершить действия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. В обоснование своих требований указал, что по результатам проверки, проведенной совместно прокуратурой ... и Управлением Росреестра ... установлены нарушения по организации сбора, вывоза мусора и бытовых отходов на территории .... По сообщению администрации ... работы по ликвидации несанкционированных свалок ТБО проводятся периодически и на момент предоставления информации не сообщает о наличии несанкционированных свалок ТБО. Однако, по результатам проверки установлено, что за территорией ... вблизи федеральной трассы ..., напротив ... жилмассива расположена несанкционированная свалка ТБО площадью около 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №. По информации администрации ... указанная свалка не входит в число отвалов ТБО, имеющих необходимую разрешительную документацию. Таким образом, наличие свалки свидетельствует о бездействии администрации ..., просит обязать администрацию ... совершить действия по ликвидации несанкционированной свалки ТБО.

В судебном заседании прокурор ... Соловьева Т.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - администрации ... Мосин Г.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требования прокурора не согласился и пояснил, что земельный участок, на котором находится свалка ТБО, принадлежит на праве собственности ЗАО «...» и следовательно, администрация ... не должна следить за состоянием земельных участков, имеющих собственника. Считает, что администрация ... не должна заниматься вывозом мусора с указанного земельного участка.

Представитель заинтересованного лица - ЗАО «...» Кузнецова Н.Ю., действующая на основании доверенности в судебном заседании поддержала доводы прокурора ... и пояснила, что ЗАО «...» на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8500 000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный примерно в 5,4 км по направлению на юго-запад; через полосный участок в 1,6 км. на северо-запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: .... На полях хозяйства хаотично организованы свалки мусора и бытовых отходов. Администрация ... не выполняет обязанности по сбору и вывозу ТБО надлежащим образом, не принимает меры к лицам, допускающим складирование мусора и ТБО в несанкционированных местах. В администрации ... неоднократно направлялись письма с просьбой о ликвидации свалки, однако никаких мер не принято. ЗАО «...» согласно оказать помощь администрации ... в ликвидации салок ТБО.

Согласно ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ... по заданию прокуратуры ... № от ... прокуратурой ... была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. По результатам проверки установлено, что за территорией ... вблизи федеральной трассы ... напротив ... жилмассива расположена свалка бытовых отходов площадью около 400 кв.м., что подтверждается актом проверки, составленным госинспектором по использованию и охране земель ... и фототаблицей.

Согласно информации № от ... предоставленной администрацией ... указанная свалка не входит в число отвалов ТБО, имеющих необходимую разрешительную документацию. В связи с чем усматривается нарушение земельного законодательства в части использования земельного участка не по целевому назначению и не в соответствии с видом разрешенного использования.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 13 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.8). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. (ч.3 ст.8).

Согласно ст.12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ч.2 ст.12 ЗК РФ).

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из информации, предоставленной администрацией ... в прокуратуру ... по исполнению п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрацией ... заключен контракт с ООО «...» № от ... согласно которого организация оказывает услуги по сбору, ввозу и утилизации твердых бытовых отходов от населения, учреждений соцсферы. ООО «...» принимает, размещает и утилизирует ТБО от населения, предприятий на основании договоров, заключаемых в двухстороннем порядке, на полигоне ТБО, расположенном в 3 км. от .... На территории ... расположены полигоны ТБО, при возникновении несанкционированных свалок ТБО проводится их ликвидация силами ООО «...» (как правило два раза в год).

Таким образом, обязанность по ликвидации свалки ТБО возлагается на администрацию ... и наличие несанкционированной свалки на земельном участке вблизи федеральной трассы ... не соответствует требованиям законодательства РФ и свидетельствует о бездействии администрации ....

Положениями ст.ст. 20, 41, 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на жизнь, на охрану здоровья, каждому гражданину гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

Бездействие администрации ..., выразившееся в отсутствии организационной деятельности по вывозу бытовых отходов существенно нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории сельского совета. Кроме того, наличие несанкционированной свалки способствует распространению грызунов, выделению ядовитых веществ в атмосферу и почвенный слой, разнос мусора ветром влечет захламление земель.

На основании изложенного, суд считает исковые требования прокурора ... обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Администрации ..., выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории ... - незаконным, и обязать Администрацию ... в срок до ... принять меры по ликвидации несанкционированной свалки ТБО, расположенной за территорией ... вблизи федеральной трассы ..., организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в ... суд путем подачи кассационной жалобы через ... суд.

В окончательной форме решение изготовлено ...

Судья: - подпись